Полина Батычек "Русская провинция и будущее России"
Город Волжский, ты город моей мечты,
Город Волжский, в нем выросли я и ты,
Город Волжский, ты краше день ото дня,
Город Волжский - судьба моя.
Кузнецова Ирина Николаевна
Прежде всего, говоря о провинции, нужно иметь в виду, какое понятие мы включаем в это слово. Лучше всего обратиться к толковым словарям. Именно в них собран культурный, лингвистический, этнический опыт народа.
В словаре В. И. Даля «провинция - губерния, область, округ; уезд»; у С. И. Ожегова толкование несколько меняется: «в некоторых странах: область, административно-территориальная единица. Местность, территория страны, удаленная от крупных центров».
Таким образом, мы имеем дело с многозначным значением. Необходимо расставить акценты, которые я буду учитывать при написании статьи, так как столкнулась с абсолютно разным представлением об этом понятии.
«В современном понимании провинция- это нечто отдаленное, живущее по своим законам, которые очень часто не отвечают жизни развитого человека. Глушь, отсталость и бесперспективное бытие человека, поэтому все стремятся в Москву», - говорит Отец Константин, настоятель храма Иоанна Богослова в нашем городе.
Почему я начинаю именно с этих слов - поймете.
Глядя на сегодняшний Волжский, с трудом верится, что всего 56 лет назад здесь была лишь степь. Пустая, продуваемая всеми ветрами и напрочь сгорающая летом от солнца. Город рос и хорошел: строились дома, парки, кинотеатры, дворцы культуры.
Как гласит народная мудрость: «Не хлебом единым жив человек». История России тесно сопряжена с историей Русской православной церкви, которая формировала жизнь и историю нашей страны. Роль церкви - первостепенна. А так как полноценная духовная жизнь людей всегда была связана с вопросами веры, то возникла необходимость строительства храма. В городе появилась церковь, зазвонили колокола. Хотя русский народ многоконфессиональный, но золотые купола всегда освящали землю русскую. Начался духовный рост в Волжском…
Мне бы хотелось представить две совершенно разные точки зрения на место и роль нашего города в стране.
Известный историк-краевед Тамара Афанасьевна Башлыкова убеждена в том, что город не является провинцией, что это крупный региональный центр Нижнего Поволжья. С этим трудно не согласиться.
«С высоты птичьего полета город Волжский похож на дружески раскрытую ладонь: безупречные линии улиц устремляются вдаль, изумрудная зелень поражает своей роскошью, современные здания, нарядные площади. Разве можно назвать этот город провинцией»?- говорит Тамара Афанасьевна. «Наш город - крупный промышленный центр с ведущими отраслями, развитой инфраструктурой и серьезным научным потенциалом. В нашем городе разместилась самая крупная ГЭС в Европе. Тут же огромный химический комплекс. Наш город-часть России, будущее России.»
Настоятель храма Иоанна Богослова, Отец Константин имеет другую точку зрения, которая мне более близка:
«Провинция всегда хранила Россию в ее лучших проявлениях. Поэтому большинство святых подвязалось не в столице, а в маленьких городках, в провинциях, где внутренняя жизнь человека являлась основным фактором, которое формировало всю внешнюю жизнь. В основном вся наша Россия состоит из провинции. И поскольку у нас большое географическое положение и все, что формировало нашу страну это жизнь провинциальная. В смысле того, что у нас есть столица Москва, столица Санкт - Петербург, столица олимпиады-Сочи, на этом фоне Волжский - это провинция. Но этот тихий, мало кому известный городок- часть огромной России».
У человека есть два зрения: взор души и взор тела. Телесное зрение иногда забывает, но духовное помнит всегда. Я верю в то, что человек, побывавший в нашем тихом уютном городке, никогда его не забудет. Именно такие провинциальные городки, как наш, формируют Россию.
Русская провинция может быть центром, все зависит от людей, живущих в ней. Наш город – удивительное творение рук человеческих. Нам здесь жить. Конечно, хочется приблизиться с столичному стандарту.
Однако нравственный потенциал – основа человеческого развития. Духовный процесс, начался с воздвижения церквей, их сейчас 12, вместе с православными. Будущее русской провинции тесно связано со святыми местами города. Значит, будущее есть, и оно не может быть в разрыве с историческими и культурными процессами всего государства.