Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Что такое хорошо и что такое плохо: откуда берутся идеалы?

Десять минут второго. В центральном концертном зале Волгограда идет репетиция детского симфонического оркестра. В перерыве к нам приходит англичанка по имени Кэрол Браун и сообщает, что мы приглашены принцем Майклом Кентским, двоюродным братом королевы Елизаветы II, выступить на концерте в городе Ковентри. Все очень рады, настроение отличное. Неожиданно дирижер с изменившимся выражением лица, которое еще несколько минут назад выражало гордость и восторг, произносит: «Ребята, на вокзале произошел теракт».

Сегодня, 29 декабря 2013 года, в моем родном городе Волгограде произошел теракт. Уже второй за последние три месяца. Террорист привел в действие механизм, и мощный взрыв сотряс красивое здание вокзала с часовой башней, увенчанной высоким шпилем. Возвращаясь домой в набитом встревоженными пассажирами трамвае (маршрутные такси практически не ходили), я в очередной раз задумался: откуда берутся такие идеалы? Ведь этот человек совершил свой ужасный поступок во имя понятных ему ценностей! Где та грань, после которой религиозные чувства перерастают в слепой фанатизм? И насколько же укоренившимся в сознании преступника должен быть этот религиозный фанатизм, чтобы человек не просто уничтожал себе подобных, но и расставался с жизнью во имя борьбы с «неверными»? Такие вопросы один за другим всплывали в моей голове несколько часов назад, и мне тогда действительно было страшно. Конечно, мне и сейчас страшно, однако теперь я получил возможность обобщить свои размышления, спровоцированные этим чудовищным событием, и изложить их.

Как известно, каждой личности необходим смысл жизни. Я имею в виду не просто приземленное желание сытости и стабильности, а нечто большее – то, ради чего стоит существовать, иными словами, некая идея, стремление к чему-то. Идея, благодаря стараниям ее апологетов, может овладевать умами большого числа индивидуумов, и тогда она сплачивает определенную часть общества, а иногда – всю нацию или даже множество разных народов. Но далеко не всегда это приносит добро, и воинствующий ислам – яркое тому подтверждение. На какой же почве он возник? Что способствовало его появлению? Оказывается, еще в начале двадцатого века, после завершения Первой мировой войны, многие мусульмане стали видеть в терроризме спасение от колониального гнета, а также возможность сохранения традиционного общественного уклада, который резко отличался от западных ценностей. Но времена, безусловно, изменились. Сегодня религиозный экстремизм является настоящим бедствием для всего мира, от которого ежегодно погибает множество людей. Лидеры радикального ислама привлекают на свою сторону очень много народа, в том числе женщин, уделяя огромное внимание психологическому воздействию на сознание, внушая им, что убивающий неверных попадает в рай. Возможно, организаторы достигают желаемых результатов, потому что вербуют в основном глубоко верующих людей, а верующие гораздо легче поддаются какому-либо влиянию, поскольку в большинстве своем очень эмоциональны и не способны к критическому мышлению.

Говоря об идеологиях, рождающих зло, не следует упоминать только о радикальных мусульманах. Разумеется, данную проблему следует рассматривать шире. Немало бед постигло человечество в одиннадцатом-двенадцатом веках, когда Ближний Восток умывался кровью во время крестовых походов. Костры Инквизиции, преследования гугенотов – все это тоже черные страницы мировой истории. Миллионы жизней погубил фашизм, который изначально зародился в Италии как национально-освободительное движение, а затем претерпел некоторые изменения, когда был взят на вооружение Третьим Рейхом. Эти яркие примеры позволяют сделать неутешительный вывод о том, что человечество на протяжении многих веков генерирует идеи, ведущие к разрушению, а не к созиданию. И, к большому сожалению, не останавливается на достигнутом. В нынешнее время на первый план выходят Кавказ и воинствующие арабские государства. Снова проливается кровь, гибнут люди, бесконечно идут многочисленные локальные войны, и не видно всему этому конца и края. Вчера была Варфоломеевская ночь, сегодня терроризм, а что будет завтра? Неизвестно. Наверняка, что-то еще более страшное и опасное для нашей цивилизации.

Так откуда же берутся такие идеалы, движущие человеком и уничтожающие в нем зачатки морали? Неужели сама природа человека, его натура, предполагает инстинктивную тягу к уничтожению? Я не хочу в это верить. Каждый житель планеты Земля как существо с высшим разумом волен самостоятельно делать выбор, быть ему на стороне разума и нравственности или оставаться животным, склонным к неоправданной жестокости.

30 декабря 2013 года. Начало девятого утра. Мы с младшей сестрой идем в школу, родители едут на работу. Через какое-то время буквально в пяти остановках от нашего дома взрывается троллейбус. Гибнут дети и взрослые, а выжившие тяжело ранены. Сестра, когда ей расскажут, будет очень бояться. Я буду успокаивать ее, но ведь не могу обещать, что этого не повторится. Как мне объяснить ей, почему люди убивают друг друга? Ведь я и сам желаю смерти террористам, потому что они приносят смерть окружающим. Я люблю свою семью, поэзию, музыку и еще много чего, что никак не связано с жестокостью и насилием: мои личные идеалы далеки от этого. Но в данный момент я чувствую в себе нарастающую ненависть к преступникам, поскольку их действия противоречат моим понятиям о нравственности и гуманности. И мне думается, что я имею моральное право ненавидеть таких людей. Возможно ли в мире окончательное установление равновесия, или чаши весов, на которых покоятся добро и зло, так и будут со скрежетом раскачиваться? Наверное, нет. В пять лет, читая Маяковского, я точно знал, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас я глубоко убежден, что в мире нет ничего однозначно хорошего или плохого. Возможно, сама жизнь и есть лучшее, что есть в жизни.

alexey_b-vlg_mail_ru | 3 января 2014

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.