"Бог не в силе, но в правде"

"Бог не в силе, но в правде"

Поселок Усть-Ижора – жемчужина Колпинского района. Расположено это место при впадении Ижоры в Неву и славится победой князя Александра Ярославича над шведским войском в 1240 году. В честь такого знаменательного для русской истории события – Невской битвы – в 1711 году по именному указу Петра I был возведен православный храм имени святого благоверного князя Александра Невского.

Мало кто знает, что этот храм, ныне являющийся одной из главных достопримечательностей района, много раз строился и перестраивался. В начале XVIII века он дважды горел от удара молнии. В 1799 году на месте деревянного был сооружён новый каменный храм с колокольней. С 1871 по 1875 год на добровольные пожертвования крестьян Усть-Ижоры производилась последняя перестройка церкви. К концу XX века от храма остались фактически одни руины: в начале Великой Отечественной войны была взорвана колокольня, а в 1962 году обрушился купол.

В 1987 году жители поселка создали религиозное общество «Невская битва», основной целью которого было возрождение Усть-Ижорского храма. Одним из основателей и бессменной его участницей стала коренная жительница поселка, моя бабушка, Мария Ивановна Дунаева.

Мария Ивановна родилась 29 января 1927 года в поселке Усть-Ижора, где прожила всю свою восьмидесятилетнюю жизнь. Она с достоинством выдержала все тяготы Великой Отечественной войны. До начала 1943 года бабушка провела в блокадном Ленинграде, потом работала заливщицей стали на Сталинградском тракторном заводе, пережила смерть брата и отца на фронте. После войны кончила курсы чертёжников и несколько десятилетий проработала в НИИ электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова (в 1975 году она стала заслуженным ветераном труда).

Главными добродетелями бабушка считала трудолюбие, благородство и справедливость. Сама она этими качествами обладала в полной мере, за что пользовалась заслуженным уважением у окружающих. Когда в 1992 году общество «Невская битва» было официально зарегистрировано, она одна из первых откликнулась на проблемы жителей, определила план работ по восстановлению храма св. князя Александра Невского и, организовав группу энтузиастов, приступила к выполнению задач.

Начались работы (они проводились по субботам) с воссоздания внутреннего убранства, потом жители приступили к благоустройству близлежащей территории: кладбища и спуска к Неве. На сегодняшний день стиль церкви созвучен всему архитектурному ансамблю: центральному памятнику Александру Невскому (скульптор В. Горевой) на берегу Невы и гранитной набережной. Колокольный звон в вечернее время и праздничные дни приглашает усть-ижорцев на церковную службу. Согласно записи, сделанной бабушкой в своём дневнике, вес колокола составляет 269 пудов 35 фунтов. Этот дневник, в который она заносила все основные события общества «Невская битва», я храню как семейную реликвию.

Мария Ивановна была истинно верующим человеком. Примером тому служили каждодневные утренние и вечерние молитвы, соблюдение постов и церковных обрядов. Бабушка не любила говорить о своей вере громко, но всегда знала, что только в единении с Господом можно принять жизнь такой, какая она есть, быть терпеливым и верить в свои силы, как источник помощи и добра людям. Никто из обращавшихся к бабушке с какой-либо проблемой не уходил от нее без совета и помощи. В Усть-Ижоре она пользовалась большим авторитетом. В связи с этим мне часто вспоминается, как гуляя с бабушкой по поселку, все шедшие нам навстречу люди, почтительно с ней здоровались.

Помимо работы в «Невской битве», бабушка занималась общественной деятельностью в местном муниципалитете. Журналист Алексей Бакулин в своей статье «Дважды святой день», опубликованной на портале «Православный Санкт-Петербург» цитирует выступление Марии Ивановны на награждении памятными знаками заслуженных усть-ижорцев (в честь 300-летия Санкт-Петербурга): «Еще несколько лет назад здесь ничего не было: ни памятника, ни церкви, ни крестных ходов. Усть-Ижоре готовили судьбу Рыбацкого, поглощенного новостройками; в честь же Невской битвы собирались положить на берегу реки памятный камень – булыжник с надписью. Мы (коренные жители – прим. К.Ш.) все вместе отстояли Усть-Ижору, мы добились того, что теперь она становится историко-мемориальным заповедником «Место Невской битвы», – мы и впредь не дадим свой поселок в обиду!».

Биография моей бабушки убеждает меня в том, что место религии в век космоса есть и будет до тех пор, пока будут рождаться такие верные своему делу люди: не чурающиеся работы, оказывающие поддержку ближнему и верующие, что «Бог не в силе, но в правде!». Эти знаменитые слова Александра Невского стали любимой фразой бабушки, утверждавшей, что правдивость – высшее благо, данное человеку от Господа.

В наш технократический, постиндустриальный XXI век религия пытается сохранить уже накопленные многовековой историей духовные традиции. Возрождение церкви представляет важный этап в объединении людей. Это становится необходимым, потому что современные технические устройства и технологии создают идеальные условия для отчуждения человека от человека. Сегодня религия, выполняя ряд важных функций (мировоззренческую, регулятивную, культурную и пр.), помогает людям найти свое место в жизни и обрести гармонию с миром, а также обращает человека к сокровенным чувствам и мыслям.

Ксения ШАХОВА

ksushahova | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль