Мария Комарова "Высшее образование… А зачем?.."

Мария Комарова "Высшее образование… А зачем?.."

Окончание школы – это начало новой независимой жизни для миллионов выпускников. Перед ними открывается множество различных дорог: институты, университеты, академии, колледжи. Но выбрать эту самую дорогу, предопределяющую его дальнейшую судьбу и положение в жизни – вещь не из легких. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые приобретают узкую специализацию. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными. Так какую же профессию стоит выбрать и что следует учитывать при ее выборе?

Существует огромное количество факторов, влияющих на этот выбор. Ведущий специалист в области психологии труда, доктор психологических наук Е.А. Климов выделяет следующие: позиция старших членов семьи; позиция товарищей, подруг; позиция учителей, школьных педагогов; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность; склонности. В своей работе он подводит итог, что на практике склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Я, в свою очередь, попыталась выделить собственные факторы влияния на выбор профессии, и у меня получилось следующее:

•    Позиция старших наставников (учителей, родителей) -мнения школьных педагогов часто совпадает с мнениями старших членов семьи, следовательно, первый и третий пункты по Е.А. Климову можно объединить. Родители и учителя – это люди, знающие о нас, возможно, даже больше, чем мы сами. Ведь именно они воспитывают в нас будущее поколение, стремясь передать все свои знания. В большинстве случаев их позиции совпадут как общее стремление к лучшему образованию для нас.

•    Позиция друзей - нередки для нас случаи, когда человек выбирает профессию вслед за своими товарищами, не имея собственного мнения и ориентируясь на принцип «Куда все – туда и я» или выбор «за компанию». Практически всегда это имеет отрицательные последствия, как для самого человека, так и для его будущего. Ведь то, что у вас с кем-то есть общие интересы, ещё не значит, что эти интересы проявляются или будут проявляться во всем. Не факт, что ты сможешь сделать то, что под силу сделать твоему товарищу. Тем более, раз ты не имеешь своей собственной заинтересованности в этом деле, тебе вряд ли что-то удастся на этом поприще.

•    Твой собственный профессиональный план, который включает: личные цели (интересы и склонности) – «то, что я хочу»; способности (физиологические и психологические) – «то, что я могу»; потребности рынка труда – те профессии, которые сейчас востребованы, «что надо».

На данном этапе, человеку следует проанализировать свои желания, умения и востребованность профессии на рынке труда. Составление собственного профессионального плана оказывает огромное влияние на выбор профессии и состоит только из твоего личного опыта, навыков и знаний о мире профессий.

Проведя опрос: «Что влияет на выбор твоей профессии?» среди молодежи 15-18 лет, я получила следующие данные. Оказалось, что из 57 опрошенных 86% считают, что на выбор их профессии в первую очередь влияют их собственные цели, способности и знания о мире профессий. И это действительно похвально, что они умеют самостоятельно принимать решения и трезво оценивать свои возможности.

При составлении профессионального плана возникает огромное количество вопросов и трудностей. Это влечет за собой множество подпунктов, осложняющих внутреннее самоопределения человека в данной области, таких как: огромный выбор университетов и факультетов; формирование бюджетных мест; государственный заказ; ценовая политика вузов; уровень будущей заработной платы и условий труда; актуальность той или иной профессии; мода профессий.

Действительно, сейчас существует огромное количество университетов и факультетов. Причем на одни и те же факультеты в разных университетах приходится совершенно разное количество бюджетных мест, а платные места на них имеют разную стоимость. Например, сравнивая ведущие вузы города Новосибирска (НГУ, НГУЭУ и НГТУ), мы получаем странную статистику. Стоимость на одни и те же специальности в разных университетах колеблется от 60 до 90 тыс. руб. С одной стороны, все правильно. Так как НГУ – ведущий университет Новосибирска, который высоко ценится по всей стране, то стоимость будет выше, чем в каких-либо других вузах. А уровень преподавания юриспруденции в техническом НГТУ и экономическом НГУЭУ будет ниже, чем в НГУ по определению. Но с другой стороны, зачем тогда открывать такое направление, как та же юриспруденция, в техническом вузе? Не проще ли установить единую ценовую политику на эту специальность и единое количество бюджетных мест, открыв ее только в гуманитарных институтах и университетах? Тем самым, у человека, поступающего на платное отделение юриспруденции, есть два варианта: либо поступить в НГУ за высокую стоимость обучения, зная, что там действительно получишь достойное высшее образование, либо пойти в НГТУ за меньшую цену, но вряд ли там тебе дадут качественные знания по данному направлению. Эта неразбериха, по моему мнению, также легла в основу неоднократных заявлений Министра образования и науки Андрея Фурсенко о планах Министерства образования и науки РФ закрыть большую часть ВУЗов. По мнению представителей Министерства, в стране должно остаться не более 50 университетов и 150—200 институтов. Тем самым, исчезнет проблема выбора, описанного выше, но конкурентность поступающих в ВУЗы значительно повысится, а, значит, сократится количество бюджетных мест. Не стоит забывать и о том, что после закрытия столь огромного количества ВУЗов многие люди потеряют работу. Безработными окажутся педагоги и другие профессионалы, работающие в высших учебных заведениях.

Также согласно новому законопроекту «Об образовании», ориентированному на Западную систему образования, не будет академий, зато появятся колледжи, где будут получать степень бакалавра; институты, где будут готовить бакалавров и специалистов и университеты (бакалавры, специалисты и магистры). Самыми привилегированными среди университетов станут федеральные и национальные исследовательские. При этом специалисты заявляют, что этот законопроект может ухудшить социальную обстановку в стране и превратить институты в ПТУ. Учителя и педагоги заявляют, что «за такую работу поставили бы «незачет». А старшее поколение считает, что такой подход будет, по крайней мере, непонятен абитуриентам и студентам и в случае принятия законопроекта предлагает ввести в старших классах специальный курс с целью растолковать школьникам особенности нашего высшего образования и указать им дорогу в этом лабиринте. Я согласна с общественным мнением, потому что школьника оставляют на произвол судьбы и зачастую он действует "наобум". В итоге, бывший школьник на 2-3 курсе института осознает, что ошибся и жалеет о совершенном выборе, но либо продолжает учиться из-за сложности смены будущей профессии, либо и того хуже - все бросает.

Много вопросов вызывает новая система распределения бюджетных мест. Рассматривая их рейтинг в данных вузах, мы можем сделать вывод, что больше бюджетных мест приходится на НГУ, далее идет НГУЭУ, а НГТУ занимает последнее место. Причем больше мест распределено на информатику и ВТ, следовательно, на эту техническую специальность пройти легче всего. На втором месте – экономика, а юриспруденция и менеджмент занимают примерно одинаковые позиции. Это значит, что государственный заказ направлен, прежде всего, именно на технические профессии, которых сейчас недостает в России. Благодаря большому количеству бюджетных мест на специальности такого типа государство стремится привлечь студентов, и тем самым выйти из положения недостатка «техников». Другая проблема состоит в том, что такие специальности сейчас не востребованы на рынке труда, а значит заканчивать технические факультеты практически бессмысленно. Из тех же 57 опрошенных мною старшеклассников 48% считает, что возможно они поступят на бюджет, поэтому, выбирая свою будущую специальность, просматривают количество бюджетных мест на нее. При этом 30% респондентов посещают подготовительные курсы при институтах.

Что нам действительно трудно угадать при выборе профессии – это уровень будущей заработной платы и условий труда. Последнее время люди стали выбирать профессии, опираясь не только на размер заработной платы и своего призвания, но также и на модные тенденции. То есть людям стала важна не столько финансовая сторона выбираемой работы, сколько то, признаваема ли эта профессия в обществе. Говоря о модных профессиях, подразумевается их актуальность, востребованность на рынке и интерес к представителям данной профессии. Выбрав свою специальность и поступая на первый курс любого вуза, ты не сможешь представить себе, как эта профессия будет оплачиваться, и в каких условиях ты будешь работать по окончании университета, через пять, а то и через семь лет. Но мы знаем, что мода на профессии обеспечивает ее актуальность до 10 лет. В конце 90-ых – начале 2000-го стала набирать популярность относительно новая для россиян профессия психолога. Восемь лет назад один из «модных» всплесков пришелся на юристов и экономистов — по данным

хедхантинговых агентств , сейчас их очевидный переизбыток. В 2006 году статистика этих агентств заметила, что самой высокооплачиваемой является профессия финансового аналитика.

По данным топа «25 модных профессий» по мнению журнала Time Out Москва №45 / 13 - 19 ноября 2006 г и статьи «Мода на профессии» на школьном портале Планета школ / 28 Окт 2010 г. Самыми модными на 2006 год являются профессии: HR-менеджер, промоутер, директор благотворительных программ, арт-консультант и диетолог. А на 2010 год: мастер тату, фэйсконтрольщик в клубе, агент «звезды», диетолог и фотограф.

Как вы заметили, на данный момент к модным профессиям не относится работа связанная с компьютерными технологиями, а также офисная работа с бумагами. Изучая список модных профессий понимаешь, что верхние строчки занимают специальности требующие реализации творческих способностей и психологических навыков. Стоит заметить, что представители этих профессий общаются с большим количеством людей по долгу службы. Думаю, этот факт тоже привлекает людей, выбирающих «модные» профессии.

Но я бы посоветовала не ориентироваться на популярность профессий. Выбранная вами профессия должна быть в первую очередь любимой, а уже потом - высокооплачиваемой и модной. Ведь мода пройдет, ставки зарплаты изменятся, а профессия у вас останется. Сейчас не редки случаи, когда после получения модной профессии, людям приходится переучиваться на ту, которая им действительно интересна. Так что, о модных тенденциях на профессии знать надо, но гнаться за ними не стоит.

Но это только одна сторона профессий. Другая – это их востребованность на рынке труда. На новосибирском городском портале rabota.ngs.ru в списке предложений вакансий от работодателей лидируют следующие позиции: менеджер по продажам, продавец, продавец-консультант, водитель такси, торговый представитель, кладовщик, официант.

Если государство требует увеличения мест в вузах для людей с техническим складом ума, то предприятия, в свою очередь, нуждаются совсем в других. Людям, работающим по всем вышеперечисленным специальностям не обязательно иметь высшее образование, это простые профессии, для овладения которыми не нужно заканчивать институты. Стоит заметить, что заработная плата у представителей всех предлагаемых профессий будет зависеть от продаж товаров или услуг. Поэтому она будет сильно варьироваться. К примеру, за вакансию официанта, на сегодняшний день, предлагают от 10 до 45 тыс. руб., а вакансия торгового представителя оценивается от 15 до 50 тыс. руб. На деле заработок будет представлять собой примерно среднее между верхней и нижней планкой, которую, увы, практически никому не удается достичь в связи с завышенными требованиями руководства. Задав респондентам вопрос: «Какую заработную плату вы планируете получать по окончании института?», я выяснила, что большинство, а это 34% опрошенных, рассчитывают на заработную плату в пределах от 20 тыс. руб. до 30 тыс. руб. На самом деле, молодой специалист будет получать от 15 до 25 тыс. руб., и то при наличии опыта. Следовательно, чтобы рассчитывать на достойные суммы тебе следует начать работать по своей будущей специальности ещё во время учебы. Тогда после окончания вуза ты уже приобретешь должный опыт, а, возможно, и место работы.

В наше время очень сложно выбрать профессию, которая будет выгодна для тебя со всех сторон. И чтобы сделать правильный выбор, нужно учитывать огромное количество факторов. К сожалению, не все и не всегда выбирают специальности, которые действительно будут высокооплачиваемы и любимы, профессии, которые всю жизнь будут им «по душе». Хочется верить, что каждый абитуриент, выбирая свою будущую профессию, послушает, в первую очередь, свое сердце, трезво оценит свои способности и возможности и в итоге выберет ту специальность, которая будет ему интересна и любима, а также востребована на рынке труда. Удачи!

19 января 2011

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.