ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Центральное событие V международной научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в бизнесе и политике» — это пленарное заседание, состоявшееся 22 ноября 2017 года. В одной аудитории мероприятие объединило гостей из разных вузов, городов и стран. Студентов и преподавателей. Теоретиков и практиков.

Конференцию открыл директор Института «Высшая школа журналистики и массовой коммуникации» СПбГУ Анатолий Степанович Пую, который поприветствовал всех участников конференции и пожелал всем хорошего настроя и плодотворных результатов.

Ведущие пленарного заседания: Дмитрий Гавра, профессор, заведующий кафедрой связей с общественностью в бизнесе СПбГУ, и Вера Ачкасова, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ — обозначили магистральную тему заседания: «Стратегические коммуникации в конфликтном мире: реванш технологий или ренессанс аудиторий». Каждый докладчик по-своему интерпретировал этот вопрос и попытался в рамках своего выступления если не ответить на него, то выявить проблемы и обозначить перспективы.

Юлия Грязнова, исполнительный директор РАСО, профессор департамента интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ наметила важнейшую проблему современной стратегической коммуникации: в изменившемся мире люди укрываются от вездесущих коммуникаторов, а привычные инструменты овладения ресурсами внимания и вовлечения аудитории стремительно теряют силу. Новый опыт формируется как групповой, поэтому среди новых задач коммуникации: построение диалога и налаживание взаимопонимания между разными субъектами, а также рефлексия нового опыта (а не только трансляция), и как следствие — порождение нового знания.

Продолжил тему гость из Бразилии, Муниц Содре, почетный профессор Федерального университета Рио-де-Жанейро, Президент Бразильской Национальной Библиотеки (2005–2011), писатель. Он проблематизировал современное состояние журналистики, вынужденной существовать в сети, и отметил ее демонстрационный характер. Информационный дискурс все больше заменяется игрой эмоций и образов, а на смену традиционным критериям достоверности приходят воображаемые неконкретные факты. Именно здесь кроется угроза, которая уже обозначилась в ренессансе альтернативных правых и прочих неоконсервативных движений.

Под другим углом вопрос о «реванше технологий и ренессансе аудиторий» рассмотрел Антон Рассадин, руководитель департамента корпоративных коммуникаций и советник по связям с органами власти ООО «БСХ Бытовые Приборы». Его доклад был посвящен дискурсу импортозамещения и проблемам, которые неизбежно следуют из чрезмерного увлечения локализацией в эпоху глобализации.

В своем докладе PR-директор Северо-Западного филиала ПАО «Мегафон» Кермен Манджиева обратилась к самым горячим трендам коммуникационной отрасли. Начав с недавнего резонансного выступления российского школьника в Бундестаге, Кермен выделила два главных вызова для любого журналиста и пиарщика: кликбейт и хайп. Журналистика как канал качественной информации все больше дискредитирует себя, а в фокус все чаще попадают фейки. В условиях хайпономики, непредсказуемой и не прощающей ошибок, важнейшим инструментом становится построение репутации бренда и укрепление доверия к нему целевой аудитории.

О репутации рассказала и Лилия Глазова, генеральный директор PR News. Рынок исследования репутации за последнее время серьезно трансформировался. Клиент не хочет получать банальные, предсказуемые, нерабочие результаты. Именно поэтому репутационный аудит должен быть направлен либо на получение оперативной экспертной информации (цифры), либо — на выявление маркеров результативности, зон конфликтного и репутационного потенциалов (инсайты).

Дитрий Гавра, профессор СПбГУ и один из ведущих заседания, представил доклад о парадигмах глобальной стратегической коммуникации и о трех категориях разломов современности: «старом и понятном», «хорошо забытом старом, которое этим и непонятно» и «новом, которое нужно еще понять». Указанные разломы — это ключевые вызовы, которые структурируют наш мир и делают его суперсложным и практически непредсказуемым. К дихотомиям бедность/богатство, правила/отсутствие правил, национальное/глобальное, и забытым противостояниям цивилизации и варварства, веры и безверия добавляется новое измерение конфликтов. Это перезагрузка имперской парадигмы, перезагрузка национализма, ренессанс меньшинств и быстрый мир, порождающий новый, «цифровой» фастфуд, т.н. фейсбургеры.

Продолжая тему глобализации, руководитель Департамента по связям с общественностью «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» Андрей Клепиков в своем выступлении сделал акцент на российском опыте международной компании. Компании, работающей на территории, которая еще 25 лет назад была так называемым медвежьим углом, а теперь стала одним из ведущих центров нефтегазодобычи — острове Сахалин. Докладчик отметил, что масштаб и сложность проектов компании требуют уделять особое внимание социальной сфере и экологии. Успешные кейсы, представленные в презентации, говорят об эффективности принимаемых в этой области мер, в том числе по связям с общественностью.

В яркой презентации Юрий Строфилов, владелец медиаресурса Saint-Petersburg.ru и PR-агентства Spbnews, отметил, что в сетевую эпоху персональные данные стали товаром, и несмотря на декларируемую анонимность их сбора, компании знают о наших потребительских предпочтениях, вкусах и привычках все больше. Но помимо стандартных узких аудиторий, например, беременных женщин, есть аудитории еще более узкие, но от этого не менее перспективные. Например, марафонцы. Они не скрывают своих увлечений, мобильны, платежеспособны и готовы меняться. Но готовы ли вместе с такими аудиториями меняться технологии маркетинга и PR?

О новых технологиях и изменениях в PR-инструментарии участники конференции продолжили говорить в рамках тематической пленарной сессии, панельных дискуссий и круглых столов.

Ученый секретарь конференции: Юлия Владимировна Таранова, кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью в бизнесе СПбГУ.

Текст: Декалов Владислав, аспирант СПбГУ.

Фотография: Сабина Наджафова

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация