Оголева Анастасия

Оголева Анастасия

Общество потребления - пустота души или обычный комфорт жизни?

Когда-то давно люди придумали фразу "жизнь как у людей". Она означает, что есть определённый формат жизни, которому следуют все адекватные и мыслящие люди; а если ты пробуешь делать что-либо иначе, то жизнь твоя идти начинает по другому плану и не соответствует тем требованиям, которые возлагались на нее. "Буду жить, как все, - скажешь ты, - куплю холодильник как в рекламе, поставлю его в своей квартире, обзаведусь женой/мужем; впоследствии у нас появятся дети и каждые выходные мы будем счастливо отправляться в "ИКЕЮ". Я буду любить президента, исправно посещать выборы, покупать модную одежду, технику. Покупать именно то, что имеет качество гораздо выше, нежели то, что приобрел мой непутевый сосед."

Мы привыкаем выделяться. И, как бы печально это не звучало, выделяться совсем не умственными способностями. Реклама говорит нам, что и в каких количествах покупать, в какие страны путешествовать, какое кино смотреть, что есть, и почему остальное вредно. Но этого «остального» становится слишком много. Мы считаем нужным тратить часы на выбор одежды. Но в наше время вещам свойственно жить недолго. Таким образом, система получается замкнутой: ты долго выбираешь, недолго носишь, снова долго выбираешь и так далее.

Мы сами перестали замечать, как культивируются наши хищнические качества. Все духовное, что есть в человеке и то единственное, что отличает его от животного, исчезает. Пытаясь выделиться, человек не заметил, как стал частью массы, которая тоже хочет выделяться. Снова замкнутый круг. Мода в обществе потребления не нацелена одеть одного индивида в роскошные, нигде более не существующие вещи. Мода становится массовой. Кинематограф становится массовым. Культура становится массовой. Понятие «элитарный», так долго имевшее значение чего-то высокого, концентрирующего духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, ушло. «Хочется заново резать и кушать тех, кто не так говорит и одет», - говорит Вася Обломов в «Господине Хорошем» на «Дожде». Все это происходит ввиду того, что общество потребления не нацелено прививать человеку культурные ценности. Общество это стремится получить лишь выгоду экономическую.

В уже нашумевшем «Левиафане» Звягинцева идей много, но больше всего впечатляет то, что проигравшим обязательно оказывается тот, кто решил просто постоять в сторонке, никому не делая зла. Данная мораль очень своевременна, ибо в обществе потребления происходят аналогичные процессы: к тем, у кого «жизнь не как у людей», возникает больше вопросов. В обществе этом не имеет место быть понятие «privacy», точного перевода в русском языке нет, но которое в буквальном смысле означает «личное пространство, куда человек не пустит кого-то кроме себя». Даже наш внутренний мир становится массовым. Происходит некий парадокс: «общество потребления», - говорим мы, но потребляем не мы, а нас.

Почему я говорила только о плохом? В вопросе было предложено лишь две позиции. Я на стороне первой – «пустота души». Конечно уже то, что Россия ушла от экономики дефицита и перешла к обществу потребления, очевидно, является важным шагом. То, что недооценены установки, связанные с креативностью, созданию нового, является отрицательной чертой. Но далеко не единственной. Люди живут теперь только в коротком времени — не ставят себе дальних целей, устраняют со своего горизонта те вещи, те значения, образцы и формы поведения, которые или уходят в прошлое, или чреваты какими-то последствиями в будущем.

Эдвард Марроу в фильме про журналистику «Доброй ночи и удачи» как-то сказал: «Если ты крякаешь как утка, ходишь как утка, — ты и есть утка». Может мы просто боимся признаться себе, что мы и есть те самые утки. Просто из-за постоянного шума вокруг, из-за той самой пустоты души, за неимением времени посмотреть в зеркало мы этого не замечаем и не слышим.

17 марта 2015

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.