Антонова Евгения "Молодежные субкультуры – протест или конформизм?"

Антонова Евгения "Молодежные субкультуры – протест или конформизм?"

Молодежные субкультуры чаще всего связывают с понятием «переходный возраст». Ка-ждый из нас периодически сталкивается с подростками, головы которых украшены яркими ирокезами, с молодыми людьми, внешний вид которых больше похож на большое черное пят-но, чем на человеческий облик… Так юноши и девушки стараются выделиться из общей массы людей, показать свою индивидуальность. Но что их толкает на этот большой шаг в другой мир? Протест ли это или что-то другое?

Начнем с того, что возникновение молодежных субкультур в России так или иначе связано с веяниями Запада. На русские умы огромное влияние оказал широко известный CNN: произошла аме-риканизация культурных ценностей, и появились различные молодежные неформальные объедине-ния. Их возникновение неудивительно после распада Советского Союза, где граждане жили по общепринятым правилам, с установленной системой ценностей и идеалов. И вот, наконец, им была предоставлена свобода самовыражения. Но сам факт копирования американской культуры заставляет меня прийти к выводу, что российские молодежные субкультуры – это никакой не протест, а всего лишь конформизм.

Справка для несведущих: конформизм – это приспособленчество, пассивное принятие мнения большинства, слепое подражание. Так вот. Я убеждена, что ответвления общественной культуры в России – молодежные субкультуры – это слепое приспособленчество к западной культуре. Что же заставляет меня так уверено говорить об этом? Простые наблюдения.

Молодежь – самая чуткая к общественным новинкам группа. Насладившись произведениями американского кинематографа и увидев необычные и яркие проявления западной культуры, русская молодежь с головой окунулась в новые проявления моды. И вот уже по улицам наших городов разгу-ливают панки, готы и скинхеды. Выглядит это, как протест против существующих норм и ценностей, но несколько лет тесного общения с различными неформальными группами заставили меня убедиться, что не понимают они истинного значения пребывания в столь противоречивых объединениях. Подростки поверхностно знают истинную философию лиц, к которым они себя причисляют. Например, панки часто устраивают драки, грубят, при этом считая, что они поступают как настоящие представители своей неформальной организации. То же самое относится и к готам, и к скинхедам, и к эмо. Все они носят в себе, а точнее на себе, лишь часть своей культуры – одежду и всю сопровождающую её атрибутику. И не знают они при этом, что их движения образовались из-за музыки и особого мировоззрения, а не из-за грубого и хамоватого отношения к окружающим.

Сомневаюсь, что кто-нибудь из подростков, встав однажды утром, вдруг пошел в магазин и приобрел новую пару ярких обтягивающих штанов или тяжелую кожаную косуху. Чаще всего на принятие такого скоропалительного решения влияет то неформальное общество, в которое молодой человек попал. Оказался он там, возможно, из-за особых музыкальных пристрастий, а, может, просто обнаружил приятные человеческие качества в неформалах (ведь далеко не все отрицатели мнения большинства грубые и безнравственные: часто их положительные черты характера скрыты за отрица-тельным внешним обликом). Оказался, можно сказать, случайно, а попал под такое сильное влияние: приходится подчиняться мнению большинства. Некоторые юноши и девушки добровольно меняют стиль одежды, с головой окунаясь в новую моду, другие делают это под неутомимым давлением но-вых друзей. Так или иначе, молодежные субкультуры России – скорее конформизм, чем ярко выра-женный протест.

Другое дело на Западе: там неформалы всё же являются приверженцами какой-либо опреде-ленной идеологии, действительно заставляющей их отрицать общепринятые ценности, а не просто надевать на себя чересчур яркие или слишком темные и грубые одежды, жирно подводить свои глаза черным карандашом и кричать на всех углах: «Я – личность! Я не такой как все!»

В любом случае, на мой взгляд, объединение в молодежные группы - это просто стереотип. Издавна люди имели разные интересы: кто-то любит слушать тяжелый рок, а кто-то лиричную попсу, одни любят кататься на американских горках, другие – предпочтут этому медленную прогулку по тихому озеру. И совершенно не обязательно при этом называть себя гордым слово «гот», «панк» или «эмо» и ходить с высоко поднятой головой, будучи уверенным в том, что ты яркая индивидуальность. Да неформалов в молодежной среде даже больше чем обычных людей! А вы говорите, личность. Как инкубаторские цыплята, честное слово…

Евгения Антонова | 16 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.