Дарья Полуканина "Моя история 20 века"
Страна блаженных в подземелье
«Бах» – травма головы, «бум» – остатки сознания выталкивают тебя в реальность. А потом начинается долгий допрос без пристрастия.
В 86ом году не осталось ни одного пионера, а с собой они забрали целомудрие и все рамки приличия. В 94ом - в размокшей и размытой дороге увязла Чеченская война. А между этими событиям - «чудовищная передряга», затронувшая абсолютно всех. Фильм Сергея Соловьёва «Нежный возраст» об этом. Это обычная история о подростках, которых накрыла с головой гласность и рыночная эконимика.
Картина состоит из трёх частей: «Идиот», «Отцы и дети» и «Война и мир». Сюжет каждой главы соответствует фабуле одноимённого литературного произведения. Иван Громов, главный герой, которого сыграл сын режиссёра Дмитрий Соловьёв, рассказывает о своей жизни психоневрологу в больнице, в которую он попал, получив травму головы во время Чеченской войны. Большая часть фильма строится вокруг этого диалога и поиска значения очень важного для какртина понятия «элизиум».
Иван был обычным четырнадцатилетним парнем. Его друзья, определяя понятие своды, как безнаказанность за совершение любых поступков, с ударившим в голову адреналином находят себе применение в различных областях: занимаются проституцией, собирают «ловандос» с дорог. Иван тоже пробует «реализоваться». Получает свой первый сексуальный опыт с «гражданской женой» Саледона и своей одноклассницей Надей, вынужден заниматься кражей машин совместно с правоохранительными органами в лице «гнойного урода» капитана Окунькова. Даже идёт добровольцем на войну, чтобы очиститься от всей этой грязи. На протяжении всего фильма Иван нежно хранит в себе остатки прошлого, необыкновенно важного – любовь к Лене, девушке, которую он знал с детства. Это и помогает Громову, по сути, одному из всех героев картины, выйти из «передряги», не намотавшись на винт перестройки. История взросления целого поколения, сложного и сильного, заключена в 110 экранных минут.
Проблема в том, что это время ломало самых разных людей. Подростки в столь «нежном возрасте», только став самостоятельными, вынуждены заново учить законы реальности. Люди, оставшиеся в прошлом, символически погибают на войне.
Князь Мышкин из «Идиота» и Иван Громов очень похожи, только один живёт на страницах книг, а другой - на киноплёнке. «Теневая картина» фильма похожа на полотно, побывавшее в руках импрессиониста: вот два тёмно-красных мазка психически неуравновешенного развратника Юдина и Саледона, чёрное пятнышко Серёги Мелкого и коровий силуэт Милой Жопы - типичных будущих мафиози. Дух советского времени «вселяется» в преподавателя по труду. Кажется, что всё, чтобы он ни говорил и делал, вещалось по неумолкающему коммунистическому радио.
В «Нежном возрасте» женские персонажи разных возрастов: Ведьма, бабушка Ивана, женщина старой сосетской закалки, «маман», вечно отсутствующая на задании мать Громова и Лена, нежная, романтичная, добрая девушка, нетипичная принцесса на горошине. В противоположность возлюбленной главного героя ставится распущенная Надя Супортова.
Всех этих героев создал такими, какие они есть, в 2001 году известный режиссёр народный артист России Сергей Александрович Соловьёв, известный по трилогии «Асса», «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» и «Дом под звёздным небом». Во второй главе своей трилогии Соловьёв также обращается к молодёжи, но в этом фильме акцент больше делается на отношения между юношами и девушками, нежели на социальную обстановку, в которой оказались молодые люди. Сергей Соловьёв являлся 2 раза лауреатом Венецианского кинофестиваля и лучшим режиссёром в 1974 году на Берлинском кинофестивале.
Оператором же был «художник» «Белорусского вокзала» Павел Тимофеевич Лебешев. Каждый кадр можно «одеть» в рамку и повесить на стену, настолько он целостнен и самодостаточен. Особенно поражает окно, в котором как бы отражается нежная детская любовь и непорочность маленьких Вани и Лены.
Практически каждому герою соответствует своя музыкальная тема, Лене – медодичная лёгкая композиция, молодёжной мафиозной группировке и всем сопутствующим им действиям – незатейливая, насмехающаяся над всем мелодия. Саунд-трек к фильму нежный возраст написал Борис Гребенщиков, который уже работал с Соловьёвым в картине «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви».
Это и есть логическое завершение «Нежного возраста», гимн той перестраивающейся молодёжи, в конце концов обретающей свой элизиум, страну блаженных, с продолжением.