Климовская Дарья

Климовская Дарья

"Последний Герой" - Есть ли место героизму в повседневной жизни?

Но ведь подвиг остается подвигом, даже если его некому воспеть. Джон Рональд Руэл Толкин

Тополиный пух летает по улице, стараясь угодить в глаза, нос и рот. Впереди чихает пожилой мужчина, до которого, видимо, пух все-таки добрался. На секунду задумавшись, он поворачивает и переходит дорогу. Рядом сдавлено вскрикивает женщина и, справившись с собой, кричит:

- Мужчина, стойте! Красный свет!

Оборачиваюсь. Мужчина вздрагивает и, тоже повернувшись, смотрит на женщину. Джип тихо подъезжает к пешеходному переходу и останавливается. Пожилой человек не двигается, а лишь удивленно хлопает глазами, когда ему на нос приземляется очередная большая пушинка. Он выглядит настолько беззащитно и нелепо, что все свидетели несостоявшегося наезда на пешехода успокаиваются и не спешат увести мужчину с дороги.

Через мгновение слышится звук, подобный тому, будто проскребли одной металлической банкой о другую. Только через минуту собираюсь с мыслями и открываю глаза. Передняя дверь джипа со стороны пассажира вмята и выдвинута вперед, осколки фары блестят под колесами синей иномарки с отвалившимся бампером. Очевидцы уже пытаются увести с дороги все также хлопающего глазами старика. Пух с носа ему так никто и не убирает.

Уже потом кричавшая женщина расскажет, как все происходило: пенсионер двинулся назад, к тротуару, когда иномарка на скорости ехала на зеленый. Парень и не превышал скорость, но все равно не успевал затормозить. Тогда водитель джипа без колебаний выехал на соседнюю полосу, подставив правое крыло машины и заслонив собой пожилого человека.

Будь на месте маленький ребенок, ему бы можно было тихо шепнуть на ухо: "Вот таким должен быть герой!" К сожалению, в нашем обществе в качестве идеала по статистике чаще всего выбирают звезд эстрады, чиновников, а еще несколько лет назад - бандитов. Несомненно, образ героев необходим государству для создания образца для подражания. Однако, если верить статистическим данным, то каждый второй житель нашей страны в чрезвычайной ситуации не рискнет совершить безрассудный поступок. Готовности к самопожертвованию, выдержке, стойкости и мужеству шоумены пока не учат.

Совсем другое дело, когда идеал ассоциируется с понятием героизма. Причем это не обязательно должен быть военный, спасший город ценной своей жизни. Для ребенка тем же героем является отец, который бесстрашно залезает на качающуюся стремянку, чтобы поменять лампочку, для подростка - старший товарищ, преуспевающий в интересном ему самому деле.

Наши представления о доблести меняются не только с возрастом. В каждой новой эпохе идеалы, ради которых можно совершить что-то экстраординарное, меняются. Так, сегодня мы не назовем Павлика Морозова героем, хотя несколько десятилетий назад подобные имена были "священны", как и имена революционеров.

Стоит прочесть знакомое слово "герой", как в голове тут же возникают образы людей, на чью долю пришлась война - самая жестокая и беспощадная проверка на доблесть. Мы храним в памяти имена Виктора Васильевича Талалихина, Ивана Никитовича Кожедуба, Алексея Петровича Маресьева, и еще тысячи "неизвестных солдат". По сравнению с их деяниями современный героизм незаслуженно меркнет.

Мы привыкли говорить, что живем в мирное время. Цитата известного писателя и журналиста Габриэля Лауба: "Мир — это когда стреляют где-то в другом месте" невероятно точно описывает это состояние. Неспокойно в Сирии, гибнет Украина, но пока к нам в окно не залетит снаряд, мы не признаем, что сейчас далеко не такое спокойное время.

Однако даже тогда, когда не происходит никаких военных действий, возникают экстренные ситуации, в которых человеку приходится проявить всю свою выдержку. В 2012 году Сергей Солнечников закрыл своим телом гранату, выроненную солдатом-срочником, во время учений на полигоне. Спустя пару часов Сергей умер на операционном столе, сохранив жизнь нескольким десяткам солдат. Эта история повторилась вновь совсем недавно - Серик Султангабиев получил тяжелейшие осколочные ранения, когда во время учений заслонил своим телом младшего сержанта, выронившего гранату. Ни один из них ни на секунду не задумался о своем выборе, поставив интересы окружающих выше своих, самоотверженно спасая других.

Героизм сегодня проявляют и во время природных катаклизмов, спасая детей и стариков, не щадя себя. Однако особо часто мы видим в новостях, как люди спасают незнакомцев, пока МЧС пытается добраться до места происшествия. Так, в 2010 произошел пожар в общежитии для престарелых людей в Чапаевске. Преодолевая воздействие высокой температуры, сильного задымления и плохой видимости, с риском для жизни Шалдыбин Михаил и Островерхов Владимир спасли более 50 человек преклонного возраста с ограниченными физическими возможностями, многие из которых не могли передвигаться самостоятельно.

Разве они не герои? А как тогда назвать детей, готовых рискнуть своим будущим ради других? В 2008 году восьмиклассник вытащил из горящего дома стокилограммового мужчину. Поражает сам факт того, что ребенок не только не испугался пожара, но и поняв, что возможно не сможет ни спасти человека, ни выбраться самостоятельно, залез в горящий дом.

Способность рисковать жизнью или здоровьем ради высоких целей, физический героизм, особо значим в нашей повседневной жизни. Далеко не каждый готов остановиться и помочь даже не человеку, попавшему в беду, а инвалиду, который не может заехать на поребрик. К сожалению, наша страна не приспособлена для лиц с ограниченными способностями. Малое количество приспособлений для передвижения, сложность получения образования, недостаток рабочих мест, небольшие денежные пособия - все это привычные спутники их жизни. Инвалиды и те, кто им помогают, совершают каждодневный подвиг - они преодолевают трудности, оставаясь с ними зачастую один на один.

Самый яркий пример тому - жизнь ученого Стивена Хокинга. Несмотря на тяжелое заболевание, он стал одним из крупнейщих физиков современности. Или можно вспомнить Ника Ньюэлла, борца, родившегося без части руки ниже локтя, который победил в титульном бою c полноценным боксером.

Большинству людей имена параолимпийцев ни о чем не говорят. А ведь эти люди превозмогая боль и насмешки судьбы добиваются высот, которые подвластны не каждому здоровому человеку. Их упорство сравнимо лишь с отвагой пожарных, докторов, полицейских. Однако едва ли кто назовет последних героями, несмотря на каждодневный труд по спасению людей. Когда их слаженная работа спасает чьи-то жизни, это заслуживает глубочайщего уважения, но они совершают то, что входит в их обязанности, то, к чему их готовили. Они выходят за рамки своих возможностей потому, что это их долг, а предрасположенность к героизму - это не часть профессиональных требований, а характер человека, его готовность принять ответственность на себя, пожертвовать собой ради другого.¬¬¬¬¬¬

Примером повседневного героизма может быть жизнь матери одиночки, которая встает ни свет, ни заря, усердно вкалывает порою на нескольких работах, только чтобы обеспечить жизнь своего ребенка. В моем понимании речь идет о героизме, когда родители не отказываются от безнадежно больного ребенка; когда ухаживают годами за чадом, находящимся в коме; когда берут из сиротского приюта чужого ребенка и заботятся о нем, как о своем; когда не проходят мимо бездомного человека или животного, оказывая им посильную помощь.

Подвиг особого рода - никогда, ни при каких обстоятельствах не изменять правилам чести, порядочности, дружбы. Именно этот героизм духа, витальный героизм, помог выстоять ленинградцам в нечеловеческих условиях блокады, гитлеровских и сталинских лагерях. Не просто и в обычном состоянии следовать всем нормам морали, а когда все ресурсы уже на нуле, когда нет ни сил, ни здоровья, жить, преодолевая боль и депрессию - уже подвиг. Правда за такое геройство не дают медалей.

Для подвига давно придуманы "категории", описанные в международной конвенции о героях. Согласно ей, вопрос о том, достоин ли звания героя человек, решается исходя из следующих факторов: защищал ли он общее или частное, были ли инициатором, во имя чего совершал подвиг, были ли угроза неотвратима... Лично для меня главный признак геройства - бескорыстие. Когда же "герой" пытается извлечь личную выгоду, становится противно и невольно задаешься вопросом: разве герой может быть таким?

Зачастую геройство всего лишь результат чьей-то халатности. Подвигу есть место только в критической ситуации, которые, к сожалению, возникают часто из-за чьей-то экономии, недобросовестности и глупости. Мы хвалим тех, кто спасает детей из подо льда, но забываем, что они просто не должны были оказаться у реки; мы превозносим пилотов, которые сажают неисправный самолет, и упускаем из внимания тех, кто позволил летать аппарату, чье время эксплуатации истекло. Мы молимся на врачей, которые откачивают погибающих от отравления, но игнорируем тех, кто продал пострадавшим некачественный товар.

Все чаще журналисты пытаются разобраться в том, где же истоки подобного геройства. Иногда удается найти виноватых, порою нет, но все же если бы не СМИ, мы бы не узнали о многих подвигах. Являясь четвертой властью, журналисты осознают свою социальную ответственность и выполняют долг, формируя образ героя 21 века в сознании молодежи. Ведь именно из молодежной среды возникнут потом герои, которые, возможно, сыграют решающую роль в жизни своих родственников, своей страны, всей планеты.

Ни одно государство не может существовать без героя, образца. Вот и получается, что и в наши, казалось бы спокойные дни, есть место для героических, самоотверженных поступков. Сейчас, на этапе конфронтации стран между собой, мы особо нуждаемся в примерах, которые заверят нас: Люди есть и в наше время. Какие бы трудности нас не окружали, как бы тяжело не было, мы всегда будем помнить, что у народа есть и сила, и отвага, и доблесть. Ну а раз так, то и конец света нам не страшен.

Когда мужчина доводит старика до другой стороны улицы и возвращается к машине, парень, бросается к нему с громкими всхлипами.

- Мужик! Мужик, спасибо тебе. Я ж, - он запинается, заметив, что держит человека за футболку, - я бы человека сбил, если бы не ты. Я тут посмотрел, вроде критического урона нет.

Водитель джипа вырывается из его рук, однако молодой человек не дает ему пройти к машине.

- Давай я тебе денег заплачу за ремонт машины! Вот столько хватит?, - спрашивает он, протягивая несколько купюр из кошелька.

Мужчина пересчитав деньги, хмуро смотрит на юношу и отдает их.

- Что, не хватает?, - разочарованно протягивает человек. - Давай обменяемся контактами, я оставшееся перешлю.

- Знаешь, пацан, - наконец выдавливает из себя водитель джипа, - ты лучше догони старика и купи ему на эти деньги мясо там, творог, овощи всякие. Только не экономь, они редко сами себе покупают что-то хорошее, копят на что-то.

Парень опускает глаза и робко соглашается.

- А хотя, лучше просто отдай ему эти деньги. У них пенсия-то маленькая, а жить хорошо всем хочется.

"Что такое хорошо и что такое плохо" - откуда берутся идеалы?

На кухне слышен гвалт из соседских комнат, в воздухе смешано слишком много запахов, да и места почти нет - обычная коммуналка. Сидеть, согнувшись в три погибели, крайне неудобно, но все же не хочется потревожить бабушку и ребенка, начавших серьезный разговор.

- Баб, а почему вы дядю пропащим зовете? - спрашивает мальчик и, кажется, хлюпает носом.

- Так идеал не тот он себе выбрал, - ворчливо отвечает женщина, постукивая пальцами по столу.

