Малаховская Анастасия

Малаховская Анастасия

Куда уходит детство?.. Когда я почувствовал себя взрослым...

«Куда уходит детство? В какие города?». В этом году исполнится ровно 40 лет, как эта чудесная песня звучит в домах, школах, пионерских лагерях, на концертах... Она стала классикой и давно вошла в сборник песен караоке. Автор этих стихов, Леонид Дербенев, потрудился так, что слова действительно задевают нас за живое, проникают в самое сердце. Загрустить под эту мелодию не составляет труда. Тогда начинают бежать воспоминания у наших пап и мам о том далёком, светлом времени, когда на день рождения ждали новый вертолёт или куклу, когда легко катились слёзы при виде убитого комара, когда всё казалось возможным – даже полёт в небо на шариках, как Винни Пух. Именно детство В.Солоухин назвал «золотой страной», где всё «прекрасно», а память о ней «будоражит душу». Вот и сегодня мы продолжаем традиции и поем о той яркой поре. Но не понимаем до конца: как это? рано или поздно «оно уйдёт неслышно» и придёт пора - взрослый мир распахнёт свои объятья. Что значит - быть взрослым? Разве происходит так: просыпаешься в одно утро и с абсолютной точностью вдруг признаёшься миру и себе: «Всё, я стал взрослым». Да нет же. Где эта тонкая грань, отделяющая детство от недетства, да и существует ли она вообще? Процесс взросления следует рассмотреть с двух точек зрения: физической и духовной. К определённому времени каждый из нас внешне превращается во взрослого человека, но лично меня больше волнует оборотная сторона медали – душа. Духовный рост, на мой взгляд, занимает центральное положение в теме взросления. Ведь бывает и такое, что один человек младше другого, но духовно гораздо богаче и интереснее. А развивающийся с годами ум, в свою очередь, жизненный опыт, и ряд других факторов тоже способствуют взрослению души. Со следующего предложения начну, может, скучную, а, может, интересную историю одной девочки.

Когда Настенька была совсем маленькой, она изучала окружающий мир крохотными ручками, ножками, рассматривала его широко раскрытыми глазами. Внимание малышки привлекало всё, что двигается, пахнет, светится, издаёт звуки - то есть бессознательные процессы. Впрочем, как и у всех детей в этом возрасте. Чуть позже, девочка стала замечать, что пачкать утренней кашей ковёр нехорошо, а спать днём под звуки мультиков – наоборот. И это, можно сказать, был её первый миниатюрный шажок к сознательному восприятию удивительнейшего мира. Непохожий ни на чей другой шаг, от которого остался исключительный, её след. И так открытие за открытием. Говорят, до трёх лет в ребёнке укладывается уже 50% всей жизненно важной информации! Молодая душа в Настеньке стала впитывать в себя кое-какие качества. Она жалела зверят в мультиках, которым больно (понимала, что от этого им плохо), гладила маму по волосам, обнимала (а это, по мнению ребёнка – хорошо). Сердце Настеньки расцветало, как майская роза. Следующий этап - детский садик. Да… девочке было непросто привыкать к новым людям, отличным от мамы, папы и бабушек, но она завела первых друзей, в день рождения получила первую открытку от поклонника, столкнулась с первым маленьким предательством своих детсадовских подруг. Механизм в маленькой голове работал дальше. В ней не было ещё затейливых идей, чересчур умных мыслей и анализа происходящего, но мир распахивался больше. Взросление происходило каждый миг, который был непохож на предыдущий. В выпускной группе детского сада Настеньке вдруг показалось, что вот она уже и взрослая. Да, она стала не такой теперь, какой её на прогулку в коляске вывозила бабушка. Но никак не взрослая. Да что обманывать? Настенька видела, что есть люди «большие». В те года она понимала только физическую взрослость. Мы-то понимаем, что относительно неё самой, она выросла, а всё же ещё не взрослая. Уже тогда начались детские беды и переживания, которыми Настенька делилась с родителями, своей любимой тётей или «подругой дней своих суровых»- бабушкой. И вовсе это было не забавно, ведь написано в священных книгах, что Господь захотел – и у каждого возраста появились свои проблемы. Но что на самом деле были те мелкие неудачи?

