После нас хоть потоп: что мы оставим потомкам?

После нас хоть потоп: что мы оставим потомкам?

После нас хоть потоп: что мы оставим потомкам?

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С. Тургенев

    

XXI век – век информационного бума. Современные технологии развиваются всё интенсивнее и дают нам возможность повсеместно и непрерывно получать информацию. Изобилие информации, а также её доступность играют свою положительную роль. При всём этом всё чаще говорится о падении уровня грамотности.

Одним из наиболее массовых средств информации на сегодняшний день остаётся телевидение. В последние десятилетия оно претерпело огромные изменения, но не все из них произошли в лучшую сторону. Из разговоров старших мы часто слышим, что в советские времена на центральных каналах не могли работать дикторы, имеющие проблемы с русским языком. Современность подтверждает обратное: ударение в многосложных словах (обеспЕчение – обеспечЕние, обОдрить – ободрИть, премИровать – премировАть…), неправильное склонение многозначных числительных…

Популярные сегодня ток-шоу предполагают общение приглашённых гостей на определённую тему. Жаль, что далеко не все участники телепрограмм могут отличиться грамотностью речи, хотя многие из них являются личностями публичными.

Как известно, реклама – двигатель прогресса. Реклама окружает нас повсюду: на улице, в транспорте, в магазине… В погоне за целевой аудиторией PR-технологи готовы на всё и порой намеренно используют в этих целях грамматические ошибки. Только вот все ли способны увидеть в таком случае «креативный» PR-ход? Вряд ли!

А возможно ли найти сегодня супермаркет, информация в уголке потребителя которого и объявления администрации написаны без грамматических ошибок? К сожалению, подобных магазинов я в последнее время не встречаю. Более того, администрация не всегда торопится убрать написанные с ошибками тексты, даже когда на это указывают покупатели.

Всё чаще мы встречаем использование русского алфавита в написании иностранных слов: «Токкофе», «Кофехаус», «Бэби-мир», «Бухенхаус»… «Великий и могучий» умолкает… Нужно ли нам заимствовать у тех, кто беднее нас?

И на этом общем фоне мы всё меньше читаем настоящей литературы. Как результат – падение грамотности. Диктанты, проведённые фондом «Тотальный диктант» в 2012, 2013 годах свидетельствуют о стабильном снижении уровня грамотности: «неудовлетворительно» получили более 60% участников.

Периодически мы слышим о проводимых тестах на знание родного языка среди чиновников. Далеко не все тестируемые успешно выдерживают испытание. А ведь эти люди занимают должности, требующие принятия управленческих решений, от которых зависит жизнь общества. И спасибо главам регионов, руководителям всех уровней, которые пытаются привить чиновникам любовь к родному языку.

С давних времён в людях ценилась образованность. Чем выше было сословие, тем выше был уровень образованности принадлежащих к нему. Помимо наличия определённых знаний, образованность всегда предполагала вежливость и тактичность диалога, умение поддержать беседу, выступить публично. Грамотные, образованные люди всегда пользовались уважением в обществе, им стремились подражать.

Участвуя в межшкольных мероприятиях различного уровня, я зачастую наблюдаю, как трудно бывает подросткам выразить свои мысли. Они не всегда готовы вступить в диалог с членами комиссии, по поводу ими же, подростками, написанной научно-практической работы. Получается, что располагая необходимой информацией, юные докладчики не всегда могут её изложить, донести до аудитории. Причину этого я вижу в отсутствии навыков живого общения, в бедности речи, что в значительной степени могло бы быть восполнено на уроках литературы.

На мой взгляд, даже суммарный объём русского языка и литературы не позволяет донести до школьников необходимый объём знаний, и, тем более, развить у них определённые навыки. Конечно, требуются совершенно разные навыки, чтобы вставить пропущенные в словах орфограммы и, например, описать пейзаж.

При всём этом в 10-11 классах при двух часах русского языка в неделю предусмотрено не менее трёх часов иностранного. Еще Ф.М. Достоевский как нельзя точно сказал об изучении иностранных языков: «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».

Вдова Александра Солженицына Наталия на встрече с президентом Владимиром Путиным в ноябре 2012 года выразила чаяния и тревогу гуманитарного сообщества по поводу сокращения количества часов литературы в школах. Хорошо, что прогрессивные граждане пытаются поднять проблемы русского языка и литературы и озвучить их на самом высоком уровне. В результате всё же предпринимаются меры по совершенствованию материалов государственной итоговой аттестации и единого государственного экзамена. Хорошо бы вдобавок к этим мерам пересмотреть школьную программу, увеличить количество часов родного языка и литературы.

Давным-давно, ещё в первобытном обществе, возникла необходимость обмена информацией, и природа дала человеку средство её передачи – язык. Возникновение членораздельной речи послужило мощным толчком в развитии человека, общества и сознания. Язык неразрывно связан с мышлением. Именно способность мыслить отличает человека от иных существ и ставит его выше них.

Бесспорно, язык – самое развивающееся явление, поскольку отражает всё, что происходит с человечеством и вокруг него. Он как зеркало отражает развитие самых высоких технологий и самого общества, ведь возникновению новых явлений неизменно сопутствует и возникновение новой терминологии. Соответственно, чем активнее происходят изменения в обществе, развивается научно-технический прогресс, тем активнее развивается и язык. И ни одна сфера деятельности человека невозможна без этого универсального средства передачи информации.

В целях продвижения русского языка и русской культуры в ближнем и дальнем зарубежье на правительственном уровне в ноябре 2013 года создан коллегиальный орган - Совет по русскому языку. Но это в зарубежье. Жаль, что не у нас. Нами всеми ощущается необходимость продвижения русского языка и русской культуры в нашей стране.

Нам повезло владеть богатейшим и ярчайшим языком А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского… И мы не имеем права бездарно распорядиться таким величайшим наследием.

Язык – это история народа, его культура. Никогда не будет признана культурной, высокоразвитой нация, едва владеющая родным языком, тем более неблагодарно, неразумно относящаяся к богатейшему языковому наследию, дошедшему в произведениях всемирно признанных классиков.

Лично мне не всё равно, что и как будут читать мои дети. Мне не всё равно, будут ли говорить в обществе, в котором им предстоит жить, «апострОф» или «апОстроф», «звонЯт» или «звОнят», «крАны» или «кранЫ»… И я готова всеми доступными мне средствами бороться за благородство родного русского языка.

khakasrepublic | 31 декабря 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.