И жить торопимся, и чувствовать спешим: как выжить в ускоряющемся мире?

И жить торопимся, и чувствовать спешим: как выжить в ускоряющемся мире?

Современные технологии, научно-технический прогресс, стремительное развитие… О, я прекрасно знаю, с чего должна была бы начать! В этих словах будет литой шум больших городов и асфальтовая серость утренних туманов, режущая кромка ограничительных лент, гудки машин и скрип разворачивающихся строительных кранов – громокипящим кубком с неба они прольются, выплеснутся на уставших жителей мегаполисов, оглушая, раздавливая.

И – да, они согласятся со мной, эти замученные люди со сдавленными висками, закивают, потирая тяжелые от недосыпа веки, чтобы после этого вернуться за руль автомобиля, в гремящий вагон метро, в серебристