Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы просматривать защищенные страницы!

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
PR-технологии в арт-бизнесе
January 23, 2017, 3:09 pm

Преподаватель: Глазкова Светлана Алексеевна, кандидат социологических наук, доцент

Кафедра связей с общественностью в бизнесе

Происходящая в последние годы заметная активизация российского арт-рынка на фоне уверенного развития арт-рынка мирового порождает к нему пристальный интерес со стороны специалистов данной сферы и бизнеса в целом. Новые тенденции делают это сегмент рынка привлекательным как с точки зрения финансовых инвестиций, так и с позиций более массового потребительского рынка. Эти процессы, в свою очередь, порождают заинтересованность субъектов арт-рынка в профессионально построенных коммуникациях, вести которые способны только специалисты, хорошо разбирающиеся не только в специфике сферы деятельности, но и в коммуникативных технологиях, способных привлечь внимание перспективных целевых аудиторий, сформировать интерес к событиям в арт-сфере и арт-объектам, стимулировать потенциальных клиентов. Для подготовки таких специалистов, готовых взаимодействовать с представителями арт-бизнеса, и предназначен данный специальный курс.

Основная цель изучения дисциплины - обучение основам теоретических подходов к определению сущности PR-коммуникации в сфере арт-бизнеса и практических аспектов применения PR-технологий в данной сфере.

Достижение цели подразумевает выполнение следующих задач:

знакомство с теоретическими подходами в изучении основных профессионально-технологических понятий паблик рилейшнз применительно к арт-бизнесу; 1) знакомство со спецификой функционирования сферы арт-бизнеса, а также коммуникаций субъектов сферы арт-бизнеса; 2) разработка комплексной схемы анализа основных нематериальных активов в сфере арт-бизнеса; 3) освоение существующих в отечественной и зарубежной практике паблик рилейшнз технологий формирования нематериальных активов субъекта PR в арт-бизнесе; 4) выработка навыков практического применения PR-технологий в формировании нематериальных активов субъекта арт-рынка.

Арт-рынок серьезно отличается от других отраслевых рынков неоднородностью его субъектов и особенностями их взаимодействия, пересечением публичных и непубличных коммуникаций, сложностью оценок нематериальных ценностей, - все это требует достаточно основательного изучения специфики отрасли и рынка для того, чтобы в дальнейшем осознанно действовать на данном рынке как в качестве потребителя, так и в качестве профессионала. По этой причине для достижения вышеперечисленных целей в предлагаемом специальном курсе предусмотрены следующие тематические блоки: Блок 1. «Арт-рынок и его специфика» предлагает помимо необходимой информации о субъектах рынка, особенностях его инфраструктуры и взаимодействия субъектов - возможности для приобретения практических навыков. Для этого в блоке предусмотрены задания, моделирующие отдельные операции, например, составление характеристики на арт-объекты, мотивирующей потенциального клиента к определенным действиям; проведение мониторинга деятельности субъектов арт-сферы и арт--рынка для последующей оценки эффективности их публичных коммуникаций и оценки репутации. Тематика занятий Блока 2 сосредоточена вокруг проблематики коммуникативных технологий, практикуемых субъектами сферы арт-рынка. Данный блок «Специфика PR-деятельности субъектов сферы арт-бизнеса» представляет особый интерес для PR-практика, поскольку знакомит с обширным опытом PR и рекламных коммуникаций в данной сфере, предлагает анализ эффективных и неэффективных примеров и, таким образом, готовит PR-специалиста к практической деятельности в данной сфере. Практические задания в рамках лекционных занятий предлагаемого спецкурса дают возможность моделирования коммуникативных операций в интересах субъектов сферы арт-бизнеса.

Авторские публикации по теме спецкурса

1. Глазкова С.А. PR-коммуникация в арт бизнесе : Учебное пособие. -/ С.А Глазкова. СПб.: С.-Петерб.гос.ун-т, Ин-т "Высш.шк.журн.и мас.коммуникаций", 2016. - 164 с.

2. Глазкова С.А. Актуальные задачи PR-коммуникации в российском арт-бизнесе //Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференйии 3 марта 2014. Ч.6. М.: «АР-Консалт», 2014. - сс.8-9 ISBN 978-5-906353-88-7

3. Глазкова С.А. Технология дополненной реальности в современном художественном пространстве //Визуальная коммуникация в социо-культурной динамике: сборник статей международной научно-практической конференции (23 октября 2014 г). - Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2015, сс.49-55. УДК- 18, ВВК 87.8. В42, ISBN 978-5-00019-414-0

4. Глазкова С.А. Стратегические коммуникации современного музея: проблемы и возможности // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: матер.междунар.науч..-практич. конф. (25-26 ноябля 2015г.) / отв. ред.-сост. Д. П. Гавра. - СПб.: С.-Петерб. гос.ун-т, Филол. ф-т , 2015б С.30-46.

5. Глазкова С.А. Фан-сообщество как аудитория и ресурс для субъектов индустрии развлечений // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: тезисы междунар. науч. конф. 25-26 ноября 2015г. /отв. ред. Ю.В.Таранова. - СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник // jf.spbu.ru/conf-pr/5826/5862.html

План лекционных занятий

Занятие 1. Специфика арт-рынка:

Арт-рынок: история формирования, структура, инфраструктура, современные тенденции. Субъекты арт-рынка. Инфраструктура арт-рынка.

Занятие 2.История формирования арт-рынка и арт-бизнеса. Современные тенденции развития арт-рынка.

Занятие 3. Феномен стоимости произведений искусства.

Стоимость произведения искусства. Системы рейтингования и оценивания; составление прогноза стоимости произведения искусства.