- А что такое идеал?

- Мечта.

- А как мечта неправильной быть может? - удивленно произносит мальчик, внимательно следя за бабушкой

.- Так всю жизнь художником стать хотел. Все рисовал да рисовал... Так, не ковыряйся в носу! Доскажу и платок принесу. Так вот, не учился, а только малевал. Ну, мы однажды его дождались и всей коммуналкой объяснили: "Ты, Коля, пойми. У тебя ведь невеста есть. Сейчас да, хорошо, денег хватает. А если ребеночек будет, чем кормить его будете? Рисунками? Ты лучше слесарем иди. Хоть польза будет". Да, вроде так и сказали... И ведь послушался, только не в слесари пошел, а в сантехники. А пропащий, потому что раньше надо было думать. Сейчас без особых умений его на всякую мелочевку посылают, а вот пошел бы он в путягу, глядишь...

- Был бы главным сантехником. Да, Зоя Петровна, - заканчивает вошедший только что мужчина.

- Нет, не буду художником, - гордо заявляет ребенок. - Буду нужным человеком!

Под смех мужчины звук шаркающих шагов затихает. Удивительно, с какой непосредственностью и легкостью человек может рассказать важные, порою сложные вещи, совершенно не задумываясь об этом. Так и эта пожилая женщина наглядно показала два наиболее значимых "источника" идеала.

С чего начинается наша жизнь? Теплые мамины руки, которые поправляют одеяло, папина щетина, которая щекочет при объятьях щеки, бабушкины сказки, игры с дедушкой и разношерстная компания родственников, ограждающая особым барьером семью. Именно тогда мы особо восприимчивы к внушению, усвоению и вере в чудеса. Все те постулаты, которые вынесены из детства, во взрослом возрасте изменить крайне трудно.

Однако в наше время не многие могут похвастаться счастливым детством или полной семьей, не у всех есть путеводный маяк, но и без помощи взрослых дети создают собственные идеалы, всматриваясь в окружающее их общество.

О роли последнего в жизни человека недаром высказано тысячи мнений. Зачастую говорят, что оно губит индивидуальность, заставляет слепо следовать моде, заниматься не тем, чем хочется, и утверждают, что человек может и обязан абстрагироваться от него. Но как бы мы не превозносили себя над животными, мы, по сути, являемся тем же "стадом". Невозможность уйти от этого обусловлена исторически сложившимся правилом: погибают одиночки, выживает стая. Вероятнее всего, умрет потерявшийся детеныш, в руки святой инквизиции попадет осуждающий церковь, на митинге задержат наиболее выделяющихся. Наследственная информация диктует, что надо следовать за толпой, слушать толпу, быть толпой. Именно поэтому наиболее часто идеалы происходят из мнения общества.

Нередко идеалом становится образ с определенными положительными чертами и моделью поведения: бабушку через дорогу переводит, младшего не обижает, лежачего не бьет. Казалось бы, именно эти простые истины человек выносит из детства, из "законов" общества. Однако я считаю, что в основе этого лежит мораль, доставшаяся от предков.

Не убей себе подобного, не укради, не трогай чужих детей и чужую семью, не нападай сзади - все эти постулаты заложены в нас, как и в животных. Эта общая мораль, хоть и проявляется в каждом в разной степени, все равно оказывает подавляющее воздействие на наше сознание, остальные же "источники" морали, такие как религия, искусство лишь подтверждают или пытаются опровергнуть уже знакомый кодекс.

Это нисколько не умаляет важность других факторов создания идеала, в том числе СМИ и искусства. В век технологий и информации эти отрасли постоянно воздействуют на сознание индивида.

Крупные СМИ дают свою оценку каждому событию, поступку, ситуации, порою необъективную, но человек продолжает в нее верить, неосознанно переносить на себя и свое поведение. Еще несколько лет назад в репортажах о терактах, говорили не просто "смертник" или "исламист", а мусульманин, что создало поколение телезрителей, радиослушателей и читателей, который воспринимают эту нацию исключительно как смертников, совершенно забывая, что те же террористы получаются и из наших, русских. Так и все, что проскальзывает по каналам четвертой власти, формирует человека. Взять хотя бы телевидение и сравнить идеалы и ценности зрителей разных каналов. В зависимости от того, какие звезды появляются там, какие сюжеты и фильмы демонстрируются, индивид создает свой идеал: зачастую принадлежащий знаменитому богатому шоумену.

Это противоречит многовековой истории нашей страны. Идеал русский – не могущество, слава и величие земное, не богатство и сила материальная, а идеал его главнейшим образом духовный, культурный, религиозно-нравственный. И сейчас, когда мы окружены соблазнами, этот вопрос встает наиболее остро, злободневно и актуально. И чтобы не заблудиться в веке возможностей,стоит обратиться к литературе, где воспеваются не материальные начала идеала.

Найти по-настоящему добрую книгу тоже непростая задача. Особенно, если это касается русской литературы, где писатели пытаются и обозначить проблему, и объяснить, почему она возникла, и решить ее. Но и в бесконечной череде страданий читатель находит светлых, добрых, нравственных героев : семейство Ростовых, Софья, племянница Стародума ... Их любит автор, они невероятно привлекательны, да и финал для них не столь плачевен. Кто хоть раз в жизни не представлял себя на месте любимого героя, с его характером, его поведением, его мыслями?

Безусловно, беря за основу идеала героя или известную личность, человек уже примерно представляет, что его ждет. Он проецирует судьбу того человека на свою, ищет печальные моменты и пытается разобраться, можно ли их избежать. Рассматривая поиск идеала с этой точки зрения, можно предположить, что из вариантов лучше всего рассматривать исторических личностей, чья жизнь уже завершена.

Между тем, остается только один фактор, наиболее сильно влияющий на создание идеала - религия. Именно в ней есть удобный свод нравственных правил, рассказывающий и как жить, и как человеком оставаться, и умирать как. Хоть, например, в Библии, особенно в Ветхом Завете, присутствуют неоправданно жестокие моменты, христианскую религию можно назвать гуманной. В ней, как и в любой другой вере, отражены главные нравственные нормы, дается вера и надежда в счастливую жизнь.

Конечно, то, что мы черпаем свои идеалы из тех же источников, что и еще семь миллиардов человек, лишает нас доли нашей уникальности. Можно часами вспоминать о недостижимости идеала, о создании страхов и комплексов, но все же именно идеал заставляет нас каждый день вставать и гнаться за мечтой. Постоянное осознание своей ограниченности руководит человеком в попытке совершенствоваться, в поиске новых путей решения. Именно во имя идеалов мы развиваемся.

А между тем мужчина встает и почти неслышно идет к выходу, когда мальчик задает вопрос:

- Дядя, тебе идеал правильный поставили, - мальчик замолкает на секунду, но все же решается продолжить, - а ты счастлив?

Заметно, как "дядя" вздрагивает и поворачивается к ребенку с растерянным видом.

- Ну, малой, я получил новую цель, я совершенствуюсь, деньги зарабатываю, а будь я художником, семью бы не прокормил. Понимаешь, мечты меняются, когда сталкиваются с реальностью, с трудностями, - он замолкает и, взъерошив волосы, погружается в раздумья. Затем вдруг вскидывает голову и со смешком добавляет, - с температурой!

- Так счастлив?, - вновь повторяет мальчик, хмурясь. - Нет, можешь не отвечать. Был бы счастлив, сказал бы сразу. Вот я - счастлив!

Бабушка с внуком уже ушли куда-то, а сантехник все сидит, положив голову на руки и бормочет. На кухне появляется уже немолодая женщина и, заметив его, тихо спрашивает:

- Ну что ты, Коля? А он улыбается, не отрывает взгляда от спросившей и, подмигнув, смеется.- А знаешь, Анька, тащи Витькины карандаши и листок почище. Буду тебя рисовать!

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.