Отчет о заседании 25 февраля 2014 года

Отчет о заседании 25 февраля 2014 года

методической секции по образовательной программе «Журналистика»

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Самойлова (представитель студенческого совета), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (председатель учебно-методической комиссии, РК), А. В. Якунин (МИТ); К. И. Щербатых (секретарь).

Приглашенные коллеги: Г. А. Земляная.

Отсутствовали: А. Ю. Быков (МЖ).

Ведется аудиозапись заседания.

Повестка дня

1.    Информация о работе учебно-методической комиссии между заседаниями:

1.1.    О встрече методического актива Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (Л. П. Громова, Г. А. Земляная, А. С. Савицкая, Л. Г. Фещенко, К. И. Щербатых) с И. М. Григорьевым и Л. Е. Гордюковой.

1.2.    О позиции Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» по формированию открытой образовательной среды.

1.3.    О разработке методического сопровождения новой формы программы учебной дисциплины.

2.    О разработке новой редакции регламента аннотации ВКР.

3.    Рецензирование учебных пособий.

4.    О ходе подготовки заседания Северо-Западного УМО по журналистике и материалов для Бюллетеня.

5.    Разное.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Информация о работе учебно-методической комиссии между заседаниями

1.1.    На встрече с методическим активом Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» И. М. Григорьев прокомментировал новые формы работы учебно-методических комиссий и ответил на наши вопросы по текущей работе учебно-методической комиссии.

Приказ о новых редакциях Основ организации работы учебно-методических, научных и лечебных комиссий размещен здесь (http://jf.spbu.ru/about/2137/897.html).

1.2.    Мы познакомили коллег с нашей позицией по формированию и развитию открытой образовательной среды и рассказали о размещении на сайте методических материалов.

Дополнительные, неочевидные задачи, которые мы решаем:

1. Контроль учебного процесса – возможность для любого преподавателя проследить горизонтальные (внутрикафедральные) и вертикальные (общефакультетские и даже общешкольные) межпредметные связи; благодаря этому избежать повторов, дублирования и противоречий.

Это стало одним из инструментов преодоления тех недостатков учебного процесса, которые были выявлены в 2011 году при проведении большого социологического исследования о качестве преподавания профессиональных дисциплин на факультете журналистики (в анкетах студенты часто указывали как на недостатки на повторы и противоречия в преподавании разных дисциплин).

2. Открытость способствует формированию озабоченности каждого научно-педагогического работника собственной, конкретно его научной репутацией.

Если УММ не обновляется, или дублируется целиком / частями при наличии на титуле разных фамилий, это быстро обнаруживается.

Открытость защищает от автоплагиата и разных форм недобросовестности.

Наша позиция по вопросу о размещении документов в открытом доступе

1. Рабочая программа учебной дисциплины как документ ни по структуре, ни по стилистике не ориентирована на потребности главной нашей целевой аудитории – студентов, поэтому считаем размещение на сайте СПбГУ собственно программ вопросом спорным, но обсуждаемым.

В первую очередь надо определить коммуникативную нагрузку этой акции (что и кому транслируем), ее цель.

2. Учебный план – в его аутентичном, неадаптированном виде – тоже понятен только академической общественности причем ее административной части.

Значит, надо – для размещения в открытом доступе – учебный план перерабатывать, прежде всего упрощать и в чем-то шифровать (не все может быть открыто).

3. Размещаемые в открытом доступе документы должны отвечать потребности основных участников образовательного процесса – студентов и преподавателей.

В таком случае зафиксированная нами в регламенте форма УММ оптимальна (http://jf.spbu.ru/about/541/895.html):

- в ней представлены все необходимые для обеспечения учебного процесса разделы (Реквизиты, план лекционных занятий, План практических занятий, Список вопросов / Список тем курсовых работ, Требования к текущей аттестации, Критерии оценки (зачет / экзамен), Списки литературы);

- основанием для «покражи» интеллектуальной собственности наши УММ стать не могут (ориентиром для внимательного НПР – да, а для прямого использования – нет, потому что являются только планом, а не содержанием дисциплины, реализовать который можно только при наличии должного уровня академической подготовки).

То есть чтобы прочитать саму дисциплину по представленным УММ нужен ее автор или НПР, обладающий соответствующей квалификацией.

А быть методическим ориентиром – значимо для паблицитного капитала СПбГУ!

4. Борьба за обучающихся (прежде всего магистрантов) и цитируемость тоже связана с такими методическими документами – особенно в части аннотирования специальных дисциплин и выпускных квалификационных работ.

5. Учебные пособия (все авторские права защищены, необходимые рассылки сделаны).

1.3.    О разработке методического сопровождения новой формы программы учебной дисциплины.

Разработка новой редакции формы рабочей программы учебной дисциплины понадобилась в первую очередь потому, что в рамках развития открытого университета все эти документы в электронном виде будут сначала размещены на едином ресурсе «Образование», а потом – полностью или частично, вопрос еще не решен – будут представлены в открытом доступе. Поэтому так важно провести эту работу с должной степень ответственности.

Учитывая сформированную и почти закрепленную в корпоративной культуре ВШЖиМК (см. п. 1.3.) подготовку УММ, приведение программ в соответствие с новым регламентом много сил не потребует.

Комментарии по некоторым разделам рекомендуемой формы рабочей программы.

Раздел 1.1 «Цель и задачи учебных занятий». По сути этот раздел – аннотация дисциплины. Рекомендуемый объем: 0,5 страницы – Times, 12 кегель, через один интервал (25-30 строк, 180-250 слов, 1800-2000 знаков с пробелами).

Эта часть программы имеет особое значение, так как выполняет рекламно-информационную функцию (аннотация может оказаться единственной частью программы, выкладываемой в открытом доступе).

Для дорабатываемых готовых программ раздел «Цель и задачи» можно оставить без изменения. Для новых программ стоит сразу делать с учетом сформулированных выше рекомендаций (по объему и задаче, модальности этого раздела).

Раздел 1.2 «Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий». Содержание раздела почти не изменилось, только не указываются коды дисциплин.

В этом разделе можно не перечислять названия дисциплин, которые должны быть изучены до начала освоения дисциплины или могут изучаться параллельно с ней, а также необходимые результаты освоения этих дисциплин, а дать в общем информацию о том, какую предварительную подготовку, осведомленность должен иметь обучающийся для возможности изучения данной дисциплины (по научным или тематическим направлениям).

Предполагается указание на общий характер предварительной подготовки (углубленная подготовка по…; освоение дисциплин направления «?»; предварительное знакомство с …; знание основ …; освоение дисциплин … цикла и под.). Если указывать дисциплины, то в соответствии с учебным планом.

Задачи этого раздела: учесть межпредметные связи, обозначить характер формирования предпосылочных знаний по дисциплине (что уже должен знать, чтобы успешно освоить данную дисциплину).

Раздел 1.3 «Перечень результатов обучения». Теперь компетенции не привязаны к отдельным дисциплинам (что логично) и в программе не указываются. Поэтому содержательно раздел 1.3 соответствует содержанию пункта 1.4 в старой форме (Знания, умения, навыки, приобретаемые обучающимися).

Перечень результатов обучения – это ответ на вопрос, что должен знать, уметь (для магистров особенно важно – мочь) обучающийся, то есть какими приобретенными познаниями должен обогатиться, практическими навыками обладать и иметь какую практически полезную подготовку.

Содержание раздела имеет также важный рекламный потенциал, имея в виду перспективу возможного размещения программ на одном университетском ресурсе в открытом доступе.

Раздел 2.1 «Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий» считается понятным, и все равно внесем некоторые уточнения: активные формы учебных занятий – это лекции, практические и семинарские занятия.

Из предложенного ниже открытого списка можно выбрать то, что соответствует содержанию дисциплины и практике проведения занятий конкретным преподавателем (это важно учесть, чтобы не оказаться в неловком положении, если программы будут размещены в открытом доступе и получат нежелательные комментарии на разных форумах как несоответствующие действительности).

Виды лекций (по способу изложения материала – активные, так как вовлекают в процесс обучения студентов; роль ведущего – у преподавателя; степень активности у разных видов лекций неодинаковая, на практике часто возникает соединение элементов разных видов лекций): 1) проблемные; 2) лекция-беседа; 3) лекция-дискуссия (преподаватель может быть только модератором, может выступать как одна из сторон дискуссии); 4) лекция-презентация (неоднократно апробированная в ВШЖиМК форма); 5) лекция-пресс-конференция (элементы деловой игры, сценарий готовится заранее, к проведению занятия привлекаются студенты); 6) лекция-конференция (деловая игра, по заранее разработанной программе готовятся основной доклад, вопросы и выступления в прениях на 5-7, потом подведение итогов); 7) лекция бинарная (ведут одновременно два преподавателя, часто оппонирующие друг другу); 8) лекция-визуализация (в основе показываемый материал, преподаватель только комментирует); 9) лекция с разбором конкретных ситуаций (в основе кейс-метод); 10) лекция с заранее запланированными ошибками (позволяет обеспечить / повысить контроль внимания); 11) лекция-консультация (преподаватель отвечает на вопросы студентов – как правило, перед промежуточной аттестацией); 12) видеолекция (материал лекции заранее записывается на видео, обсуждается на занятии); 13) мультимедиа-лекции (и использованием интернет-технологий).

Виды практических занятий: традиционный занятие, беседа, конференция, дискуссия, проблемный семинар, деловая игра, семинар-взаимообучения, семинар – «чистый лист», кейс-семинар (видеокейс), коллоквиум.

В форме не указывается, как в этом разделе представлена информация. Поэтому пока можно просто коротко перечислить – виды лекций и виды практических занятий, используемых в организации учебного процесса.

Таблица 2.2 Структура и содержание учебных занятий – самое сложное в новой форме программ учебных дисциплин.

Здесь предполагается схематическое, сжатое изложение структуры дисциплины, чтобы было понятно, как разбирается та или иная тема в плане выбора и предпочтения форм – лекция / практические занятия / самостоятельная работа с использованием методических материалов.

В сумме часы отдельно лекций, практических занятий и занятий по методическим материалам соответствуют указанным в разделе 2.1.1.

Логика и комбинаторика этих предпочтений методически значима, поэтому само распределение общего количества лекционных, практических часов и часов на самостоятельную работу не может быть формальным или случайным. Корректное потемное распределение материала – процедура методически непростая и ответственная.

Таблица делает наглядной задачу усвоения материала: что-то предполагается как осваиваемое в лекционном формате; что-то требует отработки еще и на практических занятиях, а также закрепления на самоподготовке; для чего-то нужны только лекции и самоподготовка; для чего-то хватит только самоподготовки (например, «Эту тему вы освоите сами, вопросы в билетах будут, но на занятии разбирать не предполагается»).

Такая таблица очень наглядно покажет, корректно ли понимается преподавателем суть дисциплины. При этом саму таблицу каждый моделирует под себя, добавляя или удаляя ненужные ячейки.

Комбинаторика видов занятий – важное достижение этой формы.

При таком понимании количество пунктов приравнивается к количеству тематических модулей, а не тем. Хотя и такой, потемный подход возможен. Но целесообразно сократить содержание разделов только до указания темы, чтобы избежать ненужного дублирования информации (в пункте 3.1.2 дана ссылка на УММ дисциплины, где ее содержание изложено более развернуто).

Изложение материала возможно без соблюдения предложенной табличной формы – в привычном нам виде.

То есть – подчеркнем еще раз! – смысл в этом разделе есть, и он очень важный.

Правда при таком подходе УММ перестает быть частью программы дисциплины, а становится методическим приложением к ней. Что тоже логично: УММ более подвижный, живой, откликающийся на потребности конкретного этапа документ. А программа – документ системный.

А вот в разделе 3.1.1 «Методические указания по освоению дисциплины» по сравнению с разделом 2.2 важным становится уже не логика соотношения видов работы (лекции, практические / семинарские, самоподготовка и другие виды работы), а организация занятий по дисциплине.

Например, Успешное освоение дисциплины предполагает работу в аудитории на лекциях и практических занятиях и самостоятельное выполнение практического задания для закрепления приобретенных навыков; Основная подготовка по дисциплине проводится в форме самостоятельной работы с методическим обеспечением / в форме самостоятельной работы с методическим обеспечением в присутствии преподавателя; Главное условие успешного освоения дисциплины – написание курсовой работы; Освоение дисциплины предполагает практические и лекционные активные формы, написание реферата, прохождение промежуточной аттестации в форме зачета.

То есть предполагается общий методический комментарий по структуре дисциплины (не о чем, а как). При этом возможно уточнение тематических разделов (о чем лекции, о чем и как проходят практические занятия) и как все это связано с задачей освоения дисциплины.

Важно иметь в виду, что методические указания по освоению дисциплины особенно актуальны для работы с конфликтными студентами, выбравшими форму самоподготовки и апеллирующими к тому, что нигде не отрицается возможность освоить программу дисциплины самостоятельно.

Раздел 3.1.2 «Методическое обеспечение самостоятельной работы» позволяет выбрать один или несколько из имеющихся в нашем распоряжении закрепленных практикой вариантов:

1)    Ссылки на размещенные на сайте СПбГУ УММ - jf.spbu.ru - эта позиция включена во всех наши программы (только ссылки с точным указанием адресной строки, здесь указан адрес размещения всех УММ).

2)    Подготовленные УМК по дисциплинам, размещенные в электронной библиотеке.

3)    Опубликованные авторские учебно-методические материалы по дисциплине (учебники, учебные пособия всех видов, ссылки на аннотации тематически близких данной дисциплине авторских спецдисциплин (http://jf.spbu.ru/stu/4165.html и другие адреса), авторские методические разработки, опубликованные в сборниках (с указанием ссылок на размещение в Интернете – если есть).

4)    По направлению «Журналистика» еще на сайте есть аннотации ВКР (http://jf.spbu.ru/stu/2308/3308.html; jf.spbu.ru – еще один мощный методический ресурс. Материалы могут быть использованы как методическое обеспечение самостоятельной работы, например, по дисциплинам «Теория и практика подготовки ВКР», «Преддипломная практика».

5)    Методическим обеспечением самостоятельной работы по определенным дисциплинам направления «Журналистика» станут «Положение об учебной газете ВШЖиМК СПбГУ» (http://jf.spbu.ru/profdosie/) и «Положение о профессиональном досье» (http://jf.spbu.ru/profdosie/).

Для раздела 3.1.3 «Методика проведения текущего контроля успеваемости, текущей и промежуточной аттестации и критерии оценивания» надо выбрать один или несколько из требуемых по программе дисциплины вариантов: 1) Вопросы к зачетам и экзаменам; 2) Темы курсовых работ, рефератов, иных письменных заданий; 3) Критерии оценивания.

То есть наполнение этого раздела соответствует следующим разделам наших УММ: Вопросы к зачету / экзамену; Критерии оценки (зачет); Критерии оценки (экзамен), Критерии оценки (курсовая работа).

Описание требований к отвечающему на зачете или экзамене, требований к курсовой работе (но они могут быть и в следующем разделе программы).

Раздел 3.1.4 «Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)» включает примеры контрольных заданий, тестов, текстов для анализа и под.

Описание применяемой в рамках аттестации по дисциплине балльно-рейтинговой системы тоже указывается в этом разделе (как оценочное средство).

Здесь же могут быть описаны требования к собственно курсовой работе, форма проведения зачета или экзамена.

Раздел опять же ориентирован на особых, скандальных студентов, создающих нам всем проблемы и постоянно подлавливающих нас на недочетах и мелочах.

Раздел 3.1.5 «Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса» предполагает наличие разных видов анкет, опросов, разработанных в СПбГУ, вошедших в практику конкретного преподавателя.

То есть содержание можно конкретизировать, опираясь на имеющийся у преподавателя опыт и отработанную практику обратной связи.

Допускается и форма «Не предусмотрены / Не предусмотрено».

Раздел 3.4 «Информационное обеспечение» состоит из списков литературы.

Список обязательной литературы проверяется по электронному каталогу НБ СПбГУ (факультет журналистики) - www.library.spbu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe

Должны быть издания не позднее 2009 года. Не переиздававшиеся после 2009, но значимые для разработчика программы издания надо обосновывать прямо в списке – как примечание для библиотечной экспертизы.

Список основной литературы должен быть обязательно, причем в нем не могут быть только электронные издания. При этом список основной литературы может состоять хотя бы одного издания из имеющихся в каталоге факультета журналистики Научной библиотеки СПбГУ.

В раздел «Список дополнительной литературы» переносится все, что не попало в 3.4.1 (нет в каталоге НБ СПбГУ или издано до 2009 года).

ОСНОВНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ

1.    О разработке новой редакции регламента аннотации ВКР.

На обсуждение новой редакции регламента аннотации ВКР были приглашены преподаватели, ведущие дисциплину «Теория и практика подготовки ВКР» на очной и очно-заочной формах обучения, чтобы они могли принять участие в обсуждении вопросов, касающихся и собственно аннотации ВКР, и этой дисциплины.

В обсуждении новой редакции требований к аннотации ВКР и отзывам научного руководителя и рецензента приняли участие А. Н. Тепляшина, К. И. Щербатых, М. А. Бережная, А. В. Якунин, Ю. Б. Балашова.

По запросу аннотация магистерской диссертации на сайте СПбГУ 1000 ссылок (около девятисот пятидесяти собственно аннотаций).

Наши достижения, выявляемые даже при беглом просмотре этих документов: первое – нет единства оформления (для выкладываемых в открытом доступе документов важная и не последняя качественная характеристика), объем тоже бессистемный – от полустраницы до десяти страниц, жанрово-видовые вариации – от модели прикнижной аннотации до автореферата.

Чего нет у нас – англоязычной версии всей аннотации или хотя бы ключевых слов (что в единичных примерах, но есть на других факультетах СПбГУ).

Причины разработки новой редакции регламента: аннотации ВКР – очень востребованный по просмотрам методический ресурс!

2013: всего на 186 документов 3300 просмотров (от 34 до 11 просмотров на один документ).

По количеству просмотров лидируют кафедры МЖ, РК и ТРЖ.

Но если учесть средний коэффициент, то картина получается иной: РК, ТЖиМК и ИЖ.

Только цифры: ИЖ – 384 просмотра, всего 16 документов, то есть в среднем 24 на документ; МИТ – 372 просмотра 29 документов (в среднем на один текст 12,8); МЖ – 671 просмотр, 45 документов (средний коэффициент - 14,9); ПП – 440 на 21 документ (в среднем – 20,9); РК – 545 просмотров 16 документов (средний показатель – 34); ТРЖ – 485 просмотров 44 документов (в среднем 11 – самый низкий показатель); ТЖиМК – 403 просмотра 15 документов (средний коэффициент – 26,8).

В разделе аннотаций 2013 по второму высшему и параллельному нет счетчика, поэтому в обзоре эти документы не учитываются.

Есть данные за 2012, второе высшее и параллельное: всего просмотров – 86 на 41 документ, в среднем – 2, такая скромная общая цифра просмотров

За полтора года аннотации предыдущего выпуска посмотрели 7388 раз (заметим, что речь идет всего о 188 документах!).

В среднем 216 раз обращались к одному документу кафедры ТЖиМК, на втором месте с очень большим отрывом (64) ИЖ, потом – РК (55,4).

Одно огорчает – ни в одном разделе нет комментариев! То есть можно опираться только на показатели обращаемости (http://jf.spbu.ru/stu/2308/3308.html).

Обсуждение регламента аннотации ВКР и других документов

Тепляшина А. Н. высказалась в пользу большего объема аннотации магистерской диссертации с указанием точного объема – 3 страницы (если оставить приблизительный, кто-то будет писать аннотацию добросовестно на 3-х страницах, а кто-то неоправданно сокращать текст).

Аннотации ВКР бакалавров и специалистов оставить в объеме одной страницы.

Профиль подготовки указывать в шапке аннотации диссертации магистра, ВКР бакалавров непосредственно к профилю подготовки не привязаны.

Аннотация должна быть отправлена научному руководителю за день до регистрации работы в ГАК, чтобы была возможность внести необходимую правку.

Щербатых К. И. обратила внимание на необходимость регламентировать сам процесс предоставления аннотации (как сделать так, чтобы в ГАК поступала работа уже с проверенной научным руководителем аннотацией).

Бережная М. А. указала на то, что положения, выносимые на защиту, для творческих ВКР не сформулировать. То есть надо учесть в регламенте особенности творческих ВКР.

Якунин А. В. тоже предложил уточнить содержательные требования в случае аннотирования творческих работ – предусмотреть описание самого творческого проекта, на котором и строится ВКР.

Также он предложил включить в текст документа рекомендацию не подменять рецензирование кратким пересказом содержания ВКР - по типу «В первой главе магистрант рассматривает» и т.д. Сегодня данная аннотирующая часть встречается практически в каждой рецензии. Если сразу ее исключить через регламент, тогда рекомендованный объем рецензии можно будет снизить до 1-2 страниц.

Еще на перспективу можно думать об электронной форме рецензирования (как в ВАКовских журналах).

Это предложение поддержал и И. Н. Блохин. Еще на перспективу надо думать о проверке ВКР на плагиат.

Балашова Ю. Б. обратила внимание на п. 4.2: «За соответствие аннотации требованиям технического регламента отвечают автор магистерской диссертации и представитель кафедры в учебно-методической комиссии», требующий корректировки. А именно необходимо оговорить ответственность научного руководителя как приоритетную и роль заведующего кафедрой, прописать чётко сроки представления аннотации и что последует в случае нарушения этих сроков.

Пункт 4.2. вызвал более всего споров: предлагали возложить ответственность за своевременную и качественную подготовку аннотаций на руководителей магистерских программ и заведующих кафедрами (для ВКР бакалавров и специалистов), на руководителей самих ВКР и наконец на обучающихся.

Фещенко Л. Г. ответила на некоторые предложения и замечания: для магистрантов процедура документооборота регламентируется приказом директора Института ВШЖиМК; требования к рецензии можно обсуждать (в диссертационном совете рецензии тоже бывают тоже очень разные, в том числе и формальные, но Положением это не запрещено, - вопрос собственной репутации рецензента); сайт не может иметь дело с большим количеством людей, организация взаимодействия заведующего кафедрой и представителя кафедры в комиссии - это сфера внутрикафедральной жизни и не должна быть прописана в данном документе; аннотация МД должна принципиально отличаться от аннотаций других видов ВКР.

С внесенными изменения документ был рекомендован для рассмотрения и утверждения на ученом совете факультета журналистики.

3. Рецензирование учебного пособия

Учебное пособие, представленное на рецензирование, – «Современный русский язык: практикум / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Т. Ю. Редькина; авторы: В. В. Васильева, В. И. Коньков, А. А. Малышев, К. В. Прохорова, Т. Ю. Редькина, Н. С. Цветова, Е. А. Щеглова».

Рецензент по кафедре Т. И. Краснова и Б. Я. Мисонжников.

Рецензент от учебно-методической комиссии – Ю. Б. Балашова.

РЕЦЕНЗИЯ
на учебно-методическое пособие
«Современный русский язык. Практикум»

Ценность представленного пособия несомненна в условиях трансформации языковых норм, формирования новых речевых практик, транслируемых через СМИ. Пособие образует единый учебно-методический комплект с соответствующим учебником, поэтому его структура является заданной. В пособии действительно представлены репрезентативные речевые примеры в широком диапазоне: от звука до текста.

Одна из существенных положительных сторон представленной работы связана с последовательным обращением к примерам разных жанровых структур, формирующим навыки владения различными функциональными стилями (включая научный стиль). В результате складывается широкий жанрово-тематический спектр: от рекламных сообщений до политического комментария. В ряде случаев текстуальные фрагменты сами по себе вполне самоценны, подспудно начинают определять возможность некоего эстетического отношения к реальности.

В пособии используются разные виды заданий, ориентированные на работу как с учебниками, так и со словарями; в пособии много творческих заданий. Так, например, в высшей степени креативны примеры, предлагающие на основе словообразовательных моделей самим студентам сконструировать неологизмы (например, как называется «тот, кто продает журналы – …», «тот, кто ведет прогноз погоды –…», «сотрудник газеты “Вечерняя Москва” – …» (стр. 41 – 42). Удачны примеры, предлагающие оценить не всегда уместную стилевую манеру известных медиаперсон (например, Леонида Парфёнова), что способствует выработке у студентов представлений об адекватном авторском стиле.

В пособии представлен чрезвычайно богатый эмпирический материал, и это обстоятельство составляет главное достоинство пособия. Нередко классика (в лице Пушкина, Тургенева, Лескова, Толстого) вполне органично уживается в рамках одного задания с Т. Москвиной или Д. Донцовой. И если хрестоматийные примеры, приводящиеся в пособии, в своём роде универсальны (наподобие пушкинского: «Тятя! тятя! наши сети притащили мертвеца»), то многочисленные и, как видно, ни один год кропотливо собираемые примеры из СМИ определяют индивидуальный облик, свойственный именно данному пособию. Как кажется, авторы сознательно стремились к известной занимательности материала: таков, например, цикл «черномырдинок» – высказываний нашего современного интуитивного гения русского языка В. С. Черномырдина.

Правильной кажется заявленная постановка вопроса в отношении оценочно окрашенного исторического материала, например: «Упражнение 122. Прочитайте фрагменты памфлета М. Горького «С кем вы, “мастера культуры”?» (1932 г.). С помощью каких лексико-семантических средств Горькому удается достичь экспрессивного воздействия на читателя? Как воспринимается текст Горького в наше время?» (стр. 99).

В основополагающем смысле в отборе материала, как можно судить, прослеживается определённая логика: так, когда речь в задании идёт о самой языковой норме – предлагаются преимущественно литературные примеры; в том же случае, когда предметом рассмотрения выступают разные варианты отступлений от нормы, то, скорее, используются материалы СМИ. К слову, о последних. Вероятно, в определённом объёме имело бы смысл привлечь газету «Коммерсант», которая славится своими заголовками. Также не лишним бы стало в отдельных случаях обновление материала (содержащегося, например, в «Упражнении 43. Прочитайте фрагмент из газетной статьи (Известия, 4 окт. 2005)»). Из мелких недостатков я могла бы указать на желательность поиска синонима архаичного жанрового обозначения «речений» в предисловии к пособию (стр. 5); его можно заменить на «идиоматические и афористические высказывания».

Собственно говоря, представленное пособие вызвало у меня всего одно более или менее принципиальное замечание. Справедливо заявленная интенция пособия, ориентированного на бакалавров – будущих специалистов в области массмедиа – не вполне прослеживается в самом первом разделе «Фонетика». Этот раздел предстаёт вполне классическим, рассчитанным, скорее, на студентов-филологов. Возможно, в нём не хватает конкретных ярких примеров медиаречи.

В целом же пособие читается как вполне увлекательный единый текст, соответствует заявленному жанру и целевой аудитории. Оно, несомненно, обладает практической значимостью. Считаю необходимым рекомендовать его к печати.

Доктор филологических наук, доцент кафедры истории журналистики ВШЖиМК СПбГУ
Ю. Б. Балашова
25.02.2014

4. О ходе подготовки заседания Северо-Западного УМО по журналистике и материалов для Бюллетеня.

Тема заседания Северо-Западного УМО по журналистике в этом году – «Роль работодателей в профессиональной подготовке журналистов».

Вопросы для обсуждения: 1) Опыт СПбГУ по привлечению работодателей к организации учебной и методической работы; 2) Работодатели как организационный и методический ресурс профессионального образования: проблемы взаимодействия.

В рамках конференции планируется проведение методического семинара.

Тема – «Преподавание профессиональных дисциплин (профиль Телерадиожурналистика)».

Предварительная программа семинара:

Часть 1 (23 апреля 2014 года, 12.00-14.00).

1) Т. Ю. Редькина. О новых подходах к преподаванию базовых дисциплин.

2) Об организации преподавания профессиональных дисциплин на кафедре телерадиожурналистики.

Основные участники – преподаватели кафедры.

Презентация учебного пособия «Телерадиожурналистика в упражнениях, тренингах и творческих практиках: методические материалы для преподавателей / под ред. М. А. Бережной» (СПб.: СПбГУ, Высш. шк. журн. и масс. комм, 2014. 204 с.).

См. рецензию на это издание - jf.spbu.ru/about/541/2220-6644.html

Часть 2 (23 апреля 2014 года, 15.00-17.00).

Международный Образовательный Студенческий Телерадиоканал (МОСТ) как учебно-производственный медиаресурс. Организатор – В. П. Летуновский.

Часть 3. Экскурсия-знакомство с телерадиокомплексом Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

Место проведения методического семинара - Телерадиокомплекс ВШЖиМК, 10 линия В.О., дом 35.

5. Разное

5.1.    Порядок распределения студентов на профили обучения

Проект
ПОРЯДОК
распределения студентов на профили обучения
2013-2014 уч.г.

Студенты 2 курса образовательной программы «Журналистика» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (очная форма обучения) распределяются на 3 профиля: визуальная журналистика и дизайн; периодическая печать; телерадиожурналистика.

Студенты 2 курса образовательной программы «Журналистика» Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (очно-заочная форма обучения) распределяются на 4 профиля: визуальная журналистика и дизайн; международная журналистика; периодическая печать; телерадиожурналистика.

Распределение студентов на профили производится в соответствии с пунктами 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9 и 2.1.10 «Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете» (http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1345722767_4801.pdf).

Порядок конкурсного отбора студентов по профилям утверждается Ученым советом факультета журналистики и размещается на сайте (http://jf.spbu.ru/stu/).

Число мест для распределения студентов по профилям и сроки проведения записи на профили утверждаются приказом Директора Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

ПРОФИЛЬ «ВИЗУАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ДИЗАЙН»

Профиль «Визуальная журналистика и дизайн» предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения.

Отбор на профиль «Визуальная журналистика и дизайн» проходит на конкурсной основе.

Кастинг проводится в один этап.

Процедура записи на кафедру медиадизайна и информационных технологий:

1)    Заполнение бланка заявления о зачислении на профиль обучения с указанием субпрофиля (дизайн, фото, IT);

2)    Предоставление портфолио из двух частей (работы, выполненные в рамках учебных дисциплин 1-2 курса и вне учебного процесса) в распечатанном виде на кафедру в сроки записи.

Критерии оценки конкурсанта:

Учебные:

1)    успеваемость по общегуманитарным дисциплинам;

2)    успеваемость по дисциплинам кафедры («Техника и технология печатных СМИ», «Основы визуальной журналистики»);

3)    «история» из деканата (академические задолженности, нарушение трудовой дисциплины и пр.).

Профессиональные:

1)    оценка портфолио;

2)    мотивация к обучению на кафедре и созданию профильной карьеры.

По каждому из Критериев оценки конкурсанта претенденты получают от 1 до 5 баллов.

Рейтинг для зачисления на кафедру выстраивается путем вычисления простой суммы баллов и ранжирования студентов исходя из их итогового балла. В случаях спорного проходного балла или совпадения баллов на проходной границе претенденты получают дополнительное задание, которое оценивает комиссия непосредственно в рамках процедуры кастинга.

Портфолио и мотивация студента оцениваются минимум двумя преподавателями из участников комиссии кафедры по кастингу.

ПРОФИЛЬ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

Студенты очно-заочной формы обучения, выбравшие в качестве специализации профиль «Международная журналистика», пишут заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой зачислить на данный профиль. Заявление регистрируется у лаборанта кафедры международной журналистики. Подача заявлений завершается за день до даты конкурсного отбора.

Отбор на профиль «Международная журналистика» проходит на конкурсной основе.

В день презентации профилей объявляется дата и время конкурсного испытания.

Конкурсная процедура включает:

1)    собеседования с кандидатом;

2)    конкурс успеваемости за время обучения на факультете журналистики.

Собеседование проходит на иностранном языке (английский / немецкий / французский) и посвящено теме научных и профессиональных интересов соискателя.

В состав комиссии, которая проводит собеседование, входит не менее 3 преподавателей кафедры.

Состав комиссии определяется заведующим кафедрой.

Основные требования, которые предъявляются к студенту на собеседовании:

1)    знание иностранного языка, умение вести диалог на иностранном языке (английский / немецкий / французский);

2)    способность определить тему научных интересов, связанную с международной журналистикой, и обосновать свой интерес к данной сфере;

3)    возможность рассказать о собственном профессиональном опыте (практика, сотрудничество с редакциями СМИ и т.д.);

4)    представление о современных международных событиях и умение анализировать международную проблематику.

Продолжительность собеседования 5-10 минут для каждого студента.

При подведении итогов каждая из перечисленных выше позиций оценивается по 5-балльной шкале.

Максимальная оценка за собеседование, которую может получить претендент, – 20 баллов.

Конкурс успеваемости является дополнительным этапом конкурсного отбора и проходит в заочной форме. Он организуется в спорных случаях, когда претенденты по результатам собеседования набрали равное количество баллов. Комиссия кафедры по отбору на профиль оценивает средний балл успеваемости студента.

Высший балл – 5 (при отличной успеваемости по всем дисциплинам).

Окончательные итоги конкурса объявляются не позднее последнего дня конкурсного отбора, определенного приказом директора ВШЖиМК.

Списки студентов, рекомендованных к обучению по профилю «Международная журналистика», с указанием полученных в ходе конкурсного отбора баллов размещаются на информационном стенде кафедры международной журналистики.

ПРОФИЛЬ «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

Профиль «Периодическая печать» предлагается студентам очной и очно-заочной форм обучения.

Отбор на профиль проходит на конкурсной основе.

Цель отбора – выбрать из совокупности претендентов наиболее подходящих с учетом соответствия личных качеств и способностей характеру будущей профессиональной деятельности.

Первый этап – проведение предварительной записи студентов на кафедре периодической печати. Студентам необходимо написать заявление лично.

Второй этап – собеседование с сотрудниками кафедры.

Собеседование проводится для выявления следующих личностных характеристик:

- интеллект (сообразительность, быстрота мышления, способность к абстрактному мышлению);

- социальные способности (коммуникабельность, способность к управлению конфликтами);

- мотивация (материальные стимулы, карьера, реализация творческих потребностей);

- свойства личности (эмоциональная стабильность, конфликтность).

В качестве дополнительных материалов на кафедру может быть представлено портфолио. Опыт работы в печатных СМИ и рекомендации профессиональных журналистов приветствуются.

ПРОФИЛЬ «ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКА»

Отбор на профиль «Телерадиожурналистика» производится на конкурсной основе.

В конкурсе принимают участие студенты 2 курса очной и очно-заочной форм обучения, обучающиеся по направлению «Журналистика».

Заявление пишется на кафедре телерадиожурналистики.

1.    Студент должен сдать творческое досье, где представлены журналистские работы, подготовленные им в ходе практических занятий по курсам «ОТДЖ» и «Техника и технология СМИ», материалы летней практики, а также любые другие авторские материалы, опубликованные в СМИ.

Кроме текстовых материалов должны быть представлены видео/аудиозаписи на DVD/CD диске.

2.    Видеозапись устного выступления. Запись на видеокамеру осуществляется в павильоне ТРК в присутствии преподавателей кафедры и сотрудников студии. Хронометраж выступления – 1 минута. Оценивается естественность поведения перед камерой, грамотность речи и содержание монолога, отсутствие/наличие дефектов речи, тембр голоса, телегеничность.

3.    Устная рекомендация преподавателя. Преподаватель группы, ведущий практические занятия по курсу «ОТДЖ» на 2 курсе, может рекомендовать или не рекомендовать принять студента на профиль, учитывая посещаемость занятий, качество выполненных студентом практических заданий, творческий потенциал и личностные качества студента, проявленные им в процессе работы.

4.    Письменная рекомендация ТРК. Список студентов, активно сотрудничающих с редакциями ТРК в качестве авторов или соавторов журналистских материалов, должен быть заверен подписью главного редактора или директора ТРК.

Решение о приеме студентов на профиль принимается коллегиально на заседании рабочей группы кафедры, в состав которой входят заведующий кафедрой, преподаватели, ведущие практические занятия по курсу «ОТДЖ» на 2 курсе, преподаватели групп специализации и сотрудники студии.

Кандидатура каждого студента обсуждается в индивидуальном порядке: демонстрируется видеозапись устного выступления, рассматриваются материалы творческого досье, устную характеристику студенту дает преподаватель.

Если фамилия студента фигурирует в списке, представленном ТРК, то это является одним из аргументов для приема студента на профиль.

5.2.    О внесении изменений в приложение к учебному плану

По кафедре ТРЖ спецкурс вместо В. П. Летуновского будет вести И. А. Куксин (Ж_очная_3 к_Телевизионный журналист в прямом эфире_Куксин).

По кафедре ПП спецсеминар вместо Ю. И. Комболина будет вести Б. Я. Мисонжников (Ж_очная_4 к_Информационные жанры в арсенале репортера)

5.3.    Об утверждении на ученом совете плана открытых и публичных лекций

Подготовлен окончательный вариант плана открытых и публичных лекций (http://jf.spbu.ru/about/541/895-gr2.html).

Л. Г. Фещенко, председатель учебно-методической комиссии Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»

Отчет размещен на сайте 15.03.14 | 15 марта 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль