ГЛИНТЕРНИК Элеонора Михайловна
Зав.кафедрой рекламы, профессор, доктор искусствоведения
e.glinternik@spbu.ru
Публикационная активность в системе Pure
Член СПб Союза художников России, член Творческого союза художников России (Москва, секция искусствоведения), действительный член Национальной академии дизайна (НАД), вице-президент НАД, руководитель Северо-Западного филиала НАД
Научная степень, научное звание
Доктор искусствоведения по специальности 17.00.06. - техническая эстетика и дизайн (Москва, МГХПУ им. С. Г. Строганова, тема: «Историческое самоопределение графического дизайна в проектной культуре России (1880 – 1980-е гг.) - 2001.
Профессор по кафедре искусствоведения и культурологии - 2004.
Кандидат искусствоведения по специальности 17.00.06. - техническая эстетика и дизайн (СПГХПА им. А.Л. Штиглица, тема: «Становление и развитие рекламной графики в России (торгово-промышленный плакат и товарный знак в конце XIX - начале XX века)» - 1995.
Область научных и профессиональных интересов
Проблематика истории и теории графического дизайна как явления художественной коммуникации, визуально-графические коммуникации, становление и развитие специального художественного образования в области дизайна, архивные поиски по истории Петроградского - Ленинградского ВХУТЕИНа (Высший художественно-технический институт, 1921 - 1930)
Образование
Окончила Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, факультет истории и теории изобразительного искусства (квалификация – искусствовед).
Краткая биография и основные вехи профессиональной деятельности
Родилась в г. Одессе. В 1977 г. окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Работала редактором в комбинате «Укрбытреклама» (1977 - 1981), уполномоченным по охране авторских прав в области изобразительного искусства (ВААП, 1981 - 1984). Преподавательскую деятельность начала в 1984 г. в Северо-Западном институте печати (тогда Ленфилиале Московского полиграфического института), за годы работы прошла путь от должности ассистента кафедры до профессора.
Совмещала научно-педагогическую работу с административной.
В 1997 - 2002 работала на должности декана факультета дополнительных видов обучения (повышение квалификации и переподготовка специалистов). В 2002 - 2005 гг. - зам. директора по научной и производственной работе Северо-Западного института печати (с 2001 г. переведенного в СПГУТД).
В 1999 г., впервые в Санкт-Петербурге, по инициативе Э. М. Глинтерник была открыта новая образовательная программа по специальности 350700 - «Реклама», в 2001 г. основана выпускающая кафедра рекламы. В 2002 г. работа коллектива кафедры была удостоена диплома Лауреата на I-м Всероссийском конкурсе, в 2003 г. - удостоена Диплома победителя Второго всероссийского конкурса кафедр рекламы, PR и смежных дисциплин по номинации “За наибольший вклад в образовательный процесс в области рекламы, связей с общественностью и смежных дисциплин”
В 2004 году коллективом кафедры была организована Первая Всероссийская научная конференция «Реклама и современное общество», она стала первым научным собранием, в котором приняли участие преподаватели и специалисты отрасли. Одновременно с конференцией был разработан и проведен I-й Всероссийский научный конкурс для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и сотрудников вузов и научных организаций в области рекламы, PR и смежных специальностей.
В 2006 - 2013 гг. - работала на должности директора Института бизнес-коммуникаций и заведовала кафедрами: рекламных технологий (2007 - 2011), кафедрой истории и теории дизайна и медиакоммуникаций (2011 - 2013) в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна.
Принимала участие в экспертно-аналитической работе по содержанию и качеству подготовки обучающихся и выпускников ряда образовательных учреждений РФ от Рособрнадзора (2012).
На протяжении многих лет являлась председателем Государственной аттестационной комиссии в вузах Санкт-Петербурга по направлениям искусства и рекламы:
по направлению 031500 «Искусствоведение» - СПбГУ, исторический факультет (2004 - 2012); по специальности и направлению 052400, 071600 «Дизайн» - факультет филологии и искусств (2003 - 2013);
по специальности 350401 «Реклама» - Гуманитарный университет профсоюзов (2008 - 2012), СПб ГУАП (2009 - 2013);
в СПГХПА им. А. Л. Штиглица - зам. председателя ГАК на факультете дизайна (2000 - 2009).
С 1996 г. - член Санкт-Петербургского Союза художников России (секция искусствоведения и критики), в 2002 – 2017 гг. - член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров РФ (секция теории и педагогики дизайна), с 2018 по настоящее время - член Творческого союза художников России (Москва, секция искусствоведения), принимает участие в обсуждении выставок и круглых столах Союза художников и Союза дизайнеров РФ по актуальным вопросам изобразительного искусства и дизайна.
Научно-организационная и творческая деятельность
В сфере научно-педагогической работы - основатель искусствоведческой научной школы в области технической эстетики и дизайна в СПГУТД.
Деятельность научно-педагогической школы сосредоточена на междисциплинарном исследовании проблем дизайна и посвящена вопросам истории, теории и методологии дизайна, социокультурному контексту и закономерностям формотворчества, языку и средствам массовых художественных коммуникаций.
