Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?
Лифт на седьмое небо: есть ли место религии в век космоса?
Клеева Дария
Предложенная тема заставляет серьезно поразмышлять о жизни, что свойственно в той или иной мере каждому человеку. Даже тех, кто демонстративно объявляет своим кредо “жизнь одним днем”, неизбежно посещают мысли и о земном, и о вечном.
Как и все, я задумываюсь над тем, кто мы, откуда мы, для чего мы. Убеждена, что нам, современникам, выпала участь жить в таком временном периоде развития человеческой цивилизации, которому нет аналогов в глубине веков.
Резкий скачок в развитии технологий вооружил человечество инструментами, в широком смысле слова, пользуясь которыми можно получить абсолютно непредсказуемые результаты. Поэтому, относительно зная, что и как было до нас, мы совсем не знаем, что и как будет с нами дальше.
Это относится как к материальной сфере жизни, так и к духовной: их связь неразрывна. Для меня понятие “век Космоса” тождественен понятию “век Науки.” Отношения же науки и религии всегда были самыми сложными на протяжении веков. Этому диалогу посвящены и большая часть мировой литературы, и бесчисленные тома исследовательских работ. Для ответа на вопрос, есть ли место религии в современном мире, нет смысла в них углубляться.
Но представить, на каком уровне этот диалог в настоящий момент, необходимо. Это – фундамент, на котором строится собственное мировоззрение.
Что такое наука? Это система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления. Что такое религия? Это традиционные формы веры в Бога и соответствующие им системы отношений и догматов.
Я всегда интересовалась тем, как и наука, и религия объясняют смысл человеческой жизни, место человека в мире, происхождения человека и всего мироздания. И наука, и религия стремятся к познанию истины. Их диалог связан с самой сущностью жизни человека, в котором соединились мир материи и мир духа.
Но – у каждого своя позиция. Чья же позиция сильнее в настоящий момент? Наука не исчезнет благодаря самой сути человека разумного, мыслящего, стремящегося к знанию.
Вытеснит ли она религию в космический век, когда научные достижения просто потрясают воображение?
Я могу это оценить только с точки зрения современного подростка, вооруженного определенными знаниями и способностью анализировать окружающий мир. Что же я вижу?
Начну с фундаментальных вопросов, которые заставляют человеческое сознание подниматься над обыденной жизнью – первые мгновения рождения Вселенной, происхождение жизни вообще, ее многообразие, происхождение человека и нашей цивилизации. Как к ним относится наука? Несмотря на громадные достижения, наука старается обходить все вопросы, где невозможно точное знание, подтвержденное экспериментом. Религиозные деятели тоже нечасто обращаются к этим вопросам. Несмотря на некоторую активизацию религиозного образования, оно все-таки направлено на изучение, прежде всего, догматов и ритуалов, истории церкви, жизнеописания подвижников и скорее обращено в прошлое, чем в будущее.
Ни у одной из сторон нет доказательств своей правоты. Но нужны ли они? Я думаю, что сознание своей правоты должно опираться на веру. Вера в разум, колоссальные достижения науки, невероятно углубившейся в исследование Космоса – макромира и элементарной частицы – микромира, объясняющей почти все процессы в мире, привели к тому, что религиозное объяснение мира стало отступать. Наше общество стало более светским, нежели религиозным. Появились новые ориентиры: достижения богатства, власти, успеха через накопление полученных знаний.
Конец XX века и начало XXI добавили штрихи к портрету современного общества. Это глобализация, нестабильность всех систем жизнеобеспечения, изменение климата, международный терроризм, тотальная коммерциализация, и как некоторый итог, потеря человечности, что просто страшно.
На мой взгляд, современный человек в этой ситуации пришел в состояние растерянности и тревоги.
Что спасет человечество от погружения в “просвещенный цинизм”, приведет к восстановлению духовности и человечности, необходимых для прогресса? Многие считают, что пришло время обращения к религиозным традициям.
С одной стороны, с 90-х годов XX века в числе выше указанных коренных изменений духовной сферы российского общества заметно усиливается интерес к религии. Нарастающими темпами происходит рост новых форм религиозности, появляется все больше новых религиозных организаций. Но, с другой стороны, это создает в мире и в нашей стране совершенно новую ситуацию: возникает необходимость системы социального контроля над их деятельностью, поскольку они часто являются деструктивными, опасными для государства, его национальной безопасности, и для общества, для каждого отдельного человека, воздействуя на сознание и психику людей. Этот контроль, я думаю, отнимет значительные силы и средства, которые могли бы быть направлены на созидательные усилия общества.
Где же критерий необходимой религиозности, не вредящей, а помогающей нашей цивилизации? Когда я задалась этим вопросом, то вдруг поняла, что рассуждаю о религии как о каком-то государственном институте!
Да, все изменилось. Возможно, прав философ и писатель Иван Ефремов, провозгласивший устами героев своего романа “Таис Афинская” следующее: “Только в начале своего существования любая религия живет и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вместо веры происходит толкование, вместо праведной жизни – обряды, и все кончается лицемерием жрецов в их борьбе за сытую и почетную жизнь.”
В этих словах я и чувствую необходимое разделение понятий религии и святой веры. Я думаю, что никакими убеждениями с привлечением самых современных технологий воздействия на массовое сознание не заставить людей подчиняться отмирающим понятиям. Но как жить без Веры в самом высшем для каждого человека смысле?
Я верю. Верю в любовь. Верю в бескорыстие большинства людей. Верю , что не навсегда расстанусь с теми, кого люблю. Верю, что Знание принесет больше пользы, чем вреда. Верю, что есть неопознанное Нечто, которое, возможно, помогает нам, руководит нами, оберегает нас: ведь мы живем, живем на такой прекрасной планете! Пусть это Нечто для кого-то Бог; для кого-то эмпирический конец обратного пути от современности к истокам возникновения мироздания и толчок к этому возникновению; для кого-то – самое ценное, что есть у него в душе. Лишь бы не обрастала эта вера ненужным и суетным: это мешает идти вперед.
И тогда можно надеяться на долгожданную неожиданную встречу…
Зачем нам жизнь? Она конечна!
А дальше – пустоты века.
Мечта о жизни долгой, вечной
Так бесконечно далека…
Кто создал нас? С какой же целью?
Зачем нам под ногами твердь?
Мы – секунданты на дуэли,
Где бьются вечно жизнь и смерть!
Познать ответы на вопросы
Наука помогает нам.
Но это - лишь эскиз, набросок
Существованья панорам.
Сменялись сотни поколений,
Немало тысяч лет прошло –
Как множество мировоззрений,
Число вопросов возросло.
Сравнение стихий с богами,
Рай, ад, иных планет обман –
Все это вымышлено нами
В пределах разума, что дан.
Своим людским приоритетам
Нам остается лишь служить.
Загадку, смысл созданья света
Не стоит пробовать постичь!
И разве нужен смысл жизни?
И есть ли он? И есть ль ответ?
Смотреть не надо с укоризной
Нам на того, кто скажет “Нет”.
Зачем терзаться беспрестанно?
Раскрыв все тайны бытия,
Жизнь перестанет быть желанной.
Исчезнешь ты… Исчезну я…
И лишь история рассудит,
Кто ошибался, кто был прав...
Но, все-таки , спасибо, люди,
Тому, кто счастлив, нас создав!