Братищева Юлия

Братищева Юлия

Сегодня педагоги часто сталкиваются с тем,что дети не читают или не хотят читать.Причем не только программную литературу, но и дополнительную, объясняя это тем, что книги отнимают слишком много свободного времени."Этот рассказ слишком длинный!", "Очень большой объем страниц!" - это современные отговорки молодежи.Некоторые представители старшего поколения находят оправдание этому :"Мол,они в интернете своем каждый день сидят,печатают что-то,читают постоянно,наверняка, получают необходимую информацию в нужном объеме".К сожалению, те, кто так думает,ошибаются.Среднестатистические современные пользователи не то что статью до конца осилить не могут,они даже избегают читать излишне длинные интеренет-комментарии.В Сети сейчас довольно распространен термин "Многабукф",говорящий о том,что человеку даже начинать читать лениво из-за большого количества текстовых символов.Так что же делать литературе? Как ей выжить в эпоху,когда то,что занимает больше пары строк ,не всегда дочитывается до конца?

Быть может,книги изжили себя? В современном мире краткость-сестра таланта? Лаконичность взяла верх?Возможно,скоро мы вообще откажемся от литературы,заменив ее нанотехнологиями?Подобную ситуацию Майк Гелприн изложил в своем рассказе "Свеча горела" (Seagull Magazine от 16.09.2011).Действие происходит в недалеком будущем.Когда в школах не преподают историю,литературу,когда плоды технического прогресса вытеснили необходимость духовного самообразования,когда воспитанием детей занимаются не любящие родители, а роботы-гувернеры,когда ценность книг измеряется только по антикварной шкале.Казалось бы, великие классики с их мудрыми мыслями,заключенными в фолианты, обречены уныло пылиться на полках коллекционеров. Именно в такое время к учителю литературы,одиноко прозябающему в нищете,чьи знания не представляют интереса его современникам,обращается молодой человек,оказавшийся впоследствии роботом, с просьбой об уроках литературы.Как оказалось,полученные знания он передавал детям,в семье которых он работал.Хозяева,уличив его,утилизировали.Но дети прониклись литературой и сами пришли к учителю с желанием продолжать обучение. Этот поучительный рассказ говорит нам о том, что если робот смог понять ценность литературы,если дети,далекие от искусства, осознали необходимость духовного развития через книги, то мы,воспитанные на примерах классической русской и зарубежной прозы и поэзии,тем более должны почувствовать необходимость в сохранении традиций литературного чтения.

Как же избежать в будущем ситуации,описанной Майком Гелприном?Что делать,если уже сегодня молодежь общается исключительно короткими смс-сообщениями,прочтение параграфа считает личным подвигом, лишается чувств,видя книгу объемом более двухсот-трехсот страниц, а четырехтомник Льва Толстого "Война и мир" внушает им неподдельный страх и ужас?Политика многих стран направленна на пропаганду чтения. Работают библиотеки, способные обеспечить книгами любые возрастные и социальные группы читающих. В интернет-ресурсах также можно найти практически любое произведение.Правительство Бразилии подошло к решению данной проблемы весьма оригинальным способом.В местных тюрьмах заключенные смогут уменьшить себе срок на 48 дней в году,прочитав 12 книг и написав эссе по прочитанному.Предполагается,что на одно произведение они будут тратить около месяца. В России 2015 год объявлен годом русской литературы ,уже запланировано много мероприятий,направленных на популяризацию литературы.Российские одиннадцатиклассники в качестве допуска до экзаменов уже написали сочинение на литературную тему.Все эти меры направлены на то, чтобы молодое поколение не сбрасывало литературу со счетов,ведь только читающего человека можно назвать по-настоящему образованным.

На мой взгляд, приобщать к книгам нужно с самого детства. Сегодня дети сначала учатся разблокировать мобильные телефоны и только потом открывают для себя азбуку. Я считаю это в корне неправильным. Что мы получим из этих мобильных вундеркиндов спустя несколько лет? Разве можно будет обвинять этих детей, если их вечно занятые родители суют им планшеты и ноутбуки с играми вместо того,чтобы вместе почитать про Колобка или Снегурочку? Маленьких детей к чтению можно приобщать, увлекая их, используя поощрение. Но они должны видеть заинтересованность своих родителей,их искреннюю любовь к книге. Школьников, к сожалению, читать сможет заставить только всеобщий экзамен по литературе в конце каждого учебного года.Но,в любом случае, контроль за детским чтением должен исходить ,в первую очередь,от родителей, которые частенько сами не брали книгу в руки со школьной скамьи. А не взять ли нашему правительству на вооружение бразильскую тюремную систему, заменив досрочное освобождение материальным поощрением по месту работы или добавлением отпускных дней? Мне кажется, сразу бы наметилась положительная тенденция.

Какие бы предложения мы не выдвигали,какие бы законы не издавало правительство, многое зависит от самого человека. И в наше время есть люди,любящие читать, анализировать прочитанное, представлять себя на месте героев, пытаться ответить на вопросы,поставленные автором, придумывать продолжения книгам... Может, именно с помощью этих индивидуумов попробовать искусственным путем создать моду на чтение? Моду не на пустое общение в интернете со всем этим "Многабукф", не на прогулки по магазинам с фотографированием себя в примерочных, не на лайки в соцсетях, где большинство выставляет сотни однотипных фотографий голых ног и утиных губ ,а на глубину мыслей, ясность высказываний и богатство словарного запаса. Ясно одно: мы не должны допустить того,чтобы литература утратила свою значимость. И на это должны быть направлены все наши силы и средства. Личные и общественные.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.