В скором времени Настя пошла в школу. Тогда появилась первая ответственность. Нужно было вовремя учить уроки, следить за своими оценками, а ещё вручили ключи от дома, потому что девочку записали в музыкальную школу. Вот и пришлось ещё чуть-чуть повзрослеть. Трудовой день школьницы начинался в 8:30 утра, а заканчивался часам к 7 вечера – и так почти каждый день, исключая выходные. Душа «росла», крепла, ум подпитывал её новыми знаниями. Но ребёнок на то и ребёнок: Настя могла некрасиво высказаться однокласснику, забыть рассказать маме о родительском собрании – и это не казалось ей серьёзным. Неокрепший ум и ещё совсем юное сердце не пробуждали совесть, не указывали на ответственность перед другими за свои слова и поступки. Ещё Настя смотрела с родителями новости на «Первом канале», и душа не болела за 500 000 человек Юго-Восточной Азии, которые погибли из-за цунами 26 декабря 2004 года. Тогда первокласснице было просто не понять, какая катастрофа произошла с людьми на другом конце света. Наивные годы продолжались, Настя играла в «Классики», выпрашивала куклы, но становилась всё же взрослее с каждым днём. Сегодня старше, чем вчера, а завтра – чем сегодня. Да, не секрет, что взросление происходит постоянно. Школьные годы текли. Там был и «опыт – сын ошибок трудных», и много историй. По-моему, одной из главных отличительных черт взросления есть увеличение ответственности - вот она как раз и привела постепенно героиню моего рассказа к «новой» жизни. Многие сверстники оставались немного позади, а всё потому, что родители отдали Настю в несколько секций и школ сразу. Девочка должна была успевать учиться на «5», посещать в срок танцевальную, художественную, музыкальную школы. Успех был на лицо. Она всё успевала, а ещё полюбила сочинять стихи, пела в школьном хоре и занимала места на олимпиадах. Сразу гора ответственности, а главная: не понижать планку. В это время Настя стала превращаться в творческую натуру, будто лучше вдруг стала чувствовать и понимать окружающий мир. Она становилась старше, «выше себя» (хочу отметить, именно умственно и душевно), но всё ещё было, куда расти.

А потом случился жизненный перелом. От судьбы не уйдёшь, какие бы извилистые пути ты не избирал – и вот так случилось, что Настя потеряла отца. Я уверена, что ничто так не закаляет, как несчастье. Столкновение со смертью самого близкого человека может заставить задуматься о жизни. А больнее всего это в ранние годы (5 класс, 11 лет). Всё внутри Насти будто поднялось волной со дна океана души. Слёзы омыли ранимое сердце и высохли. Взросление сделало скачок. Философские вопросы о жизни ниточками проникли в её сознание, но ещё юная девочка не могла всё до конца осмыслить и найти ответы. Да, скорее всего именно тогда Бог открылся по-настоящему для маленькой Насти. Она стала молиться перед сном на день грядущий и просить боженьку о чудесах. А потом жизнь преподнесла новый сюрприз, Всевышний сделал подарок: Насте пришлось переехать к своей тёте. И началась другая история, но о той же девочке. Она попала в замечательные, золотые руки отличных воспитателей: тёти, дяди и бабушки. Вот и вся новая семья шестиклассницы. Ответственность за своё поведение, свои успехи в учёбе и других делах повысилась вдвое, ведь, можно сказать, она попала в гости, а её приняли как родную.

Классу к восьмому Насте удалось глубже осмыслить свою жизнь. Открытие прописных истин, аксиом – вот ещё одна важнейшая деталь на пути взросления. Она стала чётко понимать, что всё в мире делается не просто так, у всего есть место и время, причина, цель и так далее. «Но я – частичка этого мира, значит, и я подчиняюсь общим законам», - решила девочка. Она принялась искать себя, что делают, впрочем, в этом возрасте многие подростки. Исследователи давно уже всё это описывали, заметили примерные этапы взросления каждого человека. Это не открытие. Но на самом деле нет одинаковых людей, поэтому нет и одинаковых историй. Настя «росла» по-своему, но ступеньки были одни и те же – только в разное время.

С поиском себя в этом мире, с переоценкой своих поступков, событий в жизни, анализом грустных и радостных моментов пришли новые открытия фундаментальных истин. Будто с глаз спала пелена, и тогда открылся ей смысл речи Матфея: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». И девочка стала тщательнее следить за тем, что говорит. Потом она прониклась мыслью, что жизнь считается не с нашими словами, а с нашими деяниями – и начала больше обращать внимание на то, что делает, чётко понимая, для чего. А сердце не отставало от ума, и постепенно душа богатела. Настя вдруг с полным пониманием стала переживать всем сердцем за больных и сирот, поэтому решила стать волонтёром и получила волонтёрскую книжку. Все органы чувств будто обострились. Неравнодушие и сочувствие другим – ещё один из пунктов взросления души.

Шли дни, месяцы, а девочка всё училась работать над собой, делать выводы из прошлого опыта, тёрла к носу и шагала вперёд. Именно тогда же к ней пришло полное осознание важности образования: «Да, я учусь не для родителей, а для себя, это нужно мне». Подвижная, озорная хохотушка вдруг превратилась в девочку, которая иногда сидит одна в коридоре и думает о чём-то важном. Но «новая» Настя не появилась из неоткуда: медленно прорисовывалась личность, благодаря её родственникам, воспитателям, учителям, друзьям – и очертания становились всё яснее. Относительно первых школьных лет она повзрослела кардинально, но и тогда не могла сказать: «Теперь я взрослая». Когда кроме кукол её мало что интересовало, когда беззаботное и лёгкое время не давало особо грустить и много думать, девочка считала, что наступит момент, когда она станет взрослой.

Спустя ещё какое-то время, почувствовав новую волну в своём «Я», девятиклассница стала председателем комитета по культуре в общественной организации города, а позже баллотировалась в депутаты молодёжной палаты при гордуме. И снова выросшая в разы ответственность – уже перед городом. Социальные проекты, благотворительные и развлекательные акции - много дел прошло через организации, в которых трудилась не покладая рук старшеклассница. Она стала бояться вдруг заболеть или неожиданно забыть одно из важных запланированных дел – тогда она подвела бы не только себя. Пришлось стать ещё серьёзнее, ещё более самостоятельной. Да, самостоятельность – вот ещё один пункт взросления. В старших классах с давно выбранной профессией Настя вышла на финишную прямую, чтобы получить золотую медаль и поступить в хороший университет. Недостаток времени заставил подумать о выборе: либо учёба, либо общественная деятельность – и она отдала предпочтение первому, так как от этого зависела её будущая жизнь. Умение сделать правильный выбор – качество, приходящее с возрастом. Родительское крыло грело в трудные дни, старшие поддерживали, советовали – а Настя обогащалась житейской мудростью, набиралась своего опыта и опытного знания старших. Наступил 11 класс. Самая большая ответственность – добиться исполнения своей мечты: поступить в серьёзный ВУЗ на выбранную профессию. Кто знает, правильный ли выбор на сей раз сделала выпускница? Однако, будущее и своё предназначение людям знать не дано. Так что остаётся опять не сдаваться и идти вперёд с высоко поднятой головой.

И где предел? Разве есть конец детства и начало взрослой жизни? Когда это происходит? Можно перечислять миллионы историй, но так и не найти ответ. Здесь, если вы уже догадались, я описала себя. В моей жизни невозможно найти ничего кроме постоянного быстрого и шумного течения процесса взросления. Да, были важные события и моменты, когда приходили новые мысли, открывались истины жизни. Каждый новый день показывал мир ещё на один сантиметр. Так и через 10 лет будет, и через 50. Пожалуй, в детстве это метры и дециметры, а в старости миллиметры, но всё же. Наши бабушки и дедушки утверждают, что они повидали всё в этом мире – я этому не верю. Невозможно знать всё. Мудрая русская пословица гласит: век живи – век учись. Тогда мы взрослеем на протяжении всей жизни.

А на вопрос: «Куда уходит детство?», хотелось бы ответить, что детство – это не период, это состояние души. Оно никуда не уходит, а только прячется в нас. Например, известная оперная певица Елена Образцова, несмотря ни на что, до 75 лет оставалась жизнерадостной, открытой, искренней, как ребёнок. И это замечательно! Ведь именно дети – цветы жизни, именно они настоящие, такие, какие есть, не иначе. А при всей накопленной с годами мудрости оставаться такой – просто чудо.

Я чувствую, что ребёнок не будет глубоко прятаться и во мне всю жизнь, а взрослость станет жить с детством в тандеме.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.