«Университет учит жизни и учит в ней ориентироваться»

Выпускник СПбГУ 2001 года, главный редактор Издательского дома «Спорт день за днем» Иван Жидков спустя пятнадцать лет вернулся в Университет в качестве уже лектора и эксперта в спортивной журналистике. Мы не могли упустить такую возможность и не спросить Ивана о выборе профессии, студенческой жизни и испытаниях на прочность от преподавателей.

Каким Вы были студентом?

А можно всю правду говорить? Я хвостист. Причем я настолько обнаглел в своем хвостизме, что возвел это в культ и, кстати говоря, спас себе этим немало нервов. Некоторые, например, французы, не понимают родителей, которые не спят ночами, дежуря у кроватки с плачущим ребенком. Вот так же я не понимал своих однокурсников, которые трясутся над оценками. Я спокойно ставил отвод и сдавал все осенью. Обнаглел настолько, что диплом сдал только через год – я просто не стал его защищать, некогда было.

Вы всегда знали, что будете поступать на журфак?

Это были девяностые годы. Альтернативой была армия, но надо понимать, что тогда можно было уйти и не вернуться. Выбор был очевидный – обязательно поступать в Университет. Помимо журфака рассматривал еще и Восточный факультет, но для поступления нужно было задействовать большое количество ресурсов. И, честно говоря, я не был до конца уверен, что этого хочу. Наверное, я видел себя все-таки журналистом.

Помните ли Вы свой первый день в Университете?

Помню. Построили всех на плацу , потом привели на Первую линию. Честно скажу, я долго не мог ухватиться за что-то свое. Все, что было связано с журналистикой, было размыто – я не понимал прикладного значения, поэтому после первого курса пошел в поле. Первое место – «На страже родины», куда меня отправили на первую практику. Там на меня посмотрели опытным взглядом и сказали: «Так, этого в спортивную газету. Мы как раз ее открыли, только второй номер выходит». Так я начал писать. Мне давали простор для творчества и одновременно заставляли делать не самые легкие и приятные вещи (исторические материалы, например). Для этого нужно было идти в Маяковку вместо пар, там долго копаться, потом писать материал. Объективно приходилось прогуливать немало лекций.

Свой первый день в Университете вспоминает Сергей Бурый, главный редактор сайта «Спорт день за днем»

Оглянувшись назад, Вы бы стали себя отговаривать от поступления на журналистику?

Нет. Я вообще считаю, что это неправильно оборачиваться все время назад. Конечно, есть вещи, за которые себя критикую, но, с другой стороны, если бы их не было – не было бы так, как сейчас. Самоедство бесполезно.


Блиц

Любимое лакомство в студенческие годы?

Не знаю, можно ли это назвать лакомством. Но на обеды я всегда ходил в кафе на Первой линии, напротив собора, где сейчас Штолле.

Любимый предмет?

Вообще это были любые семинары, их, к сожалению, было не очень много, на мой взгляд. Отбрасывая все остальное, английский, конечно, и стилистика.

Что Вы больше всего любите в своей профессии?

Путешествия.

Что Вы больше всего НЕ любите в своей профессии?

Работать (смеется). Если серьезно, то репортерскую беготню вместе со всеми. Неэксклюзивную работу, так скажем.

Ваш девиз в профессии?

Масонский – я ничего не знаю.


Какую роль в Вашем профессиональном становлении сыграл Университет? Какие возможности открыл?

Университет учит жизни и учит в ней ориентироваться. Учит дипломатии как в общении с сокурсниками, так и с преподавателями. Разные типы людей как в кино, и это невероятная тренировка на стрессоустойчивость в том числе. Даже если ты прогуливал, ты не станешь маргиналом после выпуска. Преподаватели всегда могли рассмотреть в тебе талант и помочь проявить лучшие качества.

Кто из преподавателей повлиял на Вашу карьеру, взгляды?

Людмила Петровна Громова почему-то меня любила, входила в мое положение. Владимир Васильевич Перхин – замечательный преподаватель стилистики. Борис Яковлевич Мисонжников лояльно ко мне относился, помогал много.

Полковник Николай Иванович Муллер был гением, потому что едва меня не отчислил, а потом сам же и спас. И этим заставил меня серьезно отнестись к английскому. За это я ему благодарен.

Преподаватель зарубежной литературы с филфака. К сожалению, могу перепутать фамилию – кажется, Тимофеев. Мне нравились даже не манера преподавания, а менеджерские приемы, особенно в период сессии. Он пришел перед зачетом с огромным списком книг и сказал: «Вот это все надо прочитать. Кто не прочитает – не сдаст». Мне кажется даже те, кто держал в руках только букварь, читали дни напролет этот несчастный список, и все равно не успевали освоить всю программу. И, конечно, на зачете процентов восемьдесят пролетали. Я же зашел с другой стороны.

Буду учить плохому современных студентов: читал двадцать страниц каждого пункта в списке в начале, в середине и конце книги, улавливал суть, запоминал язык, стиль автора, и шел на зачет. В такой подкованности, конечно, обязан литературной школе, где на уроках были дискуссии, много споров, где мы доходили до более глубинных смыслов, чем «что имел в виду Чацкий, сказав это». Я это использовал и сдал с первого раза, потому что по любому билету мог сформулировать суть произведения в трех предложениях. А преподаватель был гением, он оценил мой подход, зная, что я прогулял многие лекции и что никто в принципе не осилит программу.

Конечно, можно назвать еще массу имен, но из-за объемов информации начали вылетать важные вещи, которые раньше казались очевидными.

Вы окончили Университет довольно давно, приобрели большой профессиональный опыт. Каково вернуться сюда уже в качестве эксперта и наставника?

Очень интересно. Во-первых, у меня возникло чувство, что я никуда и не уходил. Я ожидал чего угодно, но только не этого. Именно в этой аудитории Муллер грозился, что я отчислен. И мне так было страшно. Удивительно, как давно это было.

Во-вторых, у меня ушла какая-то восторженность, когда чего-то добиваешься. Я первый раз выступал перед студентами, и это было чувство удовлетворения от общения с думающими людьми, которые способны спрашивать. Вот это чувство меня больше захватило, чем чувство своей статусности или экспертности. Это было буднично, но по-хорошему буднично. Как-то хорошо и правильно.

Интервью с выпускниками разных лет

Больше новостей, интервью и обсуждений в разделе Выпускник

5 декабря 2016

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.