Федосова Анастасия

Федосова Анастасия

Общество потребления — пустота души или обычный комфорт жизни?

«Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества,» - гласит «великий источник мудрости 21 века» Википедия. Проявляется ли эта ценностная переориентация в элементарном упразднении границ морали? Значит ли это, что наш образ жизни постепенно движется к стандартам Обломовки, а мы медленно, но верно пополняем ряды последователей Ильи Ильича?

Интересный факт: американские ученые сравнили размеры посуды и еды на пятидесяти двух полотнах последнего тысячелетия. Результаты этого любопытного изыскания, чем бы оно ни было мотивировано, оказались более чем показательны: габариты тарелок выросли на шестьдесят шесть процентов, порции еды на шестьдесят девять. И тут, казалось бы, следовало восхититься воистину поражающей способностью искусства отражать в себе малейшие нюансы этапов развития человечества, но... Вердикт, вынесенный неумолимой статистикой, отпечатывается в голове так же четко, как и сияющий экран компьютера: благами цивилизации мы необоснованно злоупотребляем все больше, при этом все ниже падает уровень образования и культуры, все больше размываются нравственные границы.

Традиционное общество, уровень и качество жизни которого были невысоки, давало людям определенную целеустремленность: человек обязан трудиться, работа — неотъемлемая часть жизни. Обладая высоким авторитетом, религия и церковь культивировали в людях терпимость к не всегда благоприятным жизненным обстоятельствам. Вера давала духовную «систему сдержек и противовесов»: человек стремился к соблюдению законов морали и нравственности — этого требовал Закон Божий.

С развитием технологий и повышением качества жизни стали расти требования к комфортности условий повседневности. «К хорошему быстро привыкаешь» - гласит знаменитая пословица. На практике оказывается, что высоко поднятая планка современного качества жизни мгновенно становится образцом обыденности и требует все большего повышения. Вдруг заработанных благ оказывается не вполне достаточно, ведь «нет предела совершенству»: совершив очередной технологический прорыв, мы жаждем большего, испытывая все новые возможности. При этом ощутимо стираются внутренние духовные барьеры: человек перестает ощущать грани дозволенного, исчезает «внутренняя цензура». В погоне за удовлетворением возрастающих физических потребностей мы забываем о потребностях духовных: зачем тратить время на чтение книги, когда есть компьютерные игры, а для очередной модели Iphone вышло новое приложение - «Война и Мир в комиксах»?

Подавляющее большинство населения планеты давно живет за рамками потребления, необходимого для физического существования. Вопрос: хорошо это или плохо - стал, пожалуй, новой дилеммой современности. Существуют противоположные точки зрения, каждая из которых рационально обоснована. Именно поэтому этот вопрос так же неразрешим, как и две вечные российские проблемы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

С одной стороны, потребление способствует прогрессу в целом: производители получают стимул производить товары и создавать услуги. Высокие общественные потребительские стандарты мотивируют к зарабатыванию денег, а значит получению качественного образования и упорной работе.

С другой, чрезмерное потребление и привычка к легкой жизни вызывают извращенную форму зависимости, превращая человека в «наркомана», беспомощного в экстренных ситуациях реальной жизни, вне своей зоны комфорта. Немаловажно, что многие природные ресурсы, являющиеся основой общественного потребления, невосполнимы. Усугубляет ситуацию и то, что в «активных потребителях», которые «подсаживаются» на иглу комфорта, с каждой очередной «дозой» проявляется своеобразный «синдром короля жизни». И по необъяснимой причине проявляется он не только в маниакальном стремлении к приумножению нажитых благ. В каждом потребителе просыпается и все выше поднимает голову мятежный дух Людовика XV, активно распихивающий в самые темные уголки разума доводы неумолимой статистики при помощи единственного аргумента: «На мой век хватит, после меня хоть потоп!». Что касается стремления к образованию и профессиональному самосовершенствованию, то мотивация этого похвального порыва весьма сомнительна: главной целью человека остается потребление материальных благ, а упорная работа над собой сохраняется лишь как побочный эффект.

Последствия неограниченного потребительства столь же катастрофичны для личности человека, сколь атомные бомбардировки США для Хиросимы и Нагасаки. В обществе расшатываются моральные устои, отрицается необходимость всестороннего умственного, культурного развития. И тут нельзя не вспомнить слова знаменитого сатирика М.Задорнова, автора прекрасно подходящего в данном случае неологизма «опокемонивание». Вот что на самом деле происходит с обществом потребителей. Люди перестают чувствовать ответственность не только друг перед другом, но даже перед самими собой: мы доживем когда-нибудь до того момента, когда слово «совесть» будет напечатано в словаре с пометкой «устар.»

Ну а завершить рассуждения хочется правдивыми словами одного известного журналиста: «Намерение ограничить потребление мне напоминает твердое желание с понедельника начать новую жизнь...»

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.