Екатерина Щербина "Высшее образование… А зачем?"
Я учусь в девятом классе, и, конечно, с самого начала учебного года передо мной стоит дилемма: завершить образование в школе и пойти учиться в техникум или колледж, либо по окончании одиннадцатого класса пойти учиться в высшее учебное заведение. Думаю, что такая же проблема выбора стоит и перед моими одноклассниками. Мы часто её обсуждаем, причем к данному вопросу возвращаемся спонтанно, не сговариваясь о том, что вот, например, сегодня, в 12 часов, на подоконнике у раздевалки состоится сбор, на котором будем обсуждать и решать, что делать, где и как учиться, какую профессию выбрать, нужно ли получать высшее образование или не обязательно…
Ответы на эти вопросы, конечно же, разные: от «не знаю», «еще не определился», «вообще незачем» до «конечно же, нужно». Зависят эти ответы и от настроения, и от успехов или неудач ребят в то время, когда этот вопрос начинал спонтанно обсуждаться. Мои родители мне говорили, а в последнее время часто напоминают, что от рождения до последних дней человеку приходится решать множество задач, которые ставит перед ним жизнь. Решая их так или иначе, он пытается осуществить мечту: научиться управлять своей жизнью. В наше время для этого надо вооружиться и овладеть системой самых современных знаний в сферах физического и интеллектуального развития. И основа этого развития человека закладывается как раз в школе. Разве для кого-нибудь секрет, что больше и лучше успевает тот, кто больше делает? А делает потому, что у него больше интересов – например, учеба в школе, занятия танцами, спортом, участие в работе кружков, общественная работа…
Труд вообще и труд школьника - явления одного и того же порядка. Если человек привык просто плыть по течению жизни, в надежде, что эта самая жизнь, которую он наблюдает, прибьет его к какому-то берегу и даст ответы на житейские вопросы, от списывания домашнего задания на школьном подоконнике или в классе до принятия решения в выборе профессии, то вряд ли можно ожидать, что он доведет до конца любое дело, которое у него не получилось сразу. А труд - одна из первых ступеней любой деятельности, как и любого успеха.
Так нужно или не нужно получать высшее образование? Этот вопрос, я считаю, каждый должен решить сам для себя. Наверное, надо немного задуматься, попытаться заглянуть в свою жизнь лет на 10 вперёд и представить, чего же я хочу добиться в жизни. Быть востребованным в обществе специалистом, преуспевающим и авторитетным руководителем, либо довольствоваться малым, тем, что сейчас принято называть «среднестатистическим россиянином».
Я думаю, что для того, чтобы добиться в жизни успехов, при получении высшего образования прежде всего надо учиться, а именно получить высокий уровень знаний в той профессии, которую выбрал, и ещё желательно получить хорошие практические навыки работы по избранной профессии. Уже на этапе поступления надо осмыслить и усвоить то, что высшее образование - это труд: в течение 5 - 6 лет регулярно посещать лекции, лабораторные, коллоквиумы, семинары, делать домашние задания, писать курсовые работы, сдавать зачёты… Именно осмыслить и усвоить, потому что выбор должен быть осознанным.
Если же высшее образование рассматривать как некий обязательный атрибут, суть которого сводится к тому, чтобы друзьям или работодателю продемонстрировать наличие так называемых «корочек» о высшем образовании, то вполне достаточно иногда посещать занятия, списывать курсовые, лабораторные работы, проплачивать зачеты и семинары, а в добавок, для решения житейских вопросов, найти какую-нибудь непрофильную работу, то есть плыть, как и в школе, по течению. В итоге получится, что ты сам себя обманывал на протяжении 5-6 лет, получил образование по некой специальности, ради наличия «корочек» и, в итоге устраиваешься работать консультантом по продаже телефонов, обуви или бытовой техники с многообещающим о солидным названием профессии — менеджер по работе с клиентами.
Зачем? Для чего нужно в данном случае высшее образование, если ты не собирался и не собираешься работать по избранной профессии?! Да, несомненно, всякий труд заслуживает уважения! И труд сантехника, и труд пекаря, и труд учителя, и труд инженера, и труд врача, и труд консультанта! Но важно, чтобы ты ощущал востребованность своей работы, был профессионалом и получал бы удовлетворение от результатов своего труда.
Вот поэтому уже в девятом классе надо задумываться, а нужно ли высшее образование, чего и каким способом я хочу достичь в жизни. Каждый должен сам сделать свой выбор. Делая выбор в вопросе нужно или не нужно высшее образование, важно, прежде всего, не обманывать самого себя.