Трухнина Алена

Трухнина Алена

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

Ступенька вниз, еще одна, дверь. После небольшого колебания я отворяю ее и перед моими глазами в очередной раз открывается вид на дребезжащий, спутанный комок шума, голосов, машин, людей, запахов, цвета… Такой я вижу улицу изо дня в день, из года в год, с тем лишь отличием, что комок каждый раз увеличивается в размере и становится громче, что делает его более невыносимым.

На мне вещи, из которых минимум две можно считать модными, а в сумке лежит планшет с разбитым экраном, который я стараюсь не доставать в людных местах. В голове прокручиваются картинки событий и лица людей, которые мне предстоит увидеть в этот день.

Сегодня я наблюдатель. Я обещаю замечать и комментировать все, что вижу вокруг себя. Предмет моего наблюдения – общество.

Как-то невольно ноги несут меня в магазин электроники за углом. Я захожу внутрь и мысленно сливаюсь с разбитым экраном моего планшета. Он шепчет понятную мне истину: «Тебе пора меня сменить». Проходя между полок с техникой, я замечаю двух людей: консультанта (К) и покупателя (П). Стараюсь услышать их диалог:

П: Мне бы телефон..

К: Фирма, технические характеристики, какой суммой располагаете?

П: Что-нибудь поновее, получше.

И тут же в кармане покупателя раздается звонок. Владелец достает свой телефон, подносит к уху. Аппарат ничем не хуже тех, что стоят на витрине. Экран цел (не то, что мой), царапин нет, звонит. Но что-то же натолкнуло его владельца на мысль, что телефон уже отслужил свой срок?

Наверное, причиной всему Стив Джобс. Скажете, причем тут он? Слишком сильный резонанс произвела продукция его фирмы, слишком мощный скачок сделала техника с момента его воцарения на рынке электроники. Именно на примере «Apple» можно проследить лучшим образом за тем, как стремительно стали устаревать продукты потребления и как быстро они начали прогрессировать. Между выпусками новых моделей IPhone проходит чуть больше полугода. Как только появляется новый продукт, владельцы более ранних моделей спешат избавиться от старых гаджетов, независимо от степени их износа. Новая модель приравнивается к новым возможностям.

Тем временем, я решаюсь выйти из магазина электроники. Но почему-то снова тянет в среду товара и ценников, выбора и возможностей. Снова хочется зайти в магазин или торговый центр.

К счастью, при наличии большого ассортимента брендов и мест, где можно совершить покупку, у нас есть выбор. Но легче ли от возможности выбора, если глаза разбегаются в разные стороны? Как не ошибиться и отдать предпочтение правильному товару?

Мои размышления ведут меня вперед по улице, мои глаза перепрыгивают с одного магазина на другой. Что я замечаю? Я замечаю буквы и подсветку на вывесках, искусственный камень, украшающий магазин снаружи, замечаю огромные стекла витрин, растворяющиеся в своей чистоте. А чего я не замечаю? Не замечаю всего самого необходимого: качества, цены, характеристик товара. Но один только внешний вид помещения, говорит мне: «Ты хочешь зайти, ты ищешь именно то, что внутри меня». И я иду. Я попадаюсь на удочку маркетинга. Я покупаюсь на фантик, оболочку, попадаю в сети рыночного обмана. И, оказывается, дело вовсе не в «Apple» и уж тем более не в Стиве Джобсе. Дело в нас, нашем сознании.

Я вдруг понимаю, что достигла цели своей прогулки: стала полноценным звеном общества потребления. И как теперь быть? Что с этим делать? Я чувствую в своих руках нечто абсолютно непонятное. Я ощущаю себя одновременно обманутой и удовлетворенной. Но все вопросы, заданные ранее, вдруг сменяются одним, самым главным: нужно ли сопротивляться этому неизведанному инстинкту потребления?

Как ни странно, общество потребления характерно для развитых стран. Высокий уровень человеческого развития неотделим от огромной массы потребления. Мы великодушно предоставляем странам «третьего мира» право производить и, вместе с тем, развиваться. А сами в это время деградируем, ведомые толпой, основной целью которой является вовсе не упорная работа, учеба и всестороннее развитие нравственности и духовности, а только лишь бездумное потребление.

Мы становимся игрушкой в руках манипуляторов общественным сознанием. Ведь что может быть проще, чем обмануть темных, непросвещенных людей. И это в век интернета!

Фантиками и обертками становимся мы сами, подвергая свою душу пустоте, нравственной и интеллектуальной. В погоне за комфортом жизни и повышением самооценки мы теряем себя. Теряем тех людей, которые когда-то вырвались из нищеты, свершив техническую, а затем и научную революцию.

Ответ на вопрос «Нужно ли сопротивляться инстинкту потребления?» напрашивается сам. Но неужели все в современном обществе такие уж глупые, отсталые люди, которые живут, основываясь на инстинктах, как в первобытном мире? Как-то не очень это вяжется с теми людьми, которые ходят со старенькими «Nokia» и не волнуются на этот счет. Да и черт с ними, с этими телефонами, мы ведь не только технику покупаем изо дня в день. Мы покупаем продукты, вещи, косметику, в конце концов. Мы становимся потребителями по нескольку раз в сутки. Мы постоянно попадаем в круговорот купли-продажи. Но если покупаем мы ежедневно, то производим ли мы? Если бы мы задавали вопрос «Производишь ли ты что-то?», как часто мы слышали бы положительный ответ? Часто ли оказывается, что человек работает на заводе или фабрике?

В России все по-особому: в сельской местности, на окраинах городов работящих, а, следовательно, производящих людей больше. А мы, городские жители, избалованы прогрессом и изнежены умственным трудом. Но сколько на самом деле нас и сколько их, тех, кто трудится в поте лица? Да ведь какова одна Россия: вся она окраина. Велик ли центр ее с развитой инфраструктурой? Значит, не так сильно коснулась нас проблема общества потребления, и бороться с ней проще.

Как то сам собой напрашивается вывод, что виной всему деньги, что чем выше уровень социальной поддержки в странах, тем люди имеют большую возможность приобретать, а, значит, необходимость производить отмирает сама собой.

Но не очень хочется заканчивать тем, что борьба с обществом потребления подразумевает бедность. Да и не правильно это. Борьба с ним подразумевает разум. Только тогда человек, претендующий на звание «Homo sapiens», может называться разумным, когда начнет мыслить масштабно. Пусть заботы о процветании мира и его развитии будут уделом не только влиятельных политиков и экономистов, но и каждого из нас.

Эгоизм – вот, что движет обществом потребления, вот, в чем корень проблемы. В этой мировой войнес эгоизмом каждый человек должен стать воином. Победа будет за нами, главное сделать выбор.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.