После нас хоть потоп: что мы оставим будущим поколениям?
Зачем глядеть куда-то вдаль?
Ведь каждый, словно клоп.
Он паразит, ему не жаль,
А после – хоть потоп.
Любой ценой схватить кусок
Да так, чтоб полон зоб.
Пусть обратится всё в песок,
Пусть после – хоть потоп.
«После нас? Хоть потоп!» - эти слова несколько веков назад были негласным девизом королевского окружения короля Людовика XV. Всё бы ничего, но люди, входившие в него, характеризовались распущенностью нравов, казнокрадством, отсутствием моральных ограничений и общественных интересов. И знаете, наблюдая за представителями сегодняшнего поколения, можно заметить приближённость многих из них к французскому престолу 18-го века, разве что костюмы сменились на более современные. И это отнюдь не лестное сравнение…
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что каждый поступок найдёт свой отголосок в будущем? Это малое не представляется столь важным, однако из, казалось бы, ничтожных крупиц складывается основа, на которой будущие поколения возведут свою собственную историю. И немалую роль в этой истории играет прошлое. Это подобно строительству дома: какими бы качественными и крепкими ни были доски, лишь от фундамента зависит, встанет сооружение прямо или накренится или, в конце концов, с оглушительным грохотом обрушится.
Спросите себя: «Желаю ли я для своих детей лучшего будущего?». Я думаю, что все здравомыслящие люди ответят: «Безусловно». Однако сегодня мы беспрестанно занимаем у будущих поколений капитал материальный и нравственный безо всякой надежды на то, что когда-нибудь отдадим этот долг. Кто возместит потерю природных ресурсов, вырубленные леса, загрязнённые реки и воздух? Кто залатает зияющие в небе огромные озоновые дыры? Мы губим наше природное наследие, подчиняясь прихотям кучки растолстевших магнатов. И мы поступаем так лишь потому, что можем так поступать, и никто нам того не запрещает, ведь будущие поколения не имеют права голоса, у них пока нет на нас никакого влияния, а потому они не могут поставить под сомнение наши решения. Но означает ли это, что мы вправе оставить им в наследство истощённую и морально разлагающуюся реальность? Вспомните, даже юный мальчик в книге Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» с нежной любовью ухаживал за своей планетой, чтобы в один прекрасный день её не разорвали баобабы. А мы, взрослые и состоявшиеся люди, не можем этого сделать! Почему?! Нашу Землю уже терзают природные катаклизмы, - мелеют реки, наступают пустыни, тают ледники. Но помимо разрушения окружающей среды, люди губят своё культурное наследие и социальные связи. В истории целого мира достаточно примеров, когда народы наступали друг на друга, ощетинившись холодной сталью пик и мечей, изготавливали жуткие, дышащие огнём, машины смерти, проливали реки крови своих братьев и сестёр.
Взрыв прогремел, за ним – второй…
И затряслась Земля.
То человек идёт войной,
Живого не щадя.
Он сеет распри, смерть и смрад,
А за его спиной
Возводится заводов ряд.
И капает слюной,
Заплывший жиром богатей.
А чёрный дым густой
Над прежней зеленью полей,
И рек безбрежной синевой
Клубится, разъедая их
Своей кошмарной кислотой.
Сегодня страницы журналов и экраны телевизоров пестрят гневными заявлениями российских социологов о том, что молодёжь стремительно деградирует, улицы заполняются мусором, семьи разрушаются и тому подобными неутешительными реалиями. Но чем же ограничиваются действия подавляющего большинства людей?! Одни согласно кивают, возмущаются, а затем слюнявят палец и переворачивают страницу, и вот они уже захвачены новостями из мира моды. Другие тут же решают рассказать об этой проблеме всем своим друзьям и до того стараются, что в горле у них пересыхает. Они замолкают, приканчивают напиток, продолжают лекцию о том, как нужны стране культурные люди и выбрасывают прямо на землю пластиковый стаканчик. Другие же вовсе думают: «Ну ничего, не будем отчаиваться. Россия и не такое переживала. Перемелется – мука будет». Как не прискорбно, но таков наш русский менталитет: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Вот и Гедрик Смит, американский журналист, в своей статье черкнул пару строк о нашем народе. Они гласят: "Поставьте русского где-нибудь начальником над куском земли или проходной, и он использует свою мизерную власть, чтобы испортить людям жизнь". И вновь это характеризует основную массу современного поколения как людей эгоистичных, беспринципных и равнодушных к своему окружению. Разве смогут такие, как они позаботиться о потомках, привить им высокие моральные ценности? Размышления над этим вопросом привели меня к осознанию того, что общество халатно относится к семейной жизни. А это в конечном итоге навлечёт «потоп» на ещё не вставшее на ноги молодое поколение.
Александр Солженицын подчеркивал, что "семья играет фундаментальную роль в спасении нашего будущего". А с тех пор как мы шагнули в новый век, она утратила прежнюю крепость своих уз. Молодые люди женятся три, четыре, а то и все десять раз за свою жизнь, а дети, рождённые в таких недолгих браках, оказываются без отца или матери, а то и вовсе никому не нужными. Вот что можно прочесть в газете «Wall Street» по этому поводу: «Семья с двумя родителями - это самая успешная во всей истории среда для здоровья, образования и благосостояния». И это действительно так, ведь ещё с уроков обществознания мы знаем, что семья играет в жизни человека главную роль, так как именно она закладывает моральные принципы, формирует внутренний стержень и социально адаптирует любого члена нашего общества. А теперь задумайтесь: может ли по каким-то причинам оставшийся один родитель обеспечить своему чаду абсолютное внимание к его воспитанию и нравственному развитию, при этом работая, как проклятый, чтобы прокормить их обоих? Я думаю те, кто смог сделать это, достойны звания «Герой нашего времени».
Почувствуйте же размах нашей невежественности! Мы решительно рубим листья сорняка и победоносно улыбаемся, думая, что никогда более не увидим паразита, а сами-то забываем о корне… о корне, что с каждым проходящим днём вгрызается в землю сильнее. Мы ругаем и криво смотрим на гулящую молодёжь, но не столь часто ругаем их родителей. Мы видим во дворе кучу мусора и жалуемся на халатность уборщиков, но сами проходим мимо упавшей обёртки. Мы говорим о милосердии, но редкий человек подаст упавшему руку, а нищему рублёвую монету. И вновь вопрос: «Что же достанется тем, кто за нами и кем они станут, когда пагубный наш пример будет маячить перед глазами, как зловещая тень?». Одумайтесь, люди!
Но, разумеется, никто не может приказать человеку вести себя тем или иным образом, но я призываю хотя бы ненадолго отвлечься от бешеного темпа жизни, остановиться и спросить себя: «А что будет потом? Как аукнется мне то, что я сделаю сейчас?». Ведь представьте: задумайся хоть один человек, например, перед тем, как выкинуть ненужный мусор на землю, так, может, через двадцать лет на месте пыльного, отравленного токсинами пустыря здесь цвели и благоухали бы прекрасные цветы. Мы способны сами сотворить своё будущее и будущее тех, кто после нас. Так почему бы не начать прямо сейчас, с этой секунды…?
Палач занёс стальной топор:
«И после – хоть потоп», -
Звучит смертельный приговор,
Но, люди, крикнем: «стоп!»
Восстанем, пепел сбросив с плеч,
Посмотрим смело вдаль!
И попытаемся сберечь
Времён и Бога дань!