Россия - Нигерия в снегах.

Россия - Нигерия в снегах.

Большая и непонятная, затерянная в гуще дремучих лесов и стереотипов, Россия многие века будоражила умы европейцев. Для одних она вечно молодая красавица в кокошнике, для других - империя зла с ядерной колотушкой. Кто-то считает её освободителем, кто-то угнетателем. И причин этому много. А самое главное то, что она сама не знает, кем же ей быть. Здесь кроется, возможно, роковая опасность. Но в чем же заключается многогранность и неопределенность? И самое главное – что делать и кто виноват?

Исторически сложилось так, что Российское государство формировалось на задворках Европы. Оно оказалось зажато меж двух абсолютно разных цивилизаций и культур, веками перенимало (чаще всего неумело и с опозданием) от них как лучшее, так и худшее. С востока азиаты, с запада европейцы. Ещё Александру Невскому приходилось выбирать меньшее зло. Так продолжается и по сей день. Возможно, отсюда растут ноги у пресловутого “Третьего пути”. И не потому ли российскому народу трудно причислять себя к какой-либо одной стороне? Ведь Испания, Франция, Англия, Германия, Италия без оговорок называют себя ядром Европы, жизненно важной её частью. Труднее ситуация со славянскими странами на Балканах, Польшей - “бедными родственниками”, вечно мечущимися между молотом и наковальней. Все же они не имеют того веса, коим обладает Россия, оттого их судьбы не столь трагичны. Вдобавок после падения Византии Русь оказалось наследницей, “Третьим Римом”, ориентиром православной веры, чего католические государства Европы простить не смогли. Путем подобных метаморфоз получилось слишком сильное, чтобы быть просто смятым и затерянным в анналах истории, государство, в то же время с абсолютно чуждой своим соседям верой, не определившееся с внешне и внутриполитическим курсом.

И всё бы ничего, если б не некий злой Рок, преследующий страну всё её существование. Человек непредвзятый, взглянув на политику страны в любой из веков, может обвинить правительство в недальновидности, может, даже, инфантильности. Такое ощущение, будто существовали принципы, мешающие монархам преступить нравственную грань в таком грязном деле, как политика. Эдакий безобидный добрый великан – друзей защитит, а они и в спину плюнут. Он посмотрит и дальше наступать пойдет на те же грабли. Наиболее яркий пример – панславизм, поперёк горла вставший на многие века, из-за которого и поперхнулась Российская империя, сунулась в мясорубку мировой войны. В таком сложном деле решения должны приниматься исходя из рациональных объяснений, а не пресловутой “идеи” единения славян. Конечно, идеи могут быть движущей силой (в чем можно убедиться на примере Третьего рейха), но, в конце концов, и они преследуют определённые выгоды. Или война с Японией 1905 года. Шапкозакидательство чуть не вылилось в полномасштабную революцию. А всего-то хотели “маленькой победоносной войны”. И такой курс прослеживается до самых лет начала существования государства. Невольно приходит мысль: отчего же у нас не нашлось своего Талейрана или Виктории? Откуда столь недальновидные решения в вопросах, от которых зависит судьба страны? Где же та беспринципность и прагматизм, что были у европейских монархов?

Естественно, находились люди, которым претило такое положение дел. Их усилия, к сожалению, оказались потрачены впустую. Достаточно вспомнить Михаила Сперанского (проект которого опередил свое время на 100 лет), Александра II Освободителя (убитого, как ни странно, революционерами, ратовавшими за демократический курс) или Петра Столыпина. Особенно интересна деятельность Петра Аркадьевича, ведь он, по сути, был “последним рыцарем Российской империи”. Однако под конец жизни он остался практически один, с враждебно настроенными правительственными кругами, с покалеченными детьми и все жертвы оказались напрасны, вследствие многих причин, и не в последнюю очередь из-за близорукости царя, его окружения.

Странные метаморфозы наблюдались с идеями, пустившими корни в России. Об этом писал еще Ф.М. Достоевский в "Дневнике писателя": "... либерализм нам обратился повсеместно - или в ремесло, или в дурную привычку. То есть сама по себе это была вовсе не дурная привычка, но у нас все это как-то так устроилось".

Под удар этого “кривого зеркала” попало многое: самодержавие, с трудом приемлющее изменения в век перемен; декабристское восстание на поверку оказалось капризом наивных отпрысков дворян, совершенно оторванных от реальности. Баловство кровавое. Идеи коммунизма, насажденные большевиками, мутировали в диктатуру с культом личности, причем он настолько глубоко укоренился в сознании, что мумия в центре столицы большинство не смущает. Такое можно наблюдать в племенах некоторых стран Африки, в которых за святыню почитается часть тела вождя. Или та же псевдодемократия. Когда сломался СССР, всем показалось, наступила свобода, равенство, братство. Вряд ли. Декорации сменились, и это ни для кого не секрет.

Итого, сетовать на безделье не выходит – многие осознавали и пытались вылечить болезни государства. Но, как можно убедиться, в дело не раз вмешивался господин случай, и клубок проблем катился дальше. Более того, эта “традиция” со временем превратилась в фарс: прокатитесь по гладким автобанам по Германии, пройдитесь по Берлину, посетите памятник воинам Красной армии, не забудьте о с нуля отстроенном Дрездене. И, вернувшись на родину, по ямам и ухабам, посмотрите в окно. А это точно страна-победитель?

По Толстому, народная сила движет историческими процессами. Так, может, он и виновен в своих бедах?

Нельзя не согласиться, что литература – настоящий кладезь для понимания страны и людей, её населяющих. До нас не дошли мемуары мещан и крепостных. Эту ношу – изображение жизни обыкновенного человека - взвалили на себя писатели, поэты. На этом поприще помимо Толстого особенно хочется выделить Некрасова и Достоевского. Они, как никто другой, познали, полюбили и смогли изобразить быт и нравы “русского мужика”. Причем оба видят его вечным страдальцем, терпимцем. В какой-то мере, ему свойственен даже мессианский дух. Ещё бы, что иначе позволило бы ему, образно говоря, в лаптях запускать спутники и ракеты?

Кстати о лаптях. Не столь уж многим отличался “белый негр” от своего коллеги в Штатах – разве что выкупить себя мог, да и то не факт. Но самое страшное то, что чернокожих работяг завозили аж с другого континента, в то время как крепостной угнетался своими же соотечественниками.

И все же, решающую роль играет самоопределение народа, его менталитет. Положа руку на сердце, стоит признать: многие не против заиметь царя-батюшку, чтобы он проблемы все за них решил, сказал, что делать и зачем жить (около 28%, если верить ВЦИОМ). Более того, этот вариант наиболее приемлем. Как писал Некрасов: “Люди холопского звания/— Сущие псы иногда: /Чем тяжелей наказания, /Тем им милей господа”. А разгадка одна - страх ответственности за свои действия. Ожирелый эгоизм. К счастью, эту пропасть в воспитании поколения преодолевают семимильными шагами. Не стоит забывать, этот народ был всегда способен вытащить себя за волосы в самые трудные времена. А значит, и вождь здесь скорее костыль, нежели пастух.

Получается, народ тоже не виноват – понимает всё, осознает, работает над собой. Дайте только время. В таком случае, обычно всех собак вешают на “Третий путь” страны, распластавшейся на западе и востоке, далеком севере и горном юге. А не ведет ли он в Третий мир к папуасам и сумасбродным фанатикам?

Тяжело? Так мы ведь своей дорогой идем! - подбадривало правительство обычного мужика. А не дороги ли - одна из двух насущных бед страны? К тому, как известно, в России их нет, только направления.

Опыт этот (если не эксперимент) поистине уникальный уже хотя бы потому, что колонизация и приобретение новых земель протекали по отличному от английских или американских сценариев. На счету Романовых нет резерваций и геноцида, нет и подобных Сипайскому восстаний или Бурской войны. Многие, например, без пяти лет грозная и воинственная Грузия , искали у России защиты, и имперский орел брал под свое крыло. Даже татары, в войне с которыми мы пролили немало крови, сейчас – члены одной большой семьи. Другое дело – правительство 20-50-х годов – опять же, полная противоположность, кривое зеркало. И вот такой путь, путь многонациональности, без центра тяжести, идет рука об руку с многострадальностью. Каждому этносу пришлось поступиться своим комфортом и интересами в угоду общего курса. Но так ли это плохо?

Как ни странно, нет. В стране, где осуществимо все, кроме реформ, социальный лифт идет на любой этаж. Несмотря на кажущуюся монолитность, фундамент государства всегда был несколько шатким. И тот, кто сможет пробраться через трещинки в нем, обнаружит настоящий клондайк возможностей. Все, что нужно – немного смелости и находчивости. А какой русский не любит быстрой езды? Ермак и его дружина, если опустить пафосную мишуру, по сути, мало чем отличались от конкистадоров. Подобно Кортесу, он осмелился ступить дальше родных границ, и наградой тому стала вся Сибирь с её несметными богатствами. Или сын сапожника и прачки из грузинской губернии вместе с разношерстной командой революционеров расшатал этот самый фундамент, сам на него взобрался, заклеил на время, провел полунищую державу через горнило войны, вручил ядерную бомбу и заснул вечным сном не где-нибудь, а в некрополе Кремлевской стены. Однако это слишком далёкие отголоски прошлого. Нужно что-то более знакомое. Побольнее. На роль Ермака XXI века отлично подходит такая одиозная личность, как Березовский. Можно сыпать на него какими угодно проклятиями, упрекать в злоупотреблении кровью младенцев, но назвать глупым человеком - невозможно. Незаметный младший научный сотрудник за короткое время стал одним из богатейших и влиятельнейших людей страны, обладавший одно время огромной властью убирать и ставить нужных людей в правительстве. Другое дело, какими методами это достигалось, и спал ли Борис Абрамович по ночам (насколько известно, жалоб не было). И все же факт есть факт: Россия – страна огромных возможностей, только если человек готов заплатить за это цену и поступиться местечком в раю.

В связи с относительно недавними событиями на Манежной площади, в Бирюлёво, из стана консервативных сторонников ныне действующего правительства доносятся возгласы: “Нам нужна штабильность! Не раскачивайте лодку!”. Только лодка эта плывёт более десяти веков, и всё время пробоины на ней лишь штопались, в то время как каркас подгнивал. Отсюда пошло мнение, будто эту страну не исправить.

С таким подходом не исправить. Но выход из порочного круга есть. Двойственность всегда предполагает выбор. Да, это тяжело. Да, не все хотят брать на себя ношу ответственности. Да, многие предпочтут старого знакомого сатрапа с уже почти родной плеткой участию в каком-то там референдуме. А ещё ведь республики всякие существуют! Либерализмы, демократии. Мрак! Чего только не придумают – такое ограниченное мышление, к сожалению, ещё крепко держит поводья. Корень бед России растет не из правительства, не из народа, не из абстрактного невезения или козней коварных масонов. А из неосознанности, непонимания, какое всё-таки выгодное место занимает страна в этом мире и как это можно использовать. Огромный потенциал заложен в недрах земли и народа. И если почву ворошить мы научились, то таланты частенько остаются, как Левша, в забытьи. Имена Попова, Кулибина, в отличие от Ломоносова, мы, к сожалению, слышим чаще всего в пределах лишь своего Отечества. А сколько таких же кулибиных мы не знаем вовсе? Зато заграница с радостью принимает наших самородков, шлифует и заставляет блестеть. Так было в 1917, 30-х, так было в 90-х. Так продолжается и сейчас. До тех пор, пока мы не научимся ценить своих граждан по достоинству, ком проблем и невзгод будет катиться дальше, всё больше обрастая, пока не погребет последний шанс.

sanchouns | 14 ноября 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль