Джубангалиева Айза

Джубангалиева Айза

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

«Люди рабы своих вещей. То, что ты имеешь, в конце концов имеет тебя и становится твоим хозяином.»

Современный мир в корне изменил человека. Если раньше человек не имел такую эгоистичную натуру, то сейчас индивиды только и делают, что потребляют. Автор ставит две позиции: пустота души или обычный комфорт жизни. Ни с одним нельзя не согласиться. Каждый из этих тезисов раскрывает сущность общества потребления: и негативную и позитивную. Впервые термин «общество потребления» ввел немецкий социолог-фрейдомарксист Эрих Фромм.

Пустота души есть большая проблема в современном обществе. Люди заполняют свое пространство вещами, заменяют духовные ценности на материальные. Вместе с тем меняются и исчезают многие моральные устои. Ведь чем отличается человек от животного? Он имеет чувства, настоящие чувства и все-таки может быть и душу. Человек способен на сострадание, любовь, милосердие. Чувства отмирают, когда человек все больше и больше укрепляется в обществе потребления. Человек должен уметь чувствовать; человека, не имеющего чувств, показывает Джордж Оруэлл в своем романе «1984». Чувства просто искореняли в человеке, дабы сделать его подчиненным системе, своеобразной куклой в руках правительствующей партии.

Проблему «общество потребления» ярко описывает в своей книге Чак Паланик «Бойцовский клуб». Его герой Тайлер Дерден высмеивает и протестует против зависимости от вещей: «Правильно, потребители. Мы одержимы внешней атрибутикой преуспевания. Убийство, преступность, голод, всё это не волнует меня. А волнуют меня знаменитости и скандалы. Телевизор, где 500 каналов. Чье имя на бирке моих трусов? Роугейн, Виагра, Олестра.». В ответ он создает свою тайную организацию, где люди могут показать свой истинный облик; состоя в которой, они идут против системы и уничтожают материальные ценности. В одноименном фильме намного ярче показана именно эта борьба, а не борьба рассказчика со своей второй сущностью. А конец показывает, чем закончилось их сопротивление: взявшись за руки, Рассказчик и Марла наблюдают через огромные окна за тем, как рушатся небоскребы, олицетворяющие финансовую мощь Америки. А ведь он в каком-то смысле прав. Он кидает вызов обществу: «Целое поколение работников бензоколонок, официантов — рабов в белых воротничках. Реклама заставляет нас покупать тачки и тряпки.» . Современный мир диктует нам условия такой жизни. Каждый держит в своей голове «американскую мечту» и хочет достичь ее. В этом и заключается обычный комфорт жизни.

Новые технологии значительно облегчили жизнь человека. Интернет, торговые центры, мобильник- все это стало необходимым атрибутом человеческой жизни. Конечно, во многом это является помощью и нельзя назвать это абсолютно отрицательной стороной.

Комфорт жизни тоже оправдывает себя. Общество потребления в целом способствует прогрессу, так как производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги. А высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег, из чего следует стимул к упорной работе, продолжительной учебе и повышению квалификации. Наш комфорт также исполняет функции мирового масштаба: потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

Против общества потребления есть и другие основания, кроме пустоты души, указанной в проблеме. Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным; основной целью индивидуума все же остается потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект. Удар приходится и по окружающей нас природе: основой общества потребления являются природные ресурсы, многие из которых относятся к невосполнимым.

А самое главное, то что уже было сказано: моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть.

Из всего вышесказанного можно прийти к выводу, что общество потребления имеет как отрицательные, так и положительные черты. Но все же пустота души проблема важнее, чем отсутствие личного комфорта. «Мы работаем на ненавистных работах, чтобы купить дерьмо, нам не нужное. Мы пасынки истории, ребята. Без цели и без места. Мы не живём ни в дни великой войны, ни в дни великой депрессии.»-так выражается о обществе уже упомянутый Тайлер Дерден. Люди гоняются за идеалом материального положения, не замечая главного -своей души, они теряют ее. Именно поэтому перед нами встает вопрос: либо мы изживем себя как личности в моральном смысле этого слова, либо постараемся что-то изменить и не потеряем человеческого облика.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.