Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?

Религия существовала во все времена человеческой истории. Каких только конфессий не видел мир! И христианство (православие, католицизм, протестантизм), и иудаизм, и ислам, и буддизм, и лютеранство, и огромное количество сектантов (англикане, кальвинисты, баптисты, пятидесятники и другие). Каждая религия играла, играет и будет играть большую роль в жизни человека. Под её влиянием человек пересматривает свои взгляды, колоссально меняется.

В каждую эпоху религия воспринималась по-разному. Например, православие в нашей стране. Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. После крещения Руси в 988 году религии уделялось большое внимание. В ХII веке, во время феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной, кто выражал идею единства русского народа. При Петре Первом упор делался на утверждение в стране разных западных традиций. В 1927 году православным людям пришлось совсем несладко: многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств. Но в настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви возрождается.

В 21 веке, наряду с отказом от высших ценностей, деградацией общества, можно наблюдать и подъем религиозного самосознания в сердцах людей.

Размышляя над темой, я решила узнать, что думает по этому вопросу один из штатных священников храма Вознесения Господня города Колпино Владимир Комаров.

«Религия сопряжена с этикой, хотя не сводится к ней. Этика получает из религиозной сферы чёткие и определённые нравственные критерии, не подверженные социальной конъюнктуре. Имея определённые мировоззренческие позиции, человеческое сообщество и человек в отдельности более стабильны.

Укажем области общественной жизни, где возможны или существуют отношения с религиозной сферой.

Религия и семья - в целом, религия поддерживает традиционный семейный уклад, целостность семьи.

Религия и образование - здесь существуют древние традиции во взаимоотношениях, достаточно вспомнить факт, что первые университеты в Европе были основаны Церковью.

Религия и наука - здесь отношения сложные и не однозначные: есть сторонники конфликта, и есть сторонники диалога и интеграции, или просто добрососедского существования.

Религия и преступность - хотя религия и не является панацеей для исцеления от преступности, однако существует сотрудничество между священнослужителями разных религий и тюрьмами.

Религия и политика - их взаимоотношения можно проследить от истории античности до наших дней. Религия в ряде случаев может выполнять организационно-политическую функцию, мотивируя политические действия, формируя идеологию и способствуя созданию политических доктрин.

В истории России формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:

Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии, это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела. Однако определённую политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры».

Также я узнала мнение о месте религии в наше время у своей подруги (16 лет):

«Вере всегда есть место в сердцах людей. Им необходимо во что-то верить. Это дает уверенность, надежду, часто помогает справиться с соблазнами, укрепляет, утешает.

В современном мире люди полагаются в основном не на других людей, даже близких, и даже не на веру. Скорее они верят в технический прогресс. Но сможет ли машина поддержать в трудную минуту? Даже в век космоса люди нуждаются в друзьях, в понимании, в вере».

А мой друг (17 лет) считает так:

«Хоть космонавты и говорят, что в космос летали и Бога не видели, но всё-таки Бог их видел и благословил! Неважно, в каком мы веке живём: будь это век космоса, первобытный строй или средневековье! Место религии в своей жизни человек определяет сам, и время здесь ни при чём. Человек не может ни во что не верить. Так или иначе, люди всё равно верят во что-то: либо в Бога, либо в науку, либо в природу... Религии есть место всегда, и даже в век космоса».

Космонавтику всегда считали атеистической наукой, но это далеко не так. Игумен Иов, Настоятель Патриаршего Подворья храма Преображения Господня в Звездном городке, называет следующие факты. Основоположник космонавтики главный конструктор Сергей Павлович Королев тайно помогал Пюхтицкому монастырю. А конструктор Александр Александрович Моишеев сам видел, как в 60-ые годы и ученые, и рабочие тайком осеняли крестным знамением стартующие ракеты. Академик Борис Викторович Раушенбах во время первого полета Гагарина в Центре управления полетом, поняв, что все идет хорошо, встал и громко сказал: «Слава Тебе, Господи!». И перекрестился. Когда Валерий Поляков в марте 1995 года вернулся из космоса (а он совершил самый длительный в истории космический полет – 437 суток), он оглядел всех, всю суету вокруг него и сказал: «Господи, зачем я сюда вернулся?» Он первым из космонавтов освятил станцию крещенской водой, праздновал там Пасху, облетая станцию, пел «Христос воскресе!». Вспоминают и такой невероятный случай: космонавт Геннадий Манаков был неверующим человеком, а когда на орбите вышел в открытый космос и увидел Землю, сказал: «Такая красота не могла появиться в результате хаоса. Это Кто-то сотворил. И этот Кто-то - Бог!».

    Для меня никогда не стояло вопроса, есть ли Бог. Мама с детства воспитывала во мне чувство религиозности: водила в храм, рассказывала о Боге, читала со мной Евангелие. А когда я чуть-чуть подросла, записала в Воскресную школу. Мне тогда было 6 лет. Спустя 10 лет, я не покидаю школы и ставший мне родным храм Вознесения Господня. Ни одного воскресенья не проходит: практически каждую неделю я хожу на службу, исповедаюсь, причащаюсь, а после литургии иду на хор, где пою уже лет 7, после хора занимаюсь журналистикой, хожу на курсы вожатского мастерства. Всё это в стенах нашего храма. Иногда, вечерами, у нас бывают увлекательные и жизненно важные беседы с семинаристами или священниками. Я не представляю своей жизни без религии, я выросла в ней, у меня соответственное окружение и взгляды.

