Вечный символ

Вечный символ

Тема: Что бы вы выбрали символом России и почему?

Автор: Екатерина Андреевна Гусева

Прежде чем начать разговор о том, что бы я выбрала символом России, я решила удостовериться в том, что верно понимаю смысл этого слова. За определением я обратилась к толковому словарю С. И. Ожегова, и вот какое толкование он предлагает. Символ, а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь — с. мира. Якорь — с. надежды. Этот подарок — с. верности. 2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины. * Символ веры — 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами “Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...”; 2) то же, что кредо. Символы государства — государственный герб, флаг, гимн. II прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.). Символическое изображение.

Получается, что символ России - это что-то такое, что должно олицетворять нашу страну и этим символом может быть все, что угодно. Невольно я вспомнила текст о вечных часах Брюса, который в этом году был предложен нам для анализа на муниципальном этапе всероссийской олимпиады по литературе. В этой притче рассказывалось о вечных часах, которые в эпоху Петра I смастерил механик-самоучка Брюс и которыми император был страшно горд и на предложение продать их за границу, всегда категорически отказывал. Часы эти были простыми на вид, однако с секретом внутри, поскольку они никогда не останавливались и шли несколько лет подряд с того момента, как их впервые завели. Повествование в этой притче ведется от лица рабочего-штукатура Егора Степановича Пахомова и датируется 1924 годом.

Вы спросите, а почему я вспомнила об этой притче. На мой взгляд, так называемые вечные часы Брюса можно считать неким символом нашего государства. По отношению к такому «диковинному» предмету в эпоху Петра Великого и Екатерины, можно судить и о порядках, господствовавших в России в эти времена. На мой взгляд, символ должен быть чем-то живым, памятным, вечным и олицетворяющим наше государство в разные эпохи. Я думаю, что вечные часы Брюса, как раз и являются таким полуживым символом нашей страны в разные времена.

Только задумайтесь, созданные в эпоху великих преобразований Петра I они символизируют и прогрессивность эпохи, и умение государя ценить великое, пусть и созданное людьми его империи. Именно в эпоху Петра была задана траектория благополучного развития нашего государства. Пока был жив Петр, говорится в притче, и часы шли. А когда государь умер, наступила эпоха другого правителя и других правил.

Когда спустя некоторое время государством стала управлять Екатерина, она пожелала, чтобы ровно в 12:00 из часов Брюса солдат с ружьем выбегал, часы разобрали, а собрать снова так никто и не сумел. Как говорит сам рассказчик этого текста, «А стала царицей Екатерина, тут и пришёл им конец». Эти слова можно также трактовать, как конец прогрессивного развития государства, когда власть упивается собственным величием.

Я не зря указала автора текста и дату выпуска выше. Простой человек, рабочий-штукатур, Егор Степанович Пахомов рассказывает эту историю в 1924 году. А это уже совсем другая эпоха, другая власть, иное время. Наша страна находилась на рубеже нового времени, утверждается конституция СССР и к власти приходит, диктатура пролетариата, стремящаяся всеми силами уничтожить прошлое. Здесь всплывает тема памяти, которую, кстати, наш вечный символ: Брюсовы часы также вскрывает. Ведь отношение к символу меняется в эпоху Екатерины, часы становятся бесполезной забавой и всех уже мало волнует, что изобретение это уникально по своей природе. Только подумайте, сколько столетий прошло с петровской эпохи, а до сих пор не нашлось человека, способного создать что-то подобное. На мой взгляд, Екатерининская эпоха, представленная в тексте, где Пахомов говорит о проблеме памяти и того, что было сделано для потомков, является неким отголоском эпохи диктатуры пролетариата.

Оказывается, с помощью Брюсовых часов можно охарактеризовать любую эпоху и отношение к ним, как к символу России, с легкостью показывает состояние государства российского на том или ином историческом этапе.

Невольно возникает вопрос: а что случилось бы с вечными часами Брюса в современной России? В эпоху развития компьютерных технологий, рыночной экономики, в эпоху разобщения российского общества и потери духовности. Смогли ли бы современные россияне оценить уникальность такого символа? Однозначного ответа, конечно, нет. Однако я считаю, что в эпоху, когда современная молодежь открыто заявляет, что согласна продать собственных родителей ради того, чтобы разбогатеть, в эпоху, когда деньги правят миром, нашлось бы много желающих продать это изобретение подороже, чтобы разбогатеть. Это мое мнение. Но, я уже оговорилась, что однозначного ответа нет. Например, моя подруга была категорически не согласна с моим мнением и сказала, что в современной России, из-за отсутствия изобретений, Брюсовы часы поместили бы в музей и миллионы людей со всего мира ездили бы в Россию, чтобы только одним глазком глянуть на такое чудо света.

Мне было интересно узнать, а как выглядит Россия в глазах мирового сообщества? У моего знакомого из Германии я спросила, а что, по его мнению, символизирует Россию. Он назвал довольно стереотипные вещи: медведь в шапке ушанке, бутылку водки и Путина. Вот вам еще одно подтверждение душевной скудности современного подростка. Как символом такой огромной, великой страны, пережившей множество воин и побед, страны, в которой столько великих имен: Петр I, Пушкин, Солженицын, Кутузов, Циолковский, Королёв можно ассоциировать с бутылкой водки. Я не могу судить, кто прав, ведь каждый решает для себя сам, мое дело лишь смотреть на мир пытливыми глазами подростка.

89087518159 | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль