Отчет о заседании методической секции по образовательной программе «Журналистика». 11 марта 2014 года

Отчет о заседании методической секции по образовательной программе «Журналистика». 11 марта 2014 года

Присутствовали: Ю.Б. Балашова (ИЖ), И.Н. Блохин (ТЖиМК), А.Ю. Быков (МЖ), Ю.В. Клюев (ТРЖ), А.Н. Тепляшина (ПП), Л.Г. Фещенко (РК), А.В. Якунин (МИТ), К.И. Щербатых (секретарь).    

Приглашенные участники: Г. А. Земляная, Г. К. Панкова

Отсутствовали: А. С. Самойлова (студентка).    

Повестка дня:

1.    О развитии открытой образовательной среды

2.    О разработке регламента работы учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в новых организационных условиях

3.    О дополнительной форме контроля знаний (ревизия приобретенных профессиональных компетенций)

4.    Разное

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    О развитии открытой образовательной среды

Мы попросили Г. К. Панкову поделиться с нами некоторыми наблюдениями и размышлениями о развитии открытой образовательной среды, ее ловушках и опасностях. А также общими усилиями найти ответы на вопрос: что делать.

УММ – содержательный документ, адресованный студентам и преподавателям. Просмотры этих документов на сайте показывают большие цифры. УММ защищают нас от конфликтных ситуаций, ведь все критерии оценки, задания, вопросы прописаны, и студент ознакомлен с требованиями заранее. Преподаватель тоже может без чьей-то помощи посмотреть, что изучали студенты на предыдущем этапе, чтобы избежать дублирования или разноголосицы. То есть то, что мы за эти четыре (!) года добились так многого, очевидно.

Собственно о проблемах.

Первое. Очень много дополнительной работы ложится на плечи Елены Попко, так как те материалы, которые присылаются, не всегда корректно выполнены. В кодировке названия может быть написано одно, в шапке другое, а по нагрузке, спущенной из Отдела образовательных программ, – третье. Для того чтобы разместить все это правильно на сайт, необходимо сверять, а это большая трудоемкая работа.

Коллеги не соблюдают сроки, и тем более мало откликаются на просьбы присылать материалы заранее. Так, на сегодня должно быть вывешено 224 документа. На факультете журналистики – 12 позиций пусты, на факультете прикладных коммуникаций – 21. Учебно-методическая комиссия уже обращалась к студсовету с просьбой активнее контролировать наличие информации на сайте и давать обратную связь, помогая и Центру информации и связей с общественностью, и учебно-методической комиссии.

Можно доработать проект кафедральной страницы. В меню на этих страницах учтены многие вопросы, мы можем добавить и УММ, тогда сами кафедры будут отвечать за качество и наполняемость УММ. Заполнять может лаборант, так как всем членам коллектива пароль доступа давать нельзя.

Второе – о мониторинге УММ по дисциплинам и проблемах тиражирования текстовых фрагментов в аспекте профессиональной этики.

На сайте контактно размещено 3 вида УММ по 10 профилям магистратуры (Научно-педагогическая практика, Научно-исследовательская работа, подготовка магистерской диссертации). Та же ситуация по 4 авторским УММ для Преддипломной практики (5 курс, очно-заочная форма, специалисты).

Нельзя больше не замечать, что в четырехлетнем УММ-пространстве легко обнаруживается содержательная необновляемость УММ по тем или иным дисциплинам.

Чтобы избежать тиражирования и дублирования документов, можно сделать УММ обезличенными, то есть не авторскими. Но это серьезная потеря университетских традиций, ведь мы всегда справедливо гордились авторскими интерпретациями курсов.

Можно закрыть архив, оставив только актуальные материалы текущего учебного года.

О нашей позиции по вопросам развития открытой образовательной среды речь шла и на заседании учебно-методической комиссии 25.02.2014 года (http://jf.spbu.ru/about/1883/2220-7515.html).

В итоге непростого и во многом болезненного для всех обсуждения было решено:

1.    УММ прошлых лет закрыть для общего доступа.

2.    В начале нового учебного года разработать и утвердить так называемую дорожную карту обучения в магистратуре, где поэтапно было бы расписано, как должна идти работа над магистерской диссертацией – в рамках каких дисциплин и в какой форме, как в текущей аттестации по дисциплинам обучения в магистратуре должна быть отражена работа над диссертацией (см. опыт разработки Положения о профессиональном досье) и под.

Также должен быть разработан регламент типовой части для УММ по практикам в магистратуре (научно-исследовательская, профессиональная, научно-педагогическая, научно-исследовательская работа, подготовка магистерской диссертации), чтобы каждый профиль добавил лишь то, что касается специфически профильной подготовки.

3.    Обсудить на кафедрах результаты опроса, проведенного Анастасией Самойловой и поблагодарить ее за проведенную работу.

А. Самойлова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА СТУДЕНТОВ к заседанию учебно-методической комиссии 11 марта 2014 года

В опросе приняло участие 30 студентов, обучающихся по программе «Журналистика», 2, 3 и 4 курсов.

Как часто вы обращаетесь к сайту факультета СПбГУ?

Большинство опрошенных студентов (75%) посещает сайт два-три раза в неделю. Тем не менее, остальные 25% дали ответы «2-3 раза в месяц», «раз в неделю» и пр.

Какие разделы сайта вы посещаете чаще всего?

Самый популярный раздел, ожидаемо, «Расписание» в разделе «Студентам» (90%). Далее по популярности стоят разделы «Новости», «Материалы к лекциям», «Телеканал и Радио». Меньше всего студентов интересуют «Гранты» и «Аспирантура», что и понятно.

Обращаетесь ли вы к информации из раздела «Учебно-методическая комиссия факультета журналистики»?

10 из 30 опрошенных обращаются к разделу. Остальные не находят в этом необходимости.

Лучший ответ: Даже не слышал про такой раздел.

Обращаетесь ли вы к аннотациям спецдисциплин, размещенным на сайте? Если да, то с какой целью? Если нет, то почему?

20 из 30 респондентов ответили утвердительно. Среди причин обращения — выбор спецкурса, содержание спецдисциплин, знакомство с преподавателями курса. Реже обращаются к спискам вопросов и литературы, вероятно, потому что эта информация распространяется в группах студентов в соцсетях и ближе к дедлайнам.

Лучший ответ: Да, чтобы узнать список вопросов к зачету, список тем курсовых и список литературы по данному спецкурсу/спецсеминару. Кроме того, когда тебе нужна литература для диплома, можно глянуть тематические спецкурсы.

Обращаетесь ли вы к документам ВКР (выпускная квалификационная работа), размещенным на сайте? Если да, то с какой целью? Если нет, то почему?

Утвердительно на это вопрос ответили почти все студенты 4 курса, в то время как третьекурсники не видят в этом необходимости. Тем не менее среди ответов четверокурсников есть такой: «Нет, потому что на парах по подготовке к ВКР нам эти же материалы предоставил преподаватель»

Лучший ответ (студент 4 курса): Нет. Сложно сказать, почему. Может, потому, что я еще не начал писать диплом.

Обращаетесь ли вы на сайт за методическими рекомендациями и регламентами? Если да, то к каким именно?

60% студентов ответили отрицательно. Среди ответов встречаются мнения о том, что «преподаватель имеет какие-то свои требования, а информация на сайте не актуальна».

Лучший ответ: Да. Например, к регламенту организации и проведения профессиональной практики или же к положению о профессиональном досье.

Насколько, по вашему мнению, студенту необходимы аннотации к спецдисциплинам, ВКР, регламенты и пр.? Насколько эти документы полезны лично вам?

Студенты практически единодушно подтвердили необходимость указанных материалов, за исключением одного студента 3 курса, которому материалы «пока не пригодились». По мнению нескольких студентов, непосредственная необходимость указанных материалах возникает перед сессией, «но это вовсе не значит, что нужно вывешивать их за неделю до этого знаменательного события».

Лучшие ответы: Необходимы, чтобы люди не задавали тупых вопросов. Они, правда, все равно задают, но хотя бы можно ответить: «Иди прочти на сайте!».

При изучении различных аннотаций и регламентов студент получает ответы на многие волнующие вопросы. И чем чаще студент обращается к подобным документам, тем проще он ориентируется в учебном процессе.

Какой информации на сайте Института СПбГУ не хватает лично вам?

60% респондентов удовлетворены наполнением сайта. Тем не менее встречаются некоторые пожелания, например, оформление личного кабинета студента и структурирование информации по международным программам, грантам, стажировкам, семинарам.

Лучший ответ: Всего хватает, спасибо. Есть пожелание по структуре: было бы удобнее отдельно анонсировать открытые лекции, отдельно - возможности обучения за границей, отдельно - прием заявок на участие в семинарах и так далее.

2.    О разработке регламента работы учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» в новых организационных условиях

28.01.2014 года был издан приказ о единой учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Разработана новая модель нашей страницы на сайте (http://jf.spbu.ru/about/1883.html).

Подготовлен регламент организации методической работы в новых условиях.

Проект
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ

1.    Состав учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (далее – Института)

1.1.    В соответствии с приказом директора Института А. С. Пую от 28.01.2014 № 01/9-5/1 в состав учебно-методической комиссии Института входят 15 членов: 12 научно-педагогических работников Института, 1 представитель Студенческого совета Института и 2 представителя работодателей.

1.2.    Принцип комплектования учебно-методической комиссии – по одному представителю от кафедр по образовательной программе «Журналистика» и 5 представителей от четырех кафедр по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» (кафедра Связей с общественностью в бизнесе имеет двух представителей в учебно-методической комиссии Института).

2.    Структура учебно-методической комиссии Института

2.1.    Учебно-методическая комиссия Института состоит из двух методических секций – по образовательной программе «Журналистика» и образовательной программе «Реклама и связи с общественностью».

2.2.    Кворум определяется исходя из формата конкретного заседания: заседание учебно-методической комиссии Института – не менее 8 членов комиссии; заседание методической секции по образовательной программе «Журналистика» – не менее 4 членов методической секции; заседание методической секции по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» – не менее 3 членов методической секции.

2.3.    Председатель учебно-методической комиссии Института и руководитель методической секции по образовательной программе «Журналистика» – Л. Г. Фещенко.

2.4.    Секретарь учебно-методической комиссии Института – К. И. Щербатых.

2.5.    Руководитель методической секции по образовательной программе «Журналистика» – Л. Г. Фещенко.

2.6.    Руководитель методической секции по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» – А. С. Савицкая.

2.7.    Секретарь методической секции по образовательной программе «Журналистика» – К. И. Щербатых.

2.8.    Секретарь методической секции по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» – И. И. Игнатова.

3.    Председатель учебно-методической комиссии Института:

3.1.    координирует и синхронизирует работу обеих секций;

3.2.    присутствует на заседаниях обеих секций;

3.3.    ведет заседания учебно-методической комиссии Института (совместные заседания методических секций);

3.4.    контролирует информационное сопровождение деятельности учебно-методической комиссии Института;

3.5.    координирует работу учебно-методической комиссии Института и Ученого совета Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»;

3.6.    контролирует выполнение решений Ученого совета Института, касающихся методической работы (размещение на сайте Института утвержденных документов, информирование структурных подразделений Института об утвержденных документах).

4.    Руководители методических секций учебно-методической комиссии Института:

4.1.    осуществляют общее руководство работой секций;

4.2.    контролируют своевременную подготовку документов, соответствующих утвержденным техническим регламентам, для размещения на сайте Института;

4.3.    готовят и ведут заседания методических секций;

4.4.    обеспечивают информационное сопровождение работы методической секции (подготовка и размещение отчетов о заседаниях на сайте Института, подготовка и размещение на сайте утвержденных Ученым советом Института материалов по образовательным программам, подготовка и размещение на сайте материалов методических семинаров и под.).

5.    Заседания учебно-методической комиссии Института:

5.1.    проводятся по методическим секциям в соответствии с утвержденным методическими секциями планом работы на 2013-2014 уч.г.;

5.2.    проведение совместных заседаний методических секций назначается по необходимости;

5.3.    заседания методических секций / учебно-методической комиссии Института проводятся 1-2 раза в месяц.

6.    Разработка методических материалов, размещаемых на сайте Института:

6.1.    все документы, размещаемые на сайте Института, оформляются в соответствии с едиными требованиями фирменного стиля;

6.2.    технический регламент учебно-методических материалов по дисциплинам единый для образовательной программы «Журналистика» и образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»;

6.3.    проекты технических регламентов других документов, размещаемых на сайте Института, разрабатываются методическими секциями по направлениям и утверждаются на ученых советах факультетов / Ученом совете Института.

7.    Документооборот

7.1.    Функции секретаря учебно-методической комиссии Института определяются приказом Проректора СПбГУ И. А. Горлинского.

7.2.    Функции секретарей методических секций определяются распоряжением ИО Первого проректора по учебной и научной работе СПбГУ С. П. Туника «Об учете документов с использованием СЭДД “Дело”» от 07.02.2014 и допсоглашением к Трудовому договору.

3.    О дополнительной форме контроля знаний

На учебной комиссии ученого совета СПбГУ И. М. Григорьевым было предложено провести в этом году в тестовом режиме ревизию приобретенных профессиональных компетенций. Результатам этого анализа место в стандарте. Пока компетенции зафиксированы в учебных планах.

Главное:

Система компетенций должна быть отражена в протоколе и отчетах ГАК.

Учебно-методические секции должны разработать систему баллов для оценивания профессиональных компетенций по образовательным программам. Это внутренняя работа комиссии.

Понадобится учеба членов ГАК по этой форме (то есть надо определенным образом организовать работу ГАК).

Можно компетенции сгруппировать, сократить, предложить иную правку. Главное – определить и объяснить, как мы оцениваем компетенции (при этом может оказаться, что некоторые вещи непроверяемы, – это тоже результат, заслуживающий дальнейшего осмысления). Главный вопрос: все компетенции одинаково важны или одни важны более других. То есть нужна своеобразная ревизия компетенций.

Нужна система баллов как система оценок.

Выводы: выбрать уровень подготовки (магистратура, бакалавриат), разработать регламент дополнительной оценки. Утвердить подготовленный документ на Ученом совете. Провести учебу членов ГАК. Сделать анализ.

Председатель учебно-методической комиссии Л.Г. Фещенко | 27 апреля 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль