Иванова Ирина

Иванова Ирина

«Последний герой» - есть ли место героизму в повседневной жизни?

Герой! Такое маленькое слово, несущее в себе такую большую смысловую нагрузку. Попробую разобраться, кто такой «герой», и существуют ли по сей день люди, достойные этого звания.

Заглянув в толковый словарь Ожегова, я прочитала, что герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки. По сути, ничего странного. И, если задуматься о существование героев и об их подвигах, сразу в голову приходят случаи периода военного времени, услышанные от кого-либо или прочитанные в книгах. Но нет, не все так просто, ведь война - это экстремальная ситуация, и от людей воюющих, защищающих родину, все и так ждут подвигов, поэтому я считаю, что почти всех солдат и офицеров можно назвать героями. Но это война! А тут вопрос мне поставили конкретный – «героизм в ПОВСЕДНЕВНОЙ жизни». Я поняла, что вспомнить что-либо будет гораздо сложнее. Из этого сразу делаю вывод, героизм именно в повседневной жизни – вещь, встречающаяся, к сожаленью, не так часто.

После нескольких минут раздумья, начинаю понимать, я пока в своей жизни ничего героического не совершила. Вроде бы, и грустно, обидно, ведь ,наверняка, возможность геройствовать была… Но с другой стороны – вся жизнь впереди. Волнует только она мысль: лишь бы будущий героизм был чистым, светлым, искренним порывом, лишь бы не появились противные мысли – «Ага, вот мой шанс показать себя, вот сейчас-то и узнает весь белый свет о том, какой я смелый и отважный человек»! Нет, это совсем не дело. Ведь подлинный героизм – это не просто самопожертвование, риск во имя спасения чего-либо или кого-либо. Подлинный героизм должен быть искренен, наполнен благородством, он не должен нести за собой честолюбивые помыслы!

Ну что, пора вернуться к примерам героизма в повседневной жизни, о которых я так и не рассказала. Хотелось бы написать об историях моей учительницы по литературе. Ольга Петровна преподавала в разных школах, даже в разных городах, занимала разные должности: от учителя до самого директора; и вообще в жизни много повидала. И вот на одном из уроков заговорила она с нами, учениками, о героизме. Рассуждая на эту тему, привела в пример два случая из собственной жизни.

1.    Ольга Петровна рассказа, что, когда была маленькой, в возрасте 10 лет, в деревне, где она жила, случился пожар. Горел дом, все рушилось, полыхало… А из самого очага пожара слышалось, как громко и безнадежно лает и скулит собака. Маленькая Оля, забыв про все на свете, не понимая, опасности происходящего, ринулась спасибо бедного пса. А через пару секунд, после того, как девочка выбежала из пожара, дом рухнул на землю. Владельцы собаки назвали Олю героиней.

2.    Уже будучи взрослой девушкой (20-22 года) Ольга проходила практику в Камбарке. Была ранняя весна. И вот после очередного дня, прогуливаясь с подругой по набережной, девушки увидели тонущую женщину. Подруга Ольги не умела плавать, поэтому, не раздумывая, моя молодая учительница бросилась спасать тонущую. Об лед Ольга изранила все руки в кровь, но с помощью проезжавшего мимо велосипедиста, которого попросила помочь подруга Ольги, женщина все-таки была спасена. О подвиге девушек позже написали в газете, хотя сами героини об этом даже и не подозревали.

Услышав две эти истории, я подумала о том, какая же отважная и смелая у нас учительница. А потом я начала рассуждать, сопоставлять два этих случая, когда и в том, и в другом Ольгу Петровну назвали героиней. Я пришла к мысли, что, наверное, мой педагог полноправно заслуживает этого звания во втором случае. Именно в ситуации с тонущей женщиной моя учительница пошла на подвиг сознательно, понимая, что может погибнуть сама. Именно в этой ситуации Ольга Петровна поставила на второй план свою собственную жизнь и, не в силах сидеть на месте, начала действовать. А в происшествии с собакой она, конечно, показала себя отважной и бесстрашной. Но ведь она и не понимала, что за угроза перед ней, не осознавала, чем все может кончиться. Она была ребенком! Ребенком, которым руководят чувства и эмоции… Но раз так, раз чувства и эмоции, не значит ли это, что поступок сей был искренен? Может быть, уже тогда на уровне подсознания девочка Оля понимала всю серьезность вопроса, просто чувствовала, что так надо сделать. И руководила ею, может быть, не просто жалость к животному, а те самые зачатки героизма! Тогда получается, что в обеих ситуациях Ольгу Петровну смело можно назвать героем. Но это всего лишь мое мнение, ведь каждый решает для себя сам.

А что на вопрос о существовании или же, напротив, отсутствии героизма в повседневной жизни людям могут ответить примеры из литературных произведений? Литературный критик и публицист Николай Чернышевский сказал, что «литература – это учебник жизни». Действительно, это так. Именно литературные произведения призывают читателей задумываться над важнейшими жизненными вопросами, учат раскрывать черты характера человека, помогают понять, «что такое хорошо, что такое плохо»! Значит, и примеры героизма в произведениях найти можно и это будет не сложно.

Так, например, Максим Горький, считал, что «в жизни всегда есть место подвигу», и автор прав. В рассказе «Старуха Изергиль» писатель рассуждает над проблемой героизма в главе «Легенда о Данко». Молодой красивый юноша спас жизни целого племени, не просто рискуя своей, а откровенно ею жертвуя. Перечитывая повесть, я обратила внимание на то, что автор часто подчеркивает положительные черты характера молодого человека. Данко красив, а значит, как считает М. Горький, и смел. Люди, которых он ведет, называют его «лучшим», потому что он вселил надежду в несчастных и обреченных на верную гибель. Далее, описывая угнетающие картины пейзажа и испытывающих уже не милость, а злобу и недовольство людей, автор подчеркивает, что Данко, несмотря ни на что, идет вперед, ведет за собою изнуренных. Он верен и предан делу, которое начал, он «бодр и ясен»! И даже когда юношу уже готовы убить, он сохраняет в себе эти качества, в нем не просыпается ответная злоба, им все равно движет любовь, разгорающаяся все сильнее и сильнее! Данко – человек, обладающий множеством замечательных качеств, которыми и подобает обладать настоящему герою.

Также размышления над проблемой героизма можно найти в очерке К. Симонова «Верен Родине и себе». Публицист пишет о мальчике восемнадцати лет, об Анатолии Мерзлове, у которого загорелся трактор, когда тот работал на нем на полях. Вместо того, чтобы сохранить свою жизнь и бежать за помощью, юноша выруливает машину в сторону, чтобы спасти урожайные поля, не оставить людей без продовольствия. Поля Анатолий спасает, но вот сам не выживает. Толя сгорел заживо. Молодой человек был удостоен звания Героя Советского Союза. Посмертно. И в этой истории читатель может заметить, что Анатолий, как настоящий герой, как и Данко, обладает такими качествами – верность, преданность!

А знаете, сейчас, после перечислений разнообразных героический поступков как реальных, так и не реальных, я задумалась, а обязательно ли герою совершать какой либо поступок вообще? Люди из всех моих примеров обладают чудесными и благородными качествами. И это, по-моему, главное! Жизнь предоставила этим персонажам возможность проявить себя. Но ведь, наверняка, в нашей жизни есть еще и другие люди, которые обладают такими, достойными уважения, чертами характера! Конечно, я уверена, что таких «кадров» не так уж и много, но всё же радует, что они есть. К сожалению, если внимательно посмотреть по сторонам, вглядеться в окружающих нас людей, становится понятно, что сейчас большинство обеспокоено совершенно мелкими проблемами. Проблемами, касающихся их самих и никого больше. Почти всё, что люди принимают за действительно важное, в реальности оказывается невероятно мелочным и материальным. Современному обществу нужно не только уметь думать о себе, но и научиться замечать более важные вещи. Мы должны способствовать улучшению всего мира, а не распыляться по мелочам, находясь в вечном поиске собственной выгоды!

Мне кажется, в современном мире подлинными героями можно назвать людей, которые обладают такими чертами характера, как доброта, смелость, верность, преданность, честность, благородство. Я уверенна, если в человеке есть такие качества, то он будет способен на совершение героического поступка, будет способен на пожертвование собой ради ближнего! Таким образом, получается, что настоящий и единственный критерий героизма – это нравственная и духовная развитость человека. Человек должен оставаться че-ло-ве-ком!!! Если люди будут такими, то можно даже не сомневаться в том, что они герои, может быть, потенциальные, но ГЕРОИ!

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.