Горностай, Новосибирск

Горностай, Новосибирск
download file

Место издания - Город Новосибирск

Полное название учебного заведения - Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Образовательный Центр «Горностай»

ФИО (без сокращений) и должность руководителя редакционного коллектива    Богданова Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Формат - Художественно-публицистическая общешкольная газета

Дата выхода первого номера - 21.12.2001 года

Периодичность выхода - 2 раза в месяц

Тираж - 500–5 50 экземпляров

Форма распространения - Периодическая подписка на полгода и на год через классных руководителей

Концепция пресс-центра художественно-публицистической общешкольной газеты «Горностай»

Без жизни нет свободы

Наш девиз: «Пресса – без пресса!»

Подрастающее поколение по рассказам старших знает, что идея нашей газеты родилась осенью 2001 года, как раз в те времена, когда школа получила статус гимназии. Теперь и оно понимает, что мы учли опасность чрезмерной зависимости и лаконично выразили суть наших стремлений в девизе «Пресса – без пресса!» Наверное, не найти уже в России учебное заведение, не начинавшее в своих стенах издательскую деятельность. Отталкиваясь от стенной печати, школы, гимназии и лицеи пытаются выпускать свои многотиражные периодические газеты и журналы, иногда даже не задумываясь о целях и концепциях, а просто как-то рассказывая о событиях школьной жизни. Часто они «погибают», едва родившись. Но многие вырастают до вполне зрелых, почти профессиональных изданий. Издание школьных газет, журналов и другой печатной продукции в наше время стало одним из признаков успешности учебного заведения. Газета «Горностай» новосибирской гимназии №6 «Центр Горностай», расположенной в Академгородке, издаётся уже более 14 лет. За это время выпущено 252 номера. Газету читают дети и родители. Развиваясь и стремясь к совершенству, издание участвует во всех значимых конкурсах с самого его основания.

От целей и главных задач – к жизни… и обратно

Газета «Горностай», в отличие от курсов акций и валют, и в этом году стабильна. Типографская печать, 500–550 экземпляров тираж, регулярно, как часы: 2 раза в месяц на протяжении всего учебного года. По-прежнему разновозрастные – и дети, и взрослые – авторы (ежегодно более сотни) и читатели (около полутора тысяч): каждый находит своё. Как и раньше, раздел для младших школьников – «Горностайчик» – читают даже в той среде, в которой звучит юношеско-максималистское «Детский сад!» Но это наша питательная среда. Здесь наши надежды и перспективы, мы это уже увидели!

Старшим ребятам, привыкшим к Интернетовским форумам и чатам, временами кажется, что печатное издание – анахронизм, но попытки ограничиться сетевым ресурсом приводят к осознанию старой истины о том, что написано пером… Да и в море чатов многие ли имеют шанс быть услышанными? Старшие сами пишут, читают, изобретают – самовыражаются.

Как и ожидалось, и в этом году разговоры о переходе на электронную форму издания газеты упираются в возможности как сетей Интернет, так и в возможности его оплаты мало-мальски широким кругом читателей, да и редакции, в конце концов. Печатные же издания за время хранения лишь «красиво» от времени пожелтели. Все наши 252 номера можно пощупать и полистать: история газеты и гимназии без ретуши и в динамике! Приятно…

Критика в адрес газеты приветствуется, её содержание, как правило, нам понятно, и одновременно оно убеждает нас в том, что издание «Горностай» является если не эталоном, то образцом организации и реализации идеи школьной прессы.

Я вижу, какие плоды приносит наша Школа Журналистики «Пираньи пера» и какой живой интерес проявляют люди, знакомясь с нашими юнкорами и газетой, и понимаю: в целом, «Горностай» на правильном пути!

Правильно ли говорят, что если не можешь изменить мир, измени себя? Как-то это смахивает на «измени себе».

Конечно, смысл в эти слова можно вложить разный. И иногда будут получаться очень даже привлекательные психологические установки. Только вот куда денется та свобода, о которой так много говорят в связи с творчеством?

Грамотный человек, понимающий, что на самом деле речь идёт о повышении образования, отнесётся и к этой фразе с пониманием. И будет повышать своё образование, чтобы всё же внести вклад в изменение мира, который, увы, не совершенен. Это мы называем активной жизненной позицией.

Понимание того, что мир тоньше, чем мы думаем, призывает к ответственности за любые изменения. Стоит только опошлить претендующую на благородство идею (особенно если применяется агрессивный «юмор»), как она заменяется на свой антипод, который часто легко приживается среди мало образованных людей. Школа, гимназия, лицей и даже вуз – прекрасная площадка для иллюстрации этого феномена. Надо честно признать, что баланс знаний, чувств, вкусов в темах социально значимых (таких, как курение, алкоголизм, наркомания, ранний секс, детская преступность) пока не достигнут. Спекуляции на эту тему, вместо чёткой идейной установки, вплоть до прямых запретов по статистике оказываются пагубными.

С другой стороны, реальность не позволяет идеализировать человеческие отношения и личность, слишком уж эта реальность близка.

Выход: широкое и глубокое образование, с возможностью публичных ответственных заявлений. Это и есть школьная пресса в редакции газеты «Горностай».

Если относиться к понятию «журналистика» абстрактно, то удочка, приманка и тоненький невидимый крючок с наживкой – необходимый набор профессионала в этом относительно молодом роде человеческой деятельности. Если набрать побольше и поразнообразней приманки и вооружиться ещё и сетью, то журналистика плавно перетекает в разряд очень популярной в последнее время пиар-деятельности. Так или иначе, без приманки говорить о профессионализме несерьёзно. Иногда на крючок попадаются не те, кому он предназначается, и тогда ситуация может быть скандальной.

Скандал в журналистике – это очень заманчиво, потому что это опять-таки очень вкусная приманка. Этим живёт пресса, которую часто называют «жёлтой». Анекдоты, эпатаж, откровенные выдумки историй из личной жизни известных людей и сообществ, околонаучные домыслы и прочие «страсти-мордасти» убивают саму идею средств массовой информации.

В этом году газете исполнилось 14 лет, итоги подводить не хочется. Хочется жить и развиваться, потому что сейчас в вёрстке уже 253-й номер. А дальше – новые даты, новые идеи. А концепции мы остаёмся верны. Как и раньше, главное – это личность, творчество, знание и труд. Именно эти понятия заложены в основу нашей «приманки». И работает!

И в очередной раз приятно отметить, что наша Школа Журналистики «Пираньи пера», всё теснее и теснее сотрудничающая с журфаком Новосибирского государственного университета, а также опыт участия в конкурсах, российских и международных, приносят обильный урожай: в прошлом году Анастасия Голышева поступила на факультет журналистики (бюджет) Московского государственного университета имени Ломоносова, а наш выпускник Сергей Хомутинников – в магистратуру в МГУ (и тоже на бюджетное отделение). В этом году Валерия Чебитько поступила на журфак в Томский госуниверситет (ТГУ) на бюджетное отделение, Андрей Погребняк – в Северо-Западный институт печати СПбГУПТД (Санкт-Петербург); в НГУ на I курсе учатся Елизавета Секретаренко и Татьяна Гладких. Ну а на журфаке в новосибирских вузах получают и уже получили образование больше 30 ребят.

Издательство, правда, по-прежнему испытывает трудности и даже проблемы с техникой, бумагой, финансами, но вот с «живой силой» проблем нет. Подросло поколение детей, которые считают, что газета «Горностай» выходила всегда. Но «мы-то знаем»!.. Номера газеты уже пятый год подряд верстаются детьми самостоятельно в профессиональной программе InDesign. Это искусство требует уйму времени и сил, но всё же в нём есть некое очарование. Стиль тогда становится достоянием художника и не превращается в голый шаблон!

Открыт новый профильный 10Медиа класс.

Ну а наши выпускающие редакторы очень хорошо знают, что такое – свежий выпуск, что такое «то в жар, то в холод»!

Вот этому качественному росту и была принесена в жертву идея выпуска альманахов, хотя пробный шаг к расширению издательской деятельности мы сделали весьма успешно, но материальная база слабовата.

Можно было бы сказать, что мы не настолько наивны, чтобы считать, что в нынешнее время сила в правде. Но радует, что удаётся пока жить в рамках рационализма. Исходя из того, что сила в своевременности: «Всему своё время». Сила и в неординарности: «Ещё не время, но попробую всё равно!»

Сила и в здравом смысле: «Идея живёт, пока живы её носители, идея хороша и имеет право на развитие, если таких носителей становится всё больше и больше!» А там и до правды рукой подать.

Шубку горностай меняет периодически — так распорядилась природа (то мороз, то жара)! Но душа Горностая далека от шкурного интереса – меняемся, да! Но в развитии!

Подытожим:

Издатель    Образовательный Центр «Горностай», Новосибирск

Год основания    2001

Тираж    501–1000

Периодичность    2 раза в месяц

Руководитель    Богданова Нина Викторовна

Слоган    Пресса — без пресса!

Символ    Горностай — гордый, независимый, смелый, редкий, белый, пушистый, подвижный, любопытный зверёк

Портрет издания    Разновозрастное, актуальное, многожанровое; особое внимание к содержанию, корректуре, дизайну и вёрстке

Читательская аудитория (состав и примерное количество)    Более 2000: учителя, ученики и их родители, бабушки-дедушки, жители района

Главное достоинство издания    Регулярность, тираж, преемственность поколений, баланс интересов и чувство меры, непрерывный поиск новых форм

Главная из решаемых задач    Через массовость и культуру СМИ — к качественному образованию

Проблемы    Проблемы организационного плана: ограничение доступа в сеть Интернет для представления газеты в электронном виде более широкой аудитории; отсутствие материальной, а иногда и моральной поддержки; большая учебная нагрузка у редактора и учеников

И ещё:    В этом году исполняется 13 лет Школе Журналистики «Пираньи пера». Мы объединились с нашими телевизионщиками и уже 3 года работаем вместе.

А ещё у нас новый важный проект — открытие 10 Медиа класса!

Нина Викторовна Богданова,

учитель русского языка и литературы высшей категории,

дважды победитель Конкурса лучших учителей России

Национального проекта «Образование»,

главный редактор газеты «Горностай»

P.S. К описанию работы главного редактора и системы планирования деятельности редакции подключилась Анна Васильченко, выпускающий редактор газеты:

«Счастливый начальник» или «козёл отпущения»?

Некоторые имеют ошибочное мнение о том, что главный редактор – это человек, который, возомнив себя начальником, при этом сам особо не утруждаясь, раздаёт всем задания и распоряжения, рубит с плеча – ведь всё равно журналисты есть – тексты напишут, фотографы есть – иллюстрациями обеспечены, а значит, нет повода для беспокойства. Так вот, всё это стереотипы, абсолютно противоположные реальности.

Стоит начать с того, что главный редактор – это тот человек, на плечи которого полностью ложится ответственность за номер, то есть уже за полностью готовый продукт. Выпуск не вышел в срок, допущена ошибка или же искажена информация – за всё отвечает главный редактор.

А что же ещё скрывается за этим звучным словосочетанием «Главный редактор»? Именно горы неразобранных писем и материалов, бессонные ночи, часы проверки и безостановочные поиски новых идей и, конечно же, умение ежедневно напоминать о сроках сдачи работ, выдвигать креативные идеи и задавать ритм работы, вдохновлять свою команду, развиваться, стремиться к новым свершениям. Это в целом, а далее стоит остановиться на некоторых, более приземлённых, но при этом не менее важных моментах.

Основные цели и задачи главного редактора

Работа главного редактора разделяется на 3 больших направления – организационное, планирующее, распространяющее (продвигающее), каждое из которых включает в себя определённый набор обязанностей.

К организационной работе относятся назначение заседаний редакции, стимулирование членов редакции к работе и своевременной сдаче материалов, информирование о приближающихся мероприятиях, разработка способов и методик для добычи информации, поиска инновационных решений, контроль и проверка исполнения.

Планирующая работа включает в себя определение основных задач как на длительный период (на год, полугодие), так и составление планов на неделю, месяц или же на конкретный номер.

Распространяющая, она же продвигающая деятельность, обычно направлена на поиск мероприятий, целью которых является расширение и укрепление связей редакции с читателями и авторским активом, а также участие в различных конкурсах и проектах, что тоже способствует укреплению авторитета редакции, развитию и пиару.

Организация деятельности редакции

Каждый номер разрабатывается по определённой схеме, методике. И, конечно, работа над выпуском начинается с разработки идеи.

Первым этапом создания является планирование будущего номера. Всё начинается с круглого стола, за которым, отдавая дань традициям, каждый вторник собирается редакция газеты «Горностай». Вначале выдвигается повестка дня с основными целями, задачами и темами. Затем проходит обсуждение уже вышедшего номера, обсуждаются преимущества и недостатки, выискиваются и оглашаются недочёты, ошибки, высказываются замечания и пожелания. Далее начинается как раз таки сам процесс планировки номера – озвучивается тема номера, часто она может быть приурочена к какому-либо событию, празднику или же конкретному выбранному вопросу, проблеме (в этом случае создаётся спецвыпуск). Обсуждаем, какие мероприятия непременно стоит осветить, из каких источников почерпнуть информацию и какие журналистские жанры при этом использовать.

Приветствуется также сбор свежих идей, предложений. Одним из способов получить максимум креатива в единицу времени, включить фантазию, начать поток неординарных мыслей, среди которых обязательно найдутся довольно интересные и подходящие для воплощения, является мозговой штурм. Группа людей высказывает абсолютно любые предложения, пусть даже самые безумные, всё, что придёт в голову. 3 главных принципа мозгового штурма: эффективно, быстро, креативно! Метод позволяет свободно выдвигать свои идеи, не ограничиваясь шаблонами; каждый участник может раскрыться, пуститься в свободный полёт, ведь запрещается любая критика. Неслучайно этот способ называется именно штурмом, это действительно атака, разрешение проблемы в кратчайшие сроки совместными усилиями.

Ещё одним интересным способом организации заседания редакции является работа в командах. Главным достоинством является то, что в результате редактор может получить разные взгляды на одну и ту же проблему и выбрать из них наиболее яркий и подходящий. Этот ход является эффективным, так как редакция, разделяясь на команды, получает лидеров в каждой из них, за которыми стремятся все остальные. В этом случае возникает даже некий «соревновательный элемент», обусловленный желанием представить свою группу перед остальными наилучшим образом.

Обязательная атрибутика заседания редакции

Для правильного функционирования работы редакции и своевременного выхода номеров главным редактором регулярно применяются некоторые вспомогательные элементы, о которых и пойдёт речь далее.

Первым помощником является отчёт о планёрке – лист с датой, проходящий по классу, на котором в начале заседания каждый присутствующий записывает имя, фамилию и класс, а в конце – дополняет заданиями, которые должен выполнить до определённого срока. Это помогает главному редактору знать автора каждого материала и одновременно с этим отслеживать, что никто не остался без работы.

Следующим важным элементом является план с тематикой номеров на весь учебный год, в котором указываются номер, тема, название, дата выхода выпуска, а также имя выпускающего редактора. С помощью плана ещё в начале года каждый член редакции может выбрать или предложить тему, заранее подготовиться, подумать над идеями, мероприятиями, которые можно будет посетить, а также связаться с людьми, которые могут предоставить экспертное мнение по конкретному вопросу.

Теперь переходим к главной составляющей успеха выпуска – планировке номера по полосам. Для этого создаётся специальная таблица, в которой по полосам расписываются материалы, их авторы, жанры и рубрики. С помощью такой схемы редактор сразу может представить будущий номер, оценить географию публикаций (события школы, района, города, страны), разнообразие жанров (выпуск не может состоять из одних интервью или только из опросов), сбалансированность проблемных и информативных, критических и положительных материалов, наличие постоянных рубрик, соответствие материалов полосе, площади газеты, интересам аудитории.

Хороший дизайн – залог успеха

Первое, на что обращает внимание читатель, – конечно, на обложку. Именно по ней складывается первое впечатление о номере, а, главное, желание либо нежелание продолжать ознакомление с газетой. Редакторы школьных изданий часто сталкиваются с проблемой непонимания, что поместить на обложку, или же обложка получается не всегда яркой, информативной, соответствующей теме номера и при этом привлекающей внимание.

Обложка является важнейшим компонентом газеты, по сути, неким титульным листом, упаковкой продукта, за счёт которого происходит одобрение или же, наоборот, отрицательная реакция читателя. По сути, читателя можно сравнить с маленьким ребёнком, который при выборе между конфеткой в простом бумажном фантике и конфеткой в глянцевой цветной обёртке, оценивая вначале лишь по внешнему виду, безусловно, выберет вторую. То же самое происходит с каждым человеком, которому в руки попадает газета: если обложка зацепила и произвела фурор, значит, дальнейшее восприятие происходит уже на фундаменте хорошего впечатления. Кроме того, обложка несёт в себе глубокий информативный характер; это можно доказать на любом примере, ведь абсолютно понятно, что если изображены дети на фоне снега и с лыжами, значит, речь пойдёт о зиме, спорте, но уж никак не о летних каникулах. И конечно, не стоит забывать о том, что на обложке располагается важнейшая информация об издательстве, название газеты, нумерация, тема номера, колонка выпускающего редактора или анонс.

Положительные черты:

•    Оригинальность задумки обложки

•    Совмещение рисунка и компьютерной графики

•    Яркие и заставляющие задуматься фотографии

•    Наличие постоянного макета, отличающего обложку редакции (шрифт, размещение элементов, название)

•    Наличие короткой и звучной темы номера (Nauka 7+)

•    Соответствие обложки теме номера

•    Наличие общей идеи картинки и темы

Отрицательные черты:

•    Перебор элементов на обложке, нет главного, взгляд разбегается

•    Слишком большое количество текста

•    Пустота, незаполненный фон

•    Бледность

•    Отсутствие дизайна, излишняя простота

•    Отсутствие идеи и замысла

Основные правила создания обложки:

1.    Дизайн обложки должен соответствовать целевой аудитории и тематике.

2.    Обложке необходимо уделять должное внимание и большую часть времени, ведь правильная обложка – это уже 50% успеха.

3.    Обложка издания, как и содержимое, должны быть выполнены в одной стилистике, которая будет «путешествовать» из номера в номер. Это позволит читателю привыкнуть к образу издания.

4.    Необходимо использовать качественные и незаурядные фотографии.

5.    Иллюстрация на обложке должна «кричать» о содержании, но в хорошем смысле этого слова.

6.    Нежелательно использовать на обложке более двух разных видов шрифтов – основа основ любого дизайна.

7.    Колонка редактора должна создавать интригу, но при этом не слишком навязчиво делать анонс и введение в тему номера.

8.    Главное правило – креатив, отход от привычных, тривиальных шаблонов, но при этом сохранение макета.

В заключение можно сделать вывод о том, что главный редактор является посредником между читателями, авторским активом и членами редакции. Именно поэтому это должен быть человек универсальный, обладающий широким кругозором, умением адаптироваться к любым обстоятельствам, способный работать в любых жанрах и темах.

Безусловно, главный редактор – это лидер, который устанавливает особый ритм, в котором движется и живёт вся редакция; это и креативщик, и писатель, и журналист, и художник, и фотограф, и дизайнер в одном лице.

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.