Зорина Александра
"Слишком много букв"... Как выжить литературе в эпоху, когда даже интернет-комментарии не дочитывают до конца?...
“Ты написал много букв; ещё одна будет лишней”.
Иосиф Бродский
“Хотя мне лично не помогло, слишком много букв”.
Анонимный пользователь интернет-форума
Информационное общество подразумевает наличие и производство колоссального количества информации, которое обладает способностью расти со скоростью света. Человек же даже в таких условиях способен прибегать к адаптации, и в этом случае таковой является сформировавшееся клиповое мышление.
Литература (а куда ей, исходящей от людей и людям же адресованной, деваться) тоже вступает в процесс адаптации. Книги или оформляются так, словно они - материализовавшаяся интернет-страница, с применением соответствующих шрифтов и иллюстраций, или пишутся в дневниковой форме, или пестрят схемами, таблицами, графиками, или не печатаются вовсе, оставаясь в привычной для сетевого поколения интернет-среде, например, в ЖЖ. Появилось невероятное - книги по экранизированным произведениям, с подписями в пять-шесть слов под фотографиями. Возможно, это и правда способ выжить. Однако способ наверняка самый худший, да и цель для чистоты эксперимента следовало бы переименовать в "продлить своё существование" - жизнью тут и не пахнет, очевидный регресс.
На литературе же лежит ответственность за помощь в борьбе с перепрограммированием сознания - чтение длинных романов с последующим анализом оных поднимет рано или поздно на ноги каждый заблудший разум. Почти ничего не изменилось - та же пророческая миссия, но теперь не только поэтов, но и писателей в целом.
Если же подобное "перевоспитание" не будет приносить ощутимых плодов, придётся, верно, махнуть рукой и окончательно сделать литературу элитарным искусством - что-то вроде отправки её в холодильник, чтоб не испортилась и вовсе. Само собой, ответственность увеличится - появится необходимость следить за ней, не отрываясь ни на секунду, чтобы регулировать температуру и освещение. Когда-то, может, и настанет момент, когда и этот вид элитарного искусства перекочует обратно в массовое.
А может, никакого клипового мышления и вовсе нет, а это лишь способ нынешнего поколения посетовать о том, что "раньше было лучше". Просто хорошего всегда было мало, а лучшего - и того меньше, как говорит Андрей Макаревич в книге "Сам овца". Вот недочитанные комментарии и отправляются закономерно в категорию худшего вместо освободивших место песен Софии Ротару.