Анастасия Ламова "Русская провинция и будущее России"

Анастасия Ламова "Русская провинция и будущее России"

Край ты мой заброшенный

Край ты мой, пустырь

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь

Избы забоченились,

А и всех-то пять…

Бывает, едешь на поезде, смотришь в окно, за которым мелькают города, полустанки, леса, поля, и вдруг видишь маленькую деревушку. Одну, другую, третью.…Это и есть наша русская провинция. Смотришь и диву даешься, как же там народ еще живет? А ведь живет, и в город - ни за что. Хотя и домики покосившиеся еле держатся, и цивилизации практический никакой, и школа одна на пять деревень. А ведь что-то держит там людей.

Наверное, они давным-давно поняли простую истину, что все начинается с земли, только она может дать несравнимую ни с чем - ни с нефтью, ни с золотом, ни с алмазами самую скорую прочную отдачу-богатство; что не бывает крепкой державы, без земли которая кормит свой народ, и что именно деревенский мужик-кормилец, хозяин, который никогда не оставит землю беспризорной.

Побывав в деревне, к сожалению, лишь однажды, я как будто попала в другой мир. Мир, где люди живут в ладу со своей совестью, где все - одна большая семья, в который каждый бескорыстно поможет тебе, посочувствует, где нет секретов друг от друга и нет замков.

И сегодня я уверена, что деревенский житель-это особое состояние души, которое определяется способностью откликнуться на «зов земли», пережить радость общения с миром природы, потребностью человеческой открытости перед окружающим миром.

Из тридцатых годов, со времени коллективизации к нам пришло выражение «лес рубят - щепки летят». Много бед и страданий пережила русская деревня. Но выдержала, выстояла. Конечно, сегодня село осиротело, и мы наблюдаем размывание нравственного чувства хозяина на земле. Но люди деревню не бросили, живут, трудятся, детей рожают, гуляют на свадьбе всем селом. Разве в городе такое встретишь? Там порой соседи по лестничной площадке не знакомы друг с другом. Каждый живет сам по себе.

Одно из моих любимых произведений - рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор» («Не стоит село без праведника»).

В судьбе главной героини Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - вопиющая трагедия. Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть ей на своем веку, но не обозлилась на мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Немного простодушная, бескорыстная с «извиняющейся» улыбкой, с плавной, певучей речью, измотанная трудом и болезнью. Для меня Матрена – праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

Почему? Она жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохраняя свою душу и внутреннюю свободу. По - народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная, она сумела сохранить свой «двор», свой мир, мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. И я приклоняю голову перед А.И.Солженицыным за этот пронзительный рассказ, который всех нас и каждого в отдельности учит жить по совести, жить по правде, как Матрена простая деревенская женщина.

А думаю, только в провинции живут люди с Богом в душе, бескорыстные, иногда «беспритульные», сохранившие родниковую чистоту русской души…

2 декабря 2010

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.