Народное искусство не умирает. Рецензия на спектакль «Жизнь в театре»

Представления пекинской оперы на сцене Петербурга довольно редки. Спектакль «Жизнь в театре» танцевально-драматического ансамбля «Шаньси Хуацзин» (Академия искусств Шаньси, Китай) был показан на сцене Александринского театра в рамках IX Международного театрального фестиваля «Александринский» в культурной столице России - Санкт-Петербурге.

Впервые он показывался в 2011 году в театре Поли в Пекине. Здесь в 100 минутах нашлось место взаимоотношениям между мастером и учеником, братству, любви и ненависти, общественному неравноправию, политическим убийствам, судьбе человека, наконец, устойчивым убеждениям, народному искусству и национальному духу. Режиссер Синн Шимяо соединял национальную китайскую культуру и современный балет и представил историю трех артистов пекинской оперы, их жизни и смерти, любви и ненависти, их борьбы и стремления к самосовершенствованию и модернизации традиционной культуры.

В отличие от традиционной пекинской оперы, всю историю рассказывали российским зрителями не песнями, а танцами, в которых соединились классические и современные китайские танцы, а также местные танцы провинции Шаньси. Шаньси расположена в Северо-Западном Китае, является одной из колыбелей традиционного китайского театрального искусства.

На сцене каждый актер представлял жизнь людей разных социальных групп. Мастер – строгий, принципиальный и ответственный, типичный образ большинства интеллигентов в древние времена; старший ученик – мужественный и героичный; средний ученик – талантливый и обаятельный мужчина, погиб из-за несчастной любви; третий, самый младший ученик, не красивый и бездарный, переживший крушение надежд. Однако преодоление всех трудностей и создание им "Школы Короля Обезьян" стало высшей точкой всего спектакля. Другие же «маленькие роли», несмотря на их второстепенный характер, отражали горькую судьбу человека времени Китайской республике 1912-1949 гг.: честная и верная дочка мастера, злой и жадный генерал, жестокий адъютант генерала и отчаянный евнух и т.д. Все эти яркие образы составили на сцене полную картину общества Китая в начале 20 века.

Необходимо отметить, что сложные сюжетные линии были понятны не всем зрителям. Для российских зрителей все ново и незнакомо - история, музыка, сценические аттракционы и др.. В определенной степени помочь пониманию могли программки (буклеты с кратким содержанием), выдаваемые каждому зрителю при входе. Хотя некоторое недопонимание не помешало зрителями восхищаться выдающейся физической подготовкой и умением актеров. И главное, важнейшая цель спектакля «Жизнь в театре» заключается в отражении сути искусства Китая и китайской оперы, а также в отображении человеческой жизни — её взлётов и падений, невероятных поворотов судьбы, и стремлении к счастью.

Мысль о том, что желание и стремление к счастью и успеху не умирает и не должно умирать, восприняли все зрители в зале, даже незнающие ни одного китайского слова.

Хуа Бэй,
член Арт клуб
аспирант ВШЖиМК, СПБГУ

19 октября 2015
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация