«Москва – Петушки» в театре «Мастерская»

«Москва – Петушки» в театре «Мастерская»

«Или я заблудился в тумане? Или кто-нибудь шутит со мной? Нет, я помню камней очертанье, тощий куст и скалу над водой...» - именно эти строчки из «Соловьиного сада» Блока я бы выбрала в качестве эпиграфа к спектаклю «Москва-Петушки» по одноименной поэме В. Ерофеева в театре «Мастерская». Это грустное и одновременно смешное двухчасовое путешествие из ниоткуда в никуда. Направление Москва-Петушки весьма условно. Ангелы, черти, сфинкс, старый камердинер и дедушка с внучком – на протяжении всего действия не перестаешь задумываться, было ли это на самом деле. Ведь, по сути, происходящее – плод фантазии главного героя Венички Ерофеева, жаждущего уехать в Петушки.

Венечка Ерофеев – пьяница-интеллигент в потрепанном костюме, мучающийся от собственной совести и деликатности. Алкоголь ему не нужен, но желанен: Венечка пьет для того, чтобы создать образ нового, несуществующего мира. Идеалом для него служат Петушки, где живут белокурая возлюбленная и сын. Но как любой герой постмодернизма Венечка не умеет отдавать себя другим, даже любимым. Поэтому в чемоданчике вместо гостинцев оказывается водка.

Человек должен быть грустен и растерян. Как только Венечка улыбается в первый раз за весь спектакль, то есть нарушает собственную аксиому бытия, ангелы покидают его. Начинается неразбериха с направлением поезда. Герой мечется от окна к окну, от вагона к вагону в полной растерянности. Все возвращается на круги своя, а Венечку становится нестерпимо жалко. До последнего не хочется верить, что он никогда не попадет в Петушки. Поэтому искренне соглашаешься: конечно, ничего, что за окном темно, световой день убывает быстро. Между тем в этой темноте за окнами нет ни будущего, ни прошлого, а понятие настоящего размыто в спектакле с самого начала. И остается только Курский вокзал как неизбежная безысходность.

«От нас хотел убежать?!» - кричат преследующие Венечку четверо, когда герой подбегает к Кремлю. В этом крике звучит приговор всем мечтам Ерофеева, да и ему самому. Система никого не отпускает, поэтому герой больше не приходит в сознание.

Спектакль «Москва-Петушки» - редкое произведение искусства, когда ничего ни прибавить ни убавить нельзя. Евгений Перевалов буквально дышал текстом, пропуская каждое слово через себя. Актер прекрасного передал внутреннее напряжение человека, теряющего рассудок, когда грань между «было» и «никогда не было» стирается. Но больше поражает игра его партнерши Алены Артемовой. Благодаря ей в полной мере осознаешь, что такое театр одного актера. Каждый раз Артемова немного разная, и дело не только в париках и голосе. Меняется что-то внутри нее, что ты смотришь и понимаешь – вот сейчас она ангел, а сейчас сфинкс.

Хочется отдельно отметить работу звукооформителей. Звуки извлекаются, в буквальном смысле, из всего, что окажется под рукой: лестница, жестяное ведро, колесо прялки. Мне кажется, если бы у представления было обычное музыкальное сопровождение, ощущение нереальности, зыбкости происходящего пропало бы.

Когда летом я прочитала поэму Ерофеева, многие моменты остались для меня неясными. После спектакля в «Мастерской» весь пазл наконец-таки сложился.

Арина Щербова | 7 декабря 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.