Семейный альбом.

Семейный альбом.

Тема: « Что я знаю о войне»

Название: «Семейный альбом»

В истории нашей страны немало кровопролитий, поэтому так дорог всем день Победы. Это особый праздник в истории нашей страны, исполненный величия и печали, опалённый войной, политый кровью и слезами. В этот день мы вспоминаем тех, кто ценой неимоверных усилий, собственной жизни отстоял рубежи нашей Родины в годы Великой Отечественной Войны.

Пламя войны, пожалуй, коснулось каждой семьи. Уходили на фронт мужья и отцы, братья и сыновья. Уходили, чтобы выполнить свой долг и … вернуться. Вернуться и жить дальше, любить, растить детей, строить дома, быть счастливыми.

Первые рассказы о войне – это воспоминания моего дедушки. Передо мной семейный альбом. Это самое дорогое, что есть в нашей семье. На первой странице две фотографии, толстые, картонные, датированные 1915 годом. Молодой казак в военной форме, с кокардой на фуражке, с саблей на боку, а рядом – казачка, в белом платочке и блузе с рюшами. Это мой прадед Панин Виктор Алексеевич и прабабушка Анна Филипповна. Они коренные батайчане, настоящие донские казаки, всю жизнь прожившие на старейшей улице Батайска, в курене с резными ставнями и наличниками и большим яблоневым садом.

Когда началась война, Виктор Алексеевич был уже отцом четверых детей. Работал при городском военкомате командиром пожарного подразделения. Вместе со старшим сыном Иваном в первые же дни войны пошёл записываться добровольцем. Сына сразу же забрали, он попал в танковую часть. А Виктору Алексеевичу безоговорочно дали «бронь». Объяснять важность работы не стали, дедушка и сам понимал, что придётся нелегко.

Сколько ни били немца, сколько ни боролись за свой город, а война не обошла Батайск стороной – 26 июля 1942 после кровопролитных боёв наши войска были вынуждены оставить город. Зверства, которые творили фашисты, трудно поддаются описанию. Весь город они держали в страхе и сделали всё возможное, чтобы уничтожить малейшую способность существования: взорвали мельницу и банно-прачечный комбинат, вырубили более 20 тысяч деревьев, разрушили железнодорожный узел.

606 человек из Батайска и пригородов были замучены в фашистских застенках, 69 угнаны в Германию. Это было страшное время: сотни военнопленных, всюду окопы. Окоп проходил и через наш двор, его следы до сих пор заметны в саду. Дедушке приходилось сутками не выходить из дома, прятаться в подвале вместе с дочерьми Антониной, которой было 16 лет, и пятнадцатилетней Марией, чтобы не угнали в Германию, не расстреляли. Школа была закрыта, и все дети не учились, в военкомат тоже нельзя было появляться. Всё трудоспособное население работало на немцев: обеспечивали движение на станции, рыли окопы, ходили на реку за водой. Лишь к ноябрю удалось восстановить мельницу. К середине месяца Морозы достигали 15 градусов, выпал снег, начиналась голодная, долгая зима. Стратегическое положение Батайска вынуждало фашистов всеми силами удержаться в этом маленьком городке. Восемь месяцев люди жили на оккупированной территории.

Ночью 6 февраля 1943 года передовые части 28-й армии подошли к южной окраине Батайска, а затем стали продвигаться к центру города и железнодорожной станции. Гитлеровцы, видно, не ожидали столь быстрого подхода наших войск. Они спокойно разошлись по тёплым квартирам и улеглись спать. Но с рассветом фашисты подтянули резервы, начались яростные атаки танков и мотопехоты врага.

Виктор Алексеевич пробрался к военкомату, там уже собрались военные, которые были рассредоточены по городу. Вдруг из переулка показалось несколько бронетранспортёров. «К машине, надо к машине пробираться, – шептал дедушка своему товарищу. – Там есть гранаты». Пробрались к боеприпасам, вынесли столько, сколько смогли поднять. Наступающих фашистов забрасывали гранатами, держались до последнего.

Во второй половине дня, 7 февраля, немцы бросили на Батайск авиацию. Бой разгорался с новой силой. 159-й отдельной стрелковой дивизии был дан приказ уничтожить аэродром. Тогда же в город вошли танки. За Батайск сражались 15 танков 4-го Кубанского кавалерийского корпуса и 6 танков гвардейской танковой бригады. Всё горело: склады, локомотивное депо, вагоны, жилые дома. Пламя и дым повисли занавесом над городом.

… 3 часа ночи. Идёт и не утихает бой за центр города и железнодорожную станцию. Немцы в панике. Десятки эшелонов с продовольствием, боевой техникой, снаряжением брошены на станции. Лишь к вечеру Батайск удалось полностью очистить от немцев. Женщины и дети сносили раненых в школу № 1 (в этой школе учился и мой дедушка Евгений Викторович, и мой папа Сергей Евгеньевич), в больницу.

Виктор Алексеевич на своей пожарной машине бросился на мельницу. Все понимали значимость этого объекта для города, поэтому нельзя было допустить , чтобы мельница полностью сгорела. Вместе с ним был на пожаре и младший сын Евгений (тогда ему было 13 лет). Рядом с мельницей – жилые дома и сенохранилище, и если пламя перекинется туда, его уже невозможно будет остановить, выгорит весь город. В течение трёх часов дедушкина бригада боролась с огнём. Учитывая сложность ситуации, работали на износ.

Только еще через три часа пожар был полностью ликвидирован. Уставшие люди собрались гнать машины на территорию военкомата, но откуда-то появился немецкий самолёт. Он сделал всего один круг и прицельным огнём расстрелял пожарку. Машина взорвалась, в ней погиб Виктор Алексеевич. Сын Евгений чудом остался жив. Его отбросило взрывной волной на несколько десятков метров и оглушило. Когда мальчик пришел в себя, увидев, как санитары выносят отца, как погрузили его отца на полутарку и увезли. В слезах Евгений прибежал домой и всё рассказал матери.

Вместе с детьми Анна Филипповна сама копала могилу для своего мужа. Мёрзлая земля трудно поддавалась женским рукам. Дедушку похоронили вместе с другими защитниками Батайска, установили фанерную табличку, которую написала Тоня:

ПАНИН ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ

ПОГИБ 8 ФЕВРАЛЯ 1943 ГОДА.

А ровно через 40 дней пришло известие: старший сын Иван пропал без вести где-то под Смоленском. Ему было всего лишь 21 год.

Победу Анна Филипповна встретила вместе с детьми в полуразрушенном доме. Дети ходили в школу, после уроков работали на восстановление города. 9 мая, как и всегда, собрались на урок в 9 часов утра. Вдруг в учительскую вбежала молодая учительница из соседней деревни. Она и объявила всем о Победе. Учеников построили на линейку, и директор школы объявил: «Ребята! Дорогие дети, кончилась война. Германия капитулирована. Победа! Трудно будет, очень трудно, потому что всё разрушено, но эти времена пройдут. Вернуться солдаты – и всё будет хорошо! А сейчас идите по домам и расскажите всем об этой большой радости!» Коридор быстро опустел, а по улице не умолкало «Ура! Победа!»

До последнего дня Анна Филипповна ухаживала за могилой мужа. Позже эти захоронения стали аллей Славы. А в 1978 году Никита Андреевич был перезахоронен в братскую могилу под открывшимся мемориалом «Клятва поколений». Вечным сном спят там 1044 воина, которым мы, потомки, обязаны жизнью и мирным существованием. Они пали в ожесточённых боях с фашистами, проявив отвагу и мужество, зная, что борются за освобождение своего города, своей Родины, за своих детей и внуков.

Сегодня на аллее Славы 10 гранитных плит с именами погибших батайчан. Среди них есть и имя моего прадеда Панина Виктора Алексеевича. Его сын, мой дедушка, Панин Евгений Викторович, хорошо запомнил тяжёлые военные годы, годы своего детства. Его воспоминания и легли в основу моей творческой работы.

Уже давно нет казачьего куреня, построенного в 1880 году (этот год считается годом основания нашей фамилии, нашего рода). Его сменил флигель, построенный сразу же после войны. А в 1992 году на его месте мой папа Панин Сергей Евгеньевич построил большой двухэтажный дом для нашей семьи, посадил новый сад. Есть у нас и именные деревья: яблоня – в честь моего рождения и орех – в честь рождения моего брата Сергея.

Бережно хранит память дорогие для семьи даты: дни рождения, годовщины разных событий. Но самым светлым днём для нас является День Победы. В этот день всей семьёй мы идем к Вечному огню, чтобы поклониться скромному подвигу простого человека, прадеда, деда и отца.

Современное поколение по-разному может относиться к истории своей страны, ко времени, в котором оно живёт. Но чего не хотела бы никогда я, так это оказаться перекати - поле в этом мире, не имеющей ни корней, ни истории.

Закрывая семейный альбом, я ощущаю себя звеном неразрывной цепи между героическим прошлым моей страны и, я уверена, прекрасным будущим.

annyshka-08 | 14 января 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль