Алексеева Светлана

Алексеева Светлана

ТОЛЕРАНТНОСТЬ — ТЕРПИМОСТЬ ИЛИ ЛЮБОВЬ?

КАК ЛЮДЯМ РАЗНЫХ КУЛЬТУР ЖИТЬ ВМЕСТЕ?

Природа толерантности и её воплощение в отношении и деятельности людей волновала пытливые умы, начиная с самого зарождения цивилизации. Каждый индивид желает быть не только услышанным, но и принятым окружающими, а это — великая роскошь для того общества, в котором отсутствует толерантность. Принятие подразумевает под собой не переход к иному убеждению и отказ от собственного, а уважение мнения другого и рассматривание его на одном уровне со своим. Переводя исследуемое понятие на более глобальный уровень, можно заметить, что толерантность направлена на принятие и уважение культуры другого народа со своим собственным мировосприятием, которое может разительно отличаться от нашего личного.

Исходя из вышесказанного, не возникает сомнений в том, что проблема толерантности — одна из тем, которые являются актуальными (и будут таковыми являться) в любой век, пока люди живут, мыслят и чувствуют.

Пятый век до нашей эры. Индия. Зарождение буддизма. Первое в истории провозглашение Сиддхартхой Гаутамой (ныне — Буддой Шакьямуни) принципа веротерпимости к другим религиям, призванное не навязывать собственное учение тем, кто ещё не достиг духовной зрелости и не пришёл к учителю самостоятельно — «каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности».

Начало и середина XX века. Череда бесконечных войн и военных конфликтов. Германия. Волна еврейских погромов, получившая название «Хрустальная ночь», которая положила начало Холокосту — одному из самых ужасающих преступлений против толерантности в истории человечества. В память об этом международным сообществом 1995 год был объявлен Годом Толерантности. Шестнадцатого ноября этого же года в Париже Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО была утверждена «Декларация принципов толерантности», где были представлены три основных значения этого понятия:

1.    уважение, принятие, правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности;

2.    не пассивное смирение, не отказ от своих убеждений, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод другого человека;

3.    добродетель, которая делает возможным достижение мира, способствует замене культуры войны культурой мира.

Двадцатый век... Ещё бездомней,

Ещё страшнее жизни мгла

(Ещё чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

Александр Блок

А перед началом Холокоста Адольф Гитлер сказал: «Кто помнит про Геноцид армян? Никто! И про евреев никто не вспомнит!» Но мы помним, господин Гитлер! Помним и ужасающий геноцид армян в Османской империи по национальному признаку, и «Хрустальную ночь»… А всё от чего? От беспричинной нетерпимости (в этих случаях — расовой), от нравственного разложения.

В первом случае рассмотрена конфессиональная, или религиозная, толерантность, во втором — проявление антропологической модели толерантности, что есть равенство всех людей, независимо от их внешних различий, обусловленных расой или особенностями их физического развития, в третьем — её отсутствие.

Существует и другая модель, более сложная, — психологическая. По мнению И. Б. Гриншпуна, традиция использования термина «толерантность» в психологии ориентирует на два направления его понимания: как индивидуального свойства — способность к самосохранению, и как обозначения способности к неагрессивному поведению — готовность к взаимодействию.

Можно сразу обратить внимание на то, что «терпимости» здесь не место. Терпимость подразумевает под собой не только некий опыт страдания, но и бездействие самого субъекта, что, очевидно, прямо противоположно поиску взаимодействия. Отсюда, соглашаясь с М. Б. Хомяковым, можно сказать, что терпимость — это «вынужденное допущение бытия другого». Толерантность же имеет совсем другие корни, иную первооснову.

Прежде всего, толерантность — это признание за другим человеком, народом, нацией права мыслить, чувствовать и жить в соответствии с их собственным мировоззрением, не вмешиваясь и не навязывая личных убеждений. Здесь действует золотое правило нравственности, перефразировав которое можно заявить: «Как мы относимся к другим культурам, так будут относиться и к нашей». И корень толерантности — милосердие. Безграничное милосердие к людям живущим, мыслящим и чувствующим, как и ты сам. Казалось бы, что здесь сложного? Однако…

7 января 2015 года. Париж, Франция. Стрельба в редакции сатирического еженедельника Charlie Debdo, которая возникла из-за публикаций карикатур на пророка, задевающих чувства верующих мусульман. Известно причастие к этому боевиков террористических организаций «Аль-Каида». Что думают на этот счёт сами французы? «Это традиции тонкого французского юмора, презирающего все виды религий», а карикатуристы «погибли за свои собственные убеждения, ведь свобода слова неприкосновенна во Франции» — так будет звучать в одном из интервью. Несомненно, культура страны находит своё выражение и в юморе, хотя, на мой взгляд, корректно было бы сказать, что большая часть французов равнодушна к религии, как и ко многому другому, а не презирает её.

Сейчас ненадолго перенесёмся в столицу Нидерландов — Амстердам. Мэр-мусульманин Ахмед Абуталеб в Голландской информационно-аналитической программе Nieuwsuur («Новости часа») заявляет в грубой форме: «Уму непостижимо, что вы можете восстать против свободы! Если вам не нравится свобода — ради всего святого, собирайте свои вещи и уезжайте. Если вам не нравится свобода потому, что юмористы, которые вам не по душе, создают карикатуры, — проваливайте».

Приезжая во Францию, ставящую свободу каждого человека на высший пьедестал моральных, гражданских и политических ценностей, следует осознать, принять и уважительно отнестись к такой культуре свободолюбивого государства. Ты не согласен? Ты против? Выбери себе место по собственным убеждениям и живи мирно.

Возвращаясь к недавно произошедшим событиям в Париже, хочется заметить одну одновременно любопытную и ужасающую вещь. Говорите, вы совершаете такие кровавые преступления во имя Аллаха, дабы очистить его честь от этого «позора», выраженного в карикатуре? Открываем первую (!) страницу Корана, вашего священного писания. Читаем: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!» Милостивого и Милосердного! Да разве милосердие выражается в терактах? Может, оно выражается в кровавых убийствах? Милосердие — это и первооснова и религий, и любви, и толерантности, как было замечено выше. По моему мнению, не существует на свете ещё ничего более ценного, чем милосердие. Разве оно соотносится как-то с трагедиями, созданными вами, которые заставляют весь мир трепетать в страхе?

Десятый век. Ирак. Исламский богослов и суфист Мансур аль-Халладж подвергался преследованиям со стороны и правоверных богословов, и со стороны многих суфиев, обвинявших его в несоблюдении обрядов, отрицании ритуалов, претензиях на самообожествление и публичном чудотворстве. Он был жестоко казнён за ересь 26 марта 922 года. За ту «ересь», которая позволила постичь великое смирение и считать, что экстатическое единение с Богом — единственно истинное и не нуждается в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. За ту «ересь», которая позволила ему в день казни добродушно смеяться, что даже слёзы выступали из глаз. Разве в этой казне, происходившей в рамках даже одной культуры, не говоря о других, — тоже милосердие?

Отвечая на вопрос: «Как людям разных культур жить вместе?» — хочется говорить о человеческой толерантности, которая может в полной мере раскрыть себя только с помощью глубочайшей работы над собой. Приезжая в другое государство, ты непременно заранее должен ознакомиться с его культурой, чтобы быть уверенным в том, что ты не заденешь чувства ни одного из жителей — толерантность, в основе которого лежит милосердие, начинается с малого.

Разумеется, не стоит останавливать своё внимание только на этой грани вопроса. Существует и правовой аспект, выражающийся в законах; и ценностные убеждения; и различные фобии, связанные с неприятием другой культуры; и визуальный ряд, подталкивающий к отторжению… Каждая грань уникальна в проблеме толерантности и требует к себе особого внимания и рассмотрения, однако, по моему мнению, всё восходит к духовному принятию, которое начинается с воспитания в себе Человека.

Себастьян Кастеллио однажды сказал: «Мы можем жить вместе мирно только тогда, когда мы контролируем нашу нетерпимость. Несмотря на то что всегда будут существовать различные мнения, мы можем, по меньшей мере, достигнуть общего понимания, можем любить друг друга и жить в мире, ожидая тот день, когда достигнем единства».

Добавить к этому следует только то, что воспитывать в себе толерантность необходимо на более высоком уровне, нежели простое «контролирование нетерпимости». А вопросы: «Что такое хорошо? Что такое плохо?», заданные различными культурами друг другу, — это те вопросы, на которые не следует давать ответы заранее, ибо они априори будет неверным. Грани настолько многообразны, что верный ответ для одной будет являться неверным для всех оставшихся. Воспитывать в себе Человека — вот, что важно для мира между людьми, культурами, государствами. Разве не является эта проблема одной из самых актуальных?

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.