Статус школы подтвержден решением Президиума Научно-технического совета при Правительстве Санкт-Петербурга Комитета по науке и высшей школе, возглавляемая научно-педагогическая школа в области технической эстетики и дизайна включена в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга (1912). Ссылка
член специализированного диссертационного совета Библиотеки Российской академии наук (Санкт-Петербург, 2002 - 2008);
член диссертационного совета Д 212.221.01 по специальности 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура при СПГХПА им. А. Л. Штиглица (2008 - 2012);
член Общественного редсовета периодического научного издания «Jahrbuch markentecnik: Markenwlt, Markentechnik, Markentheorie, Forsechungsberich, Horizonte». Deutscher Fachverlag GmbH, Frankfurt am Main (Германия, с 2008 г.).
организатор и руководитель Международной научной конференции «Печать и слово Санкт-Петербурга» (1996 – 2003);
куратор четырех специализированных выставок российского рекламного плаката на экспозиционных площадях ЛенЭкспо (1997) и Петербургского полиграфического салона (ЦВЗ «Манеж», 2006, 2007, 2008); Иллюстрация 1, иллюстрация 2, иллюстрация 3.
председатель Оргкомитета, научный руководитель и редактор материалов Международной научной конференции «Время дизайна», в рамках Международной Биеннале дизайна «Модулор», Санкт-Петербург (2003 – 2015 гг.).
Эксперт в ФУМО Учебно-методического Совета по рекламе и связям с общественностью 42.03.01, 42.04.01. (с 2015 г. по настоящее время)
Эксперт ФГБУ «Российская академия наук» (РАН) (с 2019 г. по настоящее время)
Систематическая экспертная деятельность в качестве оппонента диссертационных исследований
Руководитель научно-исследовательского проекта Творческого союза художников России "АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ - ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВХУТЕИН: НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ (1921 – 1930)» (по неопубликованным материалам научно-библиографического архива РАХ) – (с 2018 г. по наст. время.).
Руководитель и модератор секции креатива на ежегодной Международной научно-методической конференции зав. кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений АКАР (с 2015 г. по настоящее время, Москва)
Член редакционной коллегии в рецензируемых научных изданиях:
1. Российский научный журнал «Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship»
ПМН ISSN: print 2782-3601, online ISSN: 2782-361X . Учредитель и Издатель — Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова. ISSN 2782-3601 (Print), 2782-361X (Online) Web of Science Core Collection (ESCI):
3. Международный журнал научных исследований «Дизайн. Искусство. Промышленность» ISSN 2312-6116. РИНЦ
Основные научные публикации
Общее количество опубликованных работ более 170, в т. ч. монографии:
1. Глинтерник Э. М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. - СПб.: изд. “Петербургский институт печати”, 2002. – 136 с. Тираж: 300 экз. 8,4 а. л., 36 илл.
2. Глинтерник Э. М. Товарный знак в России. История и современность. /А. Дайксель, К. Брандмейер, Э. Глинтерник. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории. – CПб.: – Славия. – 2002.- 128 с. - Раздельное соавторство, автор-составитель.- С. 67 – 127. Тираж: 2000 экз. Лично 3,5 а. л., 158 илл.
3. Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб. : – Аврора. – 2007. – 360 с., 732 илл. Тираж: 2000. 18,0. а. л., 732 илл. Учебное пособие
4. Глинтерник Э. М. История печатно-графического искусства Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда. Конец ХIХ - первая треть ХХ вв. Уч. пособие. – СПб.: 2000.- Разделы: “Графическое искусство и печатное дело Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинграда конца ХIХ -первой трети ХХ вв.”; “Книжная и журнальная графика Петербурга – Петрограда – Ленингра-да”; “Рекламная графика конца ХIХ – первой трети ХХ вв.” - С. 7 – 53; С. 66 – 129: С.175.– 236.
Иллюстрация 1, иллюстрация 2, иллюстрация 3, иллюстрация 4 иллюстрация 5, иллюстрация 6
Статьи в энциклопедических изданиях
1. Глинтерник Э. М. Печатное дело (статья) /Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П – Р. – СПб, филологический факультет. СПбГУ, 2006. – С. 315 – 322.
2. Глинтерник Э. М. Прикладная графика (статья). /Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П – Р. – СПб, филологический факультет. СПбГУ.: 2006.– С. 676 – 683.
3. Глинтерник Э. М. Экспедиция заготовления государственных бумаг (статья). / Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия. Т. II. Девятнадцатый век. Книга V. П – Р. – СПб, филологический факультет. СПбГУ.: 2011. – С. 287 - 295.
4. Глинтерник Э. М. Петроградские высшие государственные художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) - петроградский высший государственный художественно-технический институт - ленинградский (1921 – 1930) (статья). - Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. -Т. III. Н-Я. История. Теория. Книга 2. - М.: Global Expert&Service Team, 2014. - С. 119 - 123. Ссылка
Титульное рецензирование учебников:
Глинтерник Э.М. Рецензирование рукописи учебника для бакалавров: Савельева О. О., Трубникова Н. В. «Российская история рекламы». М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К», 2023. – 573 с., 35,8 печ. л. УДК: 659.1 ISBN: 978-5-394-05387-0 Ссылка
Глинтерник Э.М. Рецензирование рукописи учебника для бакалавров: Савельева О. О., Трубникова Н. В. «Всеобщая история рекламы». М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К», 2023. – 540 с., 28,25 печ. л. УДК: 659.1 ISBN: 978-5-394-05234-7 Ссылка
Глинтерник Э.М. Рецензирование рукописи учебника для бакалавров: Евстафьев В.А., Абаев А.Л., Тюков М.А. Креатив в рекламе. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К», 2023. – 390 с., 26 печ. л. ISBN 978-5-394-05301-6 Ссылка
Список основных публикаций 2015 – 2023
Перечень Международных научных конференций 2015 - 2023
Руководство диссертационными и дипломными работами
Под руководством профессора Э. М. Глинтерник подготовлено и защищено 19 кандидатских диссертаций (2003 – 2022), осуществлено успешное научное консультирование 4-х докторских диссертаций (2008 – 2019), в числе авторов - 18 преподавателей высшей школы Санкт-Петербурга и дальнего зарубежья. Ссылка
Читаемые курсы и мастер-классы
«Теория и практика подготовки выпускной квалификационной работы»
«Научная коммуникация в профессиональной сфере»
«Всеобщая история искусства»
«Теория и история визуально-графической коммуникации»
«Визуальные коммуникации рекламного продукта»
«Художественно-техническое оформление печатной продукции»
«Искусство книги»
«История печатно-графического искусства»
«История графического дизайна»
«Основы корпоративной символики»
«Современная печатная рекламная коммуникация»
Руководство курсовыми работами в семестре и производственной практикой (научно-исследовательской работой в семестре, педагогической практикой)
Руководство выпускными квалификационными работами аспирантов, магистрантов и бакалавров
Стаж научно-педагогической работы 41 год
Достижения
медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», 2003;
Диплом победителя VII-ого Всероссийского конкурса на лучший учебник по рекламе, связям с общественностью и смежным специальностям за книгу «Реклама в России XVIII –первой половины XX века», Всероссийская Ассоциация коммуникационных агентств России, Москва, 2008.
медаль Комитета по печати и взаимодействию со СМИ, Российской Академии рекламы, Общественного Совета по рекламе Санкт-Петербурга и Ленинградской области — «За полезное в рекламе» - номинация "За научный вклад" (СПб, 2011); Иллюстрация 1, Иллюстрация 2
Почетный диплом Всероссийской Ассоциации коммуникационных агентств России «За выдающийся вклад в образовательный процесс в области рекламы» (Казань, 2012); Иллюстрация
избрана академиком Национальной академии дизайна (Москва, 2013).
Повышение квалификации:
обучение по программе семинара «Наукометрические ресурсы WEB of Science, Scopus и РИНЦ» (сертификат, февраль 2014);
обучение по программе семинара «Наукометрические ресурсы WEB of Science, Scopus и РИНЦ» (08.04 2014. СПБГУ);
повышение квалификации в рамках международного семинара при ВШЖиМК СПбГУ «Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы» (по направлению «Прикладные коммуникации», сертификат, март 2014 г.);
повышение квалификации на ХVIII Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных специальностей. Тема: «Модель выпускника с позиции отрасли и вуза: международный опыт и точки пересечения» (72 час. сертификат) 17 – 19 апреля 2014 года, Р ЭУ им. Г. Плеханова, Москва;
участие в работе методсеминара “Опыт разработки и реализации программы дистанционного обучения”, (юридический факультет, В.О., 22 линия, 7) 21.01. 2014;
повышение квалификации на ХХ научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. Программа: «Профессиональные стандарты и ФГОС-3 ++» (72 час., сертификат) 14 – 16 апреля 2016 года, РАНХиГС, Москва;
повышение квалификации на ХХII Международной научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. (72 час., сертификат от 14.04.2018, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва);
повышение квалификации на ХХIII научно-методической конференции заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью и смежных направлений. Программа «Качество подготовки бакалавров и магистров по профильным направлениям индустрии коммуникаций» (72 час., сертификат от 30.03.2019, РАНХиГС, Москва);
Обучение по дополнительной профессиональной программе «Информационно-коммуникационные технологии в высшем профессиональном образовании» (Московская академия народного хозяйства и государственной службы, 11.10.2019 – 08.11.2019, 144 часа, сертификат);
Программа дополнительной профессиональной переподготовки "Реклама и связи с общественностью" 42.03.01., 468 часов. Рег. номер учебного плана 19/2345/1, диплом специалиста, апрель 2020 г. СПбГУ.
Курс переподготовки по программе «Опыт дистанционного образования и перспективы расширения образовательных технологий в ВУЗАХ», 22 – 24 апреля 2021 г, АКАР, 24 часа.
Курс переподготовки объем 24 часа по теме: «Стратегические коммуникации: теория и практика» 27 – 29 апреля 2023 г., Москва, МГУ