Шама Ольга

Шама Ольга

Любовь, терпимость, толерантность… «Почувствуйте разницу!»

Почему же разницу? Тема предполагает выбор: приравнять толерантность к терпимости или отождествить с любовью. Я ученица социально-экономического класса, и если бы пару часов назад мой учитель по обществознанию военным голосом спросил: «Шама, синоним к слову толерантность?», то я, встав по стойке смирно, ответила бы: «Терпимость!». То же самое ответили бы все «дрессированные» на ЕГЭ 30 человек моего класса (даже если они и не будут в дальнейшем сдавать обществознание). Но все это произошло бы пару часов назад, сейчас же мне пришлось поставить под сомнение трактовку толерантности как терпимости. (Любовь же я пока не беру в расчет, но, безусловно, скажу о ней в дальнейшем).

На моей ноге расположился один из четырех потрепанных томов словарей русского языка в 1000 страниц формата А4. Толерантность, гласит 359-ая, - значит уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и т.д. Остается только спросить себя, означает ли «терпимость» то же? Нет.

Конечно, терпимость, как и толерантность, исключает совершение агрессивных действий по отношению к тем, кто имеет другие, не такие, как у нас, взгляды, внешность или убеждения. Но есть одно «но». Терпимость в таком случае позволяет не уважать и испытывать все негативные чувства, а вот толерантность – нет. Толерантный человек прежде всего уважает самого себя, а значит уважает и других. Терпимость – многообразное понятие, растянувшееся от человеческого уважения до самой лютой ненависти. Все это можно увидеть на простом примере. В моем словаре под определением есть маленькая пометка, поясняющая, что заведение под названием «Дом терпимости» – это публичный дом. Но можно ли сказать, что мы относимся к данному месту толерантно, то есть принимаем это явление так же, как принимаем существование ислама или негроидной расы? Нет! Нормальный обычный человек этого не одобрит, и, я уверена, осудит, завидев издалека, даже если он и не сделает ничего против этого явления, а терпеливо пройдет мимо. Думаю, мечеть или темнокожий человек вызовет у нас совершенно иную реакцию.

Выше я разграничила толерантность и терпимость, вопреки всем заповедям моего учителя (ЕГЭ по обществознанию я все равно не сдаю), но куда же девать «любовь»? Любовь имеет невероятное количество толкований. Она бывает страстной, материнской, дружественной и т.д. Так или иначе, но это очень глубокое чувство, которое не возникает «из воздуха», а формируется из тех эмоций, которые мы испытываем к человеку. Но применимо ли это к таким понятиям как отношение к чужой вере или «иноплеменным людям»? Мне кажется, лишь в единичных случаях. Да, мы знаем про австралоидную и негроидную расы, мы уважаем их, но разве любим? Согласитесь, глупо будет звучать: «Я люблю темнокожих». «В чем же выражается такая любовь?» - можно спросить в ответ. Безусловно, есть те, кто помогает голодающим африканским детям, но здесь уже разграничение любви и помощи, иначе: помогать – не значит любить, а любить – не значит помогать. В этом же смысле действует отношение «уважать – не значит любить». Иными словами, будучи толерантными, мы не обязаны любить песни протестантской группы «Hillsong» или радоваться самой большой рождаемости в Китае или Сингапуре. Любить может и не обязаны, а вот относится с уважением должны.

Хороший пример толерантности описывает в своей книге «Убить пересмешника» известная американская писательница Харпер Ли. Ее роман, как и книгу Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», я прочла еще в детстве, и именно тогда увидела всю несправедливость обращения с темнокожими людьми. Один из главных героев романа – Аттикус Финч – действительно достоин уважения. Не по тому, что имел смелость защищать заведомо проигрышное дело по обвинению темнокожего, но по тому, что доказал другим то, что темнокожие – такие же люди, как и все американцы, что они тоже могут быть правы, имеют свои чувства. Он сделал первый шаг. Он был толерантен к людям другой расы и пытался внушить это всем остальным. Толерантность Аттикуса в произведении не отождествляется с любовью или терпимостью, там она синонимична понятиям «уважение», «участие», «помощь», «поддержка». По таким понятиям Финч воспитывал и двух своих детей. И мы понимаем, что ни Глазастик, ни Джим не поставили бы себя выше темнокожих, потому что они действительно уважали их. В их детском понимании уже заложены правильные взгляды на мир.

Но ведь вопрос поставлен конкретно: «Толерантность – терпимость или любовь?». А что, если не то и не другое? Конечно, вопреки моему утверждению, в переводе с английского толерантность означает – терпимость. Но так оно есть только потому, что нет конкретного слова в русском языке (что странно), которое могло бы включить в себя и уважение других культур, взглядов, идей и принципов, и принятия их такими, какие они есть, и небезучастное отношение ко всему этому. Потому я берусь утверждать, что ни любовь, ни терпимость не характеризуют толерантность в том понимании, которое она действительно несет в себе.

В таком случае хочется задать еще один вопрос: почему, при существовании такого хорошего явления, как «толерантность», фашисты уничтожали евреев, американцы измывались над чернокожими, а шахиды и по сей день разгуливают по улицам городов, убивая сотни людей? На них не распространяются общечеловеческие моральные нормы? Они особенные? Конечно же нет, и нужно понимать, что так или иначе, а за подобными масштабными вещами стоят всего лишь несколько человек, затаивших ненависть к иным религиям, людям иных расовых принадлежностей, народностям. Они завоевывают лидерство среди других, после чего пропагандируют самые нехорошие вещи. Потому, ответ на вопрос, а как же все-таки людям разных культур жить вместе, я хотела бы начать с тех, кто разрушает эту самую «мировую гармонию». С тех, кто не способен правильно отличить добро от зла. Таких людей не должно быть в нашем мире. И именно отсутствие тех, кто разжигает межэтнические, межкультурные и межнациональные конфликты даст устойчивый путь к мирному сосуществованию людей различных культур. Но это всего лишь утопическая идея, ведь не могут же все вдруг стать толерантными и просто радоваться жизни, верно?

Если же быть точным, то толерантность нужно воспитывать с детства. Уже маленькие дети должны понимать, что не бывает «белых» и «черных», «сильных» и «слабых», «тварей дрожащих» и «право имеющих». Что все мы одинаковые люди и все мы равны, пусть и в чем-то различны. В конце концов, наша великая страна – многонациональная, и никогда не счесть, сколько различных народов населяет ее территорию! Но мы стоим и стоим крепкой державой. Никто не говорит что русский язык главней татарского или якутского, никто не запрещает республикам праздновать их национальные праздники, делиться своим творчеством со всеми, ведь все мы похожи в том, что мы различны. Это особенность нашего русского воспитания. Все свое именно детство я прожила в Якутии, видела, как в школах изучают и русский и якутский языки, видела, как дети разных национальностей и вероисповеданий пляшут вокруг одного тотема. И ведь это действительно нормально. Почему изначально такого не было в Америке, и многим детям с рождения не внушали, что чернокожие люди – друзья? Ведь все это заложено в нас самих и в нашем воспитании. Люди разных культур должны понимать, что они, в сущности, ничем не мешают друг другу. Что они не лучше и не хуже других. Что все мы имеем равные права на жизнь, самореализацию и свой выбор. Всего лишь нужно, чтобы выбор этот был осознанным, а человек, сделавший его, понимал свою ответственность. Я, конечно, не хиппи, но мир во всем мире – это ведь хорошо, с учетом того сколько людей могли бы быть живы, сколько войн можно было бы предотвратить. Предотвратить самым обычным человеческим качеством под названием «толерантность».

Я думаю, что теперь, ворвавшись на урок обществознания, я все-таки заявлю, что терпимость не совсем правильный синоним к слову толерантность. Конечно, мне скажут, что я не права, что кодификаторы пишут другое, а я буду настаивать. Ведь должен же кто-то доказать, что при терпимости мы можем не уважать остальных, а при толерантности – нет. Нам не нужно соглашаться со всеми мнениями и ценностями, мы всего лишь допускаем их существование у себя в мыслях. Ведь не спорят же между собой ученные и церковные служители в вопросах появления нашего мира. Свобода выбора взглядов, равные права, человечность или гуманность – все это дает нам залог мирного сосуществования людей, принадлежащих разным культурам. И не то, чтобы мирного, а дружного и взаимовыгодного, ведь мы имеем право соприкасаться с традициями и обычаями других стран. В первую очередь, насколько различны бы мы ни были, но объединяет всех нас наша человеческая природа. Это мы должны сохранять в себе, передавать потомкам, освещать им нашу историю. То, что мы вместе, делает нас сильней. И этой силой человечество способно преодолеть многие преграды на своем пути. Ключом же к этому является «толерантность», и только нам решать, в какую сторону его повернуть.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.