Логунова Милана

Логунова Милана

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

В идеально чистой, немного безжизненной комнате стоит стол со стопкой учебников. Эти книги штудирует ребенок с уставшими глазами, делает упражнение в тетради. Заходит мама, проверяет тетрадь и находит ошибку, скорее всего случайную, но все равно просит все переписать заново и ещё сделать конспект из такой-то книги. Выйдя из комнаты, мама решит срочно отвести ребенка на курсы по повышению концентрации. Все потому что недавно этот ребенок сделал такую же «глупую ошибку» на контрольной и получил четверку, что «никуда не годится». Через час, когда придет папа, мама решит обговорить это с мужем. Папа скажет, что все эти курсы бесполезны, и позволит себе немного пошутить на тему «глупеньких детишек».

Именно такое детство опишет человек ( пусть даже не психолог, а просто увлекающийся психологией), встретивший типичного «нарцисса». «Нарциссизм – скажет Он – свойствен каждому человеку, потому что связан с чувством собственной ценности. Нарциссизм будет считаться нормальным, если чувство самоутверждения поддерживается самостоятельно, например, за счет получения похвалы. Если похвалы не получено, можно кого-нибудь покритиковать, а потом благополучно жить дальше. Но некоторым людям всего этого будет недостаточно, и тогда желание признания своего превосходства над другими будет затмевать все остальные жизненные интересы. Такие люди будут охвачены злокачественным нарциссизмом, и связанно это, как правило, с тем, что они выросли в «атмосфере оценивания». Скорее всего, мама такого ребенка все его детство пыталась достичь самоутверждения за счет превосходства своего чада над другими детьми, тем самым прививая ему «искусственные установки»: чем он должен заниматься и как хорош он должен в этом быть. А если в эти отношения влезает еще и папа, который будто видит в ребенке конкурента за любовь и внимание мамы, и начнет унижать самооценку ребенка хоть даже за счет шуток или неверия в его способности, то очевидно – возникает слом в мироощущении маленького человека. Такой ребенок вырастет, но чувство собственной никчемности и процесс самовозвеличивания будут сменять друг друга на протяжении всей жизни, тем самым создавая внутреннее психологическое напряжение».

Конечно, эти психологические законы интересны и увлекательны, и их стоит знать, хотя бы для повышения эрудиции. Но все же, далеко не у всех людей возникает подобная проблема в семье. Тогда при чем тут общество? Представим, что подобная ситуация происходит не в отдельной семье, а на поле всей страны: мама – это государство, с желанием улучшить экономику, стать успешнее на всемирной политической арене, а папа – это олигархия, «сливки» общества, которое, после уничтожения сословной системы и объявления всеобщего равенства, стала воспринимать любой другой класс как потенциального соперника. Такой вот парадокс получается, что с установлением демократии любой человек начинает испытывать «патологию ребенка, от которого много требуют».

В постиндустриальном обществе каждому человеку приходится создавать вокруг себя информационное поле, кричащее «я такой, как вам нужен». Человек не выбирает, каким он хочет быть – за него это делает «мама». Именно она с самого детства твердит «каждый человек должен получить образование», «все твои друзья красивые и богатые, а ты хуже?», «чтобы быть успешным, нужно развивать логику и изучать физику». Человек начинает носить костюм, что делает его «презентабельным». Человек начинает бегать по утрам, потому что это подчеркивает его «выносливость и старательность». Человек даже хвастается, что он был на выставке Сальвадора Дали, потому что его творчеством увлекаются все успешные люди. Человек может не испытывать искреннего желания читать хорошую книгу или заниматься спортом, но он чувствует свою «обязанность» это делать. Это могло бы быть хорошо, если бы не создавало ощущение давления, которое заставляет ненавидеть все «массовое» и модное, заставляет агрессировать на всю систему общества. Порождением такого давления стал случай 2014 года, где мальчик в школе подмосковья убил своего учителя географии, который поставил ему четверку вместо пятерки. В такой обстановке и возникает понятие индивидуализма.

Мы знаем, что индивидуализм был диагнозом многих людей повсеместно еще в восемнадцатом и девятнадцатом веке. О нем очень подробно писал Ницше, который ввел своих читателей, чуть ли не в «массовый гипноз». Но в восемнадцатом веке человек стал увлекаться идеей о сверхчеловеке разве что от скуки, как утверждал тот же Пушкин через «Евгения Онегина» и Лермонтов через образ Печорина. В современном же обществе, как и было сказано, человек подвержен стрессам. Индивидуалист не то что не видит ничего прекрасного в окружающем мире, но он парой не видит и ничего прекрасного в себе, потому что общество постоянно ставит под сомнение его как «любимого и хорошего ребенка». Подобная ситуация очень подробно прописана в книге Дэниела Киза «Цветы для Элджернона». В ней умственно отсталому человеку предлагают поучаствовать в научном эксперименте, который сделает его умным. Он соглашается, потому что всегда чувствовал себя недостаточно хорошим. Его iq повышается с невероятной скоростью, но чем умнее он становится, тем быстрее пропадает в нем все человеческое. Самое ужасное то, что со временем он становится еще злее и агрессивнее, потому что видит – общество все еще не принимает его, не восхваляет. В нем все еще чего-то нет… Навязанное желание «достать звезду с неба», которое делает человека одержимым, приводит к внутренней импотенции.

О нечто похожем писал и И.Кант в статье «предполагаемое начало человеческой истории». В своей работе он решил разобрать библию как иносказательный, но правдивый источник о человеческой психологии. Нас интересует фрагмент библии, где Ева откусывает яблоко. Дело в том, что обоняние, осязание и слух являются более ранними органами чувств, чем зрение. Мы знаем множество рыб, которые слепы, а вот большинство земноводных обладают более совершенными глазами. В библии же указанно, что Ева именно увидела красивое яблоко и не смогла устоять. С точки зрения логики, она должна была сперва понюхать его, исследовать, но не трогать незнакомый объект. Тем не менее, ей что-то помешало, и, по мнению Канта, – это были зачатки разума. Неудивительно, что Бог изгнал Еву и Адама из рая – чем умнее человек становится, чем больше разум преобладает над чувством, тем в более отрицательном свете человек начинает видеть мир, у него развивается депрессия. Вот об этом пишет Кант.

Постиндустриальное общество хочет, чтобы человек повышал свою производительность, чтобы знал больше фактов и развивал логику. Олигархия же, а в виде нее может выступать и начальник на работе, и соперник по бизнесу, хочет, чтобы работали на нее, а не вместе с ней, и поэтому даже неосознанно, но делает все для понижения самооценки своего возможного конкурента. Получается, что в таком обществе комфортно жить можно только с «пустой душой». Человек старается убить все природное в самом себе, придушить свою человечность. Происходит убийство биомира как в самом себе, так и в окружении. Но, как говорил Иммануил Кант и как писал Дэниел Киз, убивая чувство, человек перестает видеть и все прекрасное в этом мире, что, рано или поздно, опять приводит к катастрофе, сначала к внутренней, а потом к внешней. Недавно в новостях рассказывали, что осенью в Германии все больше и больше лебедей остаются зимовать, и поэтому их приходится увозить в искусственные условия среды и там о них заботится. Но если животные перестают бороться за существование, значит что-то в природе происходит ненормальное. Не человек ли тому виной?

Заметны изменения и в эстетике. Все больше ценится «вечная красота» и все меньше человек обращает внимание на то, что когда-нибудь завянет или состарится. Недаром так модны пластические операции или фантастические истории вроде «Аватара», где человек будет только управлять «вечным» телом на всегдапрекрасной планете. То есть, утратив способность видеть прекрасное в самых обычных вещах, человек создает искусственные идеалы, свойственные «веку потребления». Хорошей иллюстрацией будет и роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея», где юноша продал свою душу за вечную молодость и красоту. Он стал сверхчеловеком, но его внутренняя красота разрушалась, понятие о нравственности совсем исчезло. Зато он очень любил шикарную жизнь, шикарных женщин, но ему всегда было мало. Возможно потому, что чего-то не хватало… Только с ощущением нехватки чего-то важного человек начинает испытывать чувство дефицита. Общество потребления не начинает существовать, если понятие о человечности не начинает вымирать.

Конечно, все эти истории – лишь гротеск на существующий мир, лишь возможный исход из существующего уклада жизни. «Ситуация потребления» - один из вариантов внутренней борьбы с психологическим напряжением, которое создают постиндустриальный мир. Она же является и следствием замены человеческого на материальное, ведь человеческое, то есть чувство совести, собственного достоинства, чести, делают человека свободным от использования его со стороны – человек сам начинает решать, кем он хочет быть и как хочет выглядеть, а это неудобно для государства, как и для любой системы в принципе. Индивидуализм также становится способом внутренней борьбы, но и он ведет к разрушению как внутреннего, так и внешнего биомира.

Все не так плачевно, как может показаться. Любое общество постоянно развивается, и постиндустриальное время тоже когда-нибудь станет лишь историей. Все что нужно - пережить это время и создать вариант такой внутренней борьбы, которая снимет напряжение с человека, но при этом будет только совершенствовать его внутреннюю красоту. Если сейчас комфортным для жизни стало иметь «пустую душу», что тем самым приводит к желанию потреблять, брать, перенасыщаться чем-то разрекламированным, то при новом образе жизни нужно, чтобы комфортом стало внутреннее обогащение, причем оно же и «убьет» желание потреблять, потому что душа не будет чувствать в чем-либо дефицита. Впрочем, все уже давно придумали: такой вариант борьбы с вечным напряжением называется «творческая жизнь», причем изолированная от ситуации оценивания в лице «элиты общества». Не даром во всех новостях говорят, что будущее стоит за людьми «физ-матами» - инженерами, учеными, технологами, но в ВУЗы все ещё льется бешеный поток «гуманитариев» - людей, жаждущих думать и творить. Творческая работа, которую оценивают лишь «собратья по цеху» и независимая публика, обогащает душу и дарит ощущение счастья. Конечно, не обязательно всем становиться писателями или художниками. Можно быть хорошим программистом, но если у такого человека всегда будет место, где бы он смог, например, поиграть на гитаре и найти слушателей, то рано или поздно его творческий потенциал бы развился, а его внутренний мир обогатился, и даже на работе его идеи кто-то да стал понимать и принимать. Может, именно такой человек и станет человеком будущего? Это мечта, но чтобы она стала реальностью, надо создать как можно больше таких мест, где бы человек мог развиваться, причем в той области, в какой сам захочет. Если каждый возродит в себе биомир, то отразиться это и в общественной, и в природной жизни.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.