    Во дворце культуры «Ижорский» (Колпинский район) есть православный театр-студия, которым руководит Ольга Михайловна Семёнова. У неё занимаются группы разных возрастов, в том числе и вожатые Воскресной школы Вознесенского храма. В течение этого года Ольга Михайловна занималась с нами постановкой рождественского вертепа (воспроизведение сцены Рождества средствами искусства). Спектакль готовился достаточно долго. За время наших репетиций была сделана конструкция трёхъярусного вертепа, куклы, с которыми нам предстояло работать. Так как нас было всего четверо, мне удалось играть сразу несколько ролей (волхва, пастуха, смерти, Рахили). Как ни странно, больше всего зрителям запомнилась именно смерть, так как это наиболее, на мой взгляд, загадочный и необычный персонаж. Ведь обычно никто не хочет о ней говорить, смерть является запретной темой… Нашими первыми зрителями были ученики Воскресной школы - с подготовительного класса и по седьмой. Выступления проходили в Рождественские каникулы. На мой взгляд, маленькие зрители остались довольны нашим выступлением: с интересом следили за всем происходящим на сцене, живо реагировали и бурно аплодировали в финале. Такие показы важны для нравственного воспитания подрастающего поколения. Дети, и особенно учащиеся Воскресной школы, должны знать, при каких условиях рождался маленький Христос, какие события этому предшествовали. После каждого выступления мы бурно обсуждали наши ошибки. С каждым последующим показом их становилось всё меньше, мы набирались опыта, и чувство удовлетворения не покидало нас после выступлений. Работа над вертепом нас очень сдружила: общая идея сплачивает сильнее любого отдыха. В настоящее время мы работаем сразу над двумя задачами: периодически выступаем с «нашим» вертепом и готовим довольно серьезную постановку про Царственных мучеников, где хотим «прожить вместе с ними» дни ссылки в Тобольске. Как оказалось, не так уж и много людей знают по именам царскую семью, не говоря уже об особенностях их личностей, не знают их мученического подвига, стойкости, выносливости характера. И мы хотим попытаться показать великое смирение страстотерпцев и искреннюю, безоговорочную веру - до конца своих дней. Даже после невыносимых испытаний они только укрепляются в ней. Все эти качества являют собой пример праведного поведения для каждого русского человека. Мы надеемся, что найдутся зрители, которых наша постановка заставит задуматься над своей жизнью, что-то переосмыслить в ней. Нравственный подвиг царской семьи - смирение и стойкость в сложнейших жизненных обстоятельствах - пример достойнейшего поведения не только для воцерковлённых людей, но и для всех, кто пытается жить «по совести».

Большинство моих друзей считают себя верующими и религиозными людьми, и я этому рада. Мне хорошо и легко с ними общаться. В компании с ними я чувствую, что мы как будто одна большая семья. И это непередаваемое и очень теплое ощущение.

Религия позволяет мне жить полноценной жизнью и чувствовать себя абсолютно счастливой, ведь мы должны непрестанно благодарить Создателя хотя бы за то, что появились на этот свет, что дышим, что у нас нет каких-то особых проблем, бед, несчастий, войны. И от осознания всего этого становится проще жить. Появляется «свое» видение мира, человека, окружающей природы. Мироздание ощущается как будто в других красках. Ты воспринимаешь происходящие события сквозь призму религиозного видения. С помощью этого мироощущения легче признавать действительность, понять, почему какие-либо вещи происходят именно с тобой, и что предпринимать в данном случае. Вера помогает мне преодолевать жизненные трудности, ведь именно с помощью нее я по-другому смотрю на проблему/беду и, на мой взгляд, могу вытерпеть намного больше, чем неверующий человек. Приведу пример. Совсем недавно умер отец моей подруги. Я очень переживала за нее, была с ней всё это время. Мы разговаривали на эту тему несколько раз, уже после его смерти. И я осознала, насколько помогла подруге и её семье их вера. Они смогли перенести этот удар только потому, что рядом с ними был Бог. Подруга произнесла мне такие слова, после которых я спокойна за нее, после которых мне стало так радостно на душе, что и не описать словами! Она сказала, что рада за папу, что он перестал переносить мучения, что ему так лучше. Он смог прийти к вере только в конце своей жизни, во время смертельной болезни, исповедался, причастился несколько раз, а значит, и будет наследовать Жизнь Вечную. Это ли не счастье?

Я не понимаю, как можно жить, не веря ни во что, особенно в современном мире, когда нет защиты, когда ты не можешь ни помолиться, ни попросить о помощи, когда не знаешь, что такое Божья Благодать, не знаешь чувства огромной радости на ночной Пасхальной литургии, не видишь лица людей, которые готовы поддержать тебя, утешить и помочь, хотя ты им никто! И, в конце концов, нелишне было бы задуматься о будущем. Что ждет нас впереди? Бездна? Перед религиозным человеком не стоит такого вопроса – он знает, что смысл жизни в том, чтобы попасть в Царствие Небесное. И религия помогает в стремлении человека к Всевышнему.

Ирина Горбач

iren9725 | 19 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.