Искусство хаоса: импрессионизм
Экскурсию по постоянной экспозиции Главного штаба «Французская живопись XIX-XX веков. Импрессионисты» провела для первокурсников старший преподаватель кафедры речевых коммуникаций Татьяна Владимировна Жаркова. Она рассказала будущим журналистам, как возник импрессионизм и кто стоял у его истоков.
В 1874 году открылась выставка, после которой заговорили о новом направлении в живописи. Название этому движению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восхождение солнца», что в переводе на французский «Impression, soleil levant». «Клод Моне продолжал рисовать, когда ослеп. Он ставил искусство превыше всего. Сам Моне понял это, когда скончалась его жена Камилла Донсье. Всю ночь он просидел у ее кровати. Когда же тело женщины озарили лучи восходящего солнца, художник, заметив игру света, написал ее портрет. Так возникла картина “Камилла Моне на смертном одре”», – поделилась Татьяна Владимировна со студентами одним из фактов жизни художника.
Многие импрессионисты вели себя так же самоотверженно, как Клод Моне. В их числе, например, Огюст Ренуар. Он продолжал писать картины, когда у него отсохли кисти обеих рук.
Помимо Моне и Ренуара, универсанты познакомились с творчеством Эдгара Дега, Камиля Писсарро и некоторых постимпрессионистов, таких как Поль Сезанн и Поль Синьяк.
Напомним, что импрессионизм проявил себя не только в живописи, но и музыке, литературе, скульптуре и других видах искусства. В живописи же его главные особенности — это стремление художника запечатлеть мгновение, отказ от смешения красок и нанесение цвета мазками.
В Главный штаб работы импрессионистов переехали из Государственного Эрмитажа. Раньше в восточном крыле здания штаба располагались Министерство финансов и Министерство иностранных дел. После того как помещения передали музею, там разместились картины XIX-XX веков и проводятся временные выставки современного искусства.
Текст Александра Колабинова
Фотографии Ксения Мишина