Ирина Фокина "В театр во фраке – старо или стильно?"

Ирина Фокина "В театр во фраке – старо или стильно?"

В театр во фраке – старо или стильно?

Пышные платья, меха на плечах, фраки и тройки, бабочки, трехэтажные прически, драгоценности – чуть больше века назад гости театра выглядели именно так. Атмосфера там никогда не допускала обыденности, а строгий театральный этикет не позволял повседневности проникнуть в дом искусства. Остались ли эти правила в сознании людей нашего времени? Нужны ли они тем, кто, собираясь на встречу с искусством, надевает джинсы?

«Я считаю важным то, как мы одеваемся в театр, – утверждает архангельский театральный критик Надежда Альфонсовна Курилович. – Зрителями создается определенное настроение, которое влияет на самих актеров, режиссеров, художников». Действительно, будучи непосредственным участником постановки, чувствуешь публику: любит ли она театр, уважает ли, умеет ли воспринять то, что ты так старательно пытаешься до нее донести. Внешний вид гостей добавляет уверенности в чувства создателей спектакля. Приходя в театр нарядно одетым, ты создаешь ту самую волшебную и легкую атмосферу. «Созданная публикой аура действует на течение спектакля или, может быть, на создание следующей постановки», – поясняет Надежда Альфонсовна.

Но как простому, не такому уж и приближенному к искусству человеку понять, что он должен на себя надеть, чтобы создать эту самую ауру? Станет ли фрак гарантией успешно соблюденного этикета? Актер Архангельского областного молодежного театра Назар Онищук думает иначе: «Изначально театр должен соответствовать той одежде, какую он хочет видеть на своих гостях. А сейчас он дискредитировался. Есть такие спектакли, где тебя могут облить шампанским, закидать конфетти, просто поиздеваться. А ты тут во фраке пришел. Нужно, чтобы человек сам понимал, как он должен выглядеть, чтобы войти в театр». Оказалось, все не так просто: и во фраке можно выглядеть смешно.

Где же найти золотую середину в вопросе театрального этикета? И что брать за пример того, как нужно выглядеть? В поисках такого эталона я поняла одно: его не существует. По этому поводу Назар Онищук рассказал мне историю: «Во время спектакля сидят два молодых человека и в голос обсуждают происходящее на сцене. И слышишь: «э», «чо», «типа» и «щас». Такие люди особо театром не интересуются, уровень культурного развития у них невысок. Они и так во фраках не пойдут. Но, с одной стороны, спектакль был жесткий. Иногда и я не брезгую зрителю в лицо ботинком помахать, если форма представления располагает к этому, дает какие-то вольности. Но когда на «Темных аллеях» слышишь те же разговоры, да еще и с добавлением пошлых комментариев по поводу произведения Бунина! Такое поведение вызывает шок».

История интересная, да только ответа на вопрос, как нужно одеваться на свидание с прекрасным, мы до сих пор не нашли. «Человек должен быть одет достойно, –присоединился к моему разговору с Назаром режиссер театра Максим Михайлов. – Я видел людей, которые приходили в театр зимой в белых костюмах, в белых ботинках и с бабочками, и у меня они вызывали улыбку. Я видел зрителей, пришедших в джинсах, свитере и рубашечке, и чувствовал к ним уважение, потому что эта одежда подобрана со вкусом. И главное, в этом одевании уже есть понимание того, куда человек идет».

Фрак – это, конечно, стильно. Он предстает воплощением высокого уровня культуры, признаком элитарности, претензией на образованность и уважения к искусству. Но символ высшего света превращается в предмет для каламбуров, если веселый актер обольет его шампанским. И сочетание джинсы-рубашка в таком случае будут куда уместнее.

Мода и этикет – вещи приходящие и уходящие, но внутреннее воспитание, именно оно, поможет сделать правильно выбор между смокингом и джинсами. «Один зритель и в дорогущем смокинге ведет себя, как свинья, а другой, хоть и в обыкновенной рубашке – как джентльмен», – заметил напоследок Максим Михайлов.

Ирина Фокина

10 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.