Занятие 4. Психологический аспект коммуникации в сфере арт-бизнеса.

Особенности психологии коллекционирования и инвестирования в сфере арт-бизнеса.

Занятие 5. Субъекты PR в сфере арт-бизнеса.

Базисные и технологические субъекты PR в арт-бизнесе. Смежные субъекты PR. Целевые группы общественности в арт-бизнесе.

Занятие 6. Искусство для бизнеса. Корпоративные художественные коллекции. Способы продвижения.

Занятие 7. Взаимодействие субъекта PR с учреждениями сферы культуры: взаимодействие с музеями и социально-художественные проекты. Кейсы.

Занятие 8. PR- коммуникация в галерейном бизнесе.

Аналитические кейсы: анализ коммуникативной политики арт-галереи .

Занятие 9. Институт кураторства в арт-бизнесе. PR-функции кураторов. Обзор деятельности известных европейских, американских и российских кураторов.

Занятие 10. Специальные мероприятия в арт-бизнесе: выставки, фестивали, биеннале. Превью выставок, превью аукционов.

Занятие 11. Специальные мероприятия в арт-бизнесе: арт-ярмарки. Специфика формата, особенности организации.

Занятие 12. Аналитические кейсы специальных мероприятий субъектов арт-бизнеса. Анализ коммуникативных технологий в деятельности галереи; аукционного дома.

Занятие 13. Арт-критика и PR коммуникация: сложности взаимоотношения и перспективы.

Занятие 14. PR 2.0: социальные арт-сообщества в Сети. Специфика коммуникации в таких сообществах. Возможности для PR-коммуникации.

Занятие 15. Совместное продвижение: коммуникативное взаимодействие субъектов арт-рынка и субъектов других индустрий.

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета - письменная.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут .

Оценка «Зачет» ставится, если студент правильно и полно ответил на два вопроса.

Оценка «Незачет» ставится, если студент не ответил на оба вопроса или неполно ответил только на один вопрос из двух.

Список вопросов к зачету

1. PR в сфере культуры: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

2. Арт-рынок PR в России: краткая характеристика.

3. Специфика PR-коммуникации субъектов арт-бизнеса в Web-среде.

4. Особенности формирования глобального арт-рынка.

5. Субъекты арт-рынка. Особенности их взаимодействия.

6. Целевые группы общественности в арт-бизнесе.

7. Феномен стоимости произведений искусства: способы формирования стоимости.

8. Системы рейтингования и оценивания произведений искусства.

9. Особенности психологии коллекционирования в сфере арт-бизнеса.

10. Особенности психологии инвестирования в сфере арт-бизнеса.

11. Базисные и технологические субъекты PR в арт-бизнесе.

12. Смежные субъекты PR в арт-бизнесе; их функции

13. Феномен корпоративных художественных коллекций.

14. Особенности корпоративного имиджа аукционного дома.

15. Особенности коммуникации художественных музеев в сфере арт-бизнеса.

16. Социально-художественные проекты субъектов арт-бизнеса.

17. Куратор и его PR-функции.

18. Проблемы взаимодействия арт-критики и PR коммуникации

19. Социальные арт-сообщества в Сети.

20. Информационный PR в арт-бизнесе.

21. Специальные мероприятия в арт-бизнесе: Модель биеннале .

22. Специальные мероприятия в арт-бизнесе: модель выставки.

23. Информационное сопровождение аукционов.

24. Спонсорство как коммуникативная технология в арт-бизнесе.

Список основной литературы

1. Азарова Л.В. и др Ситуационный анализ в связях с общественностью: учебник для вузов. СПб. :, 2009.

2. Глазкова С.А. PR-коммуникация в арт бизнесе : Учебное пособие. СПб, С.-Петерб.гос.ун-т, Ин-т "Высш.шк.журн.и мас.коммуникаций", 2016.

3. Кривоносов А. Д. , Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью: Учебник. СПб., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Балдина О.Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М., 2002.

2. Брускин Г.Д., Церетели З.К. Как управлять карьерой художника // Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В.А. Бабкова. М., 2006. - С. 168-172.

3. Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / под ред. В.А.Бабкова. М ., 2006.

4. Досси П. Продано: искусство и деньги. СПб.. 2011.

5. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М., 2001

6. Как продавать искусство: сб. ст./ сост.: Дж. Ф. Мелилло. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001.

7. Калугина Т.П. Художественный музей, как феномен культуры. - СПб, 2008.

8. Колбер Ф. Маркетинг культуры и искусства. СПб., 2004.

9. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб., 2011.

10. Томпсон Д. Как продать за $12 млн чучело акулы. М., 2011.

11. Фейген Р. Мемуары арт-дилера: художники, музеи, кураторы, коллекционеры, аукционы, искусство. М., 2004.

12. Художественный рынок: вопросы теории, истории, методологии / под ред. Т.Е. Шехтер. СПб.: СПбГУП, 2004. (Новое в гуманитарных науках; Вып. 13).

13. Шумович А. Великолепные мероприятия. Технология и практика еvent-managemеnt. М., 2007.

14. Cautionary Tales: Critical Curating / Edited by Steven Rand, Heather Kouris. N.Y.: Apexart, 2007.

15. Thea С. Foci:Interviews with 10 international curators. N.Y.: Apexart, 2001.

Перечень иных информационных источников

1. htth://www.theartnewspaper.ru,

2. xz.gif.ru

3. kulturologia.ru

4. htth://artmonstr.ru,

5. contemporaryartdaily.com

6. Электронные ресурсы НБ им.М.Горького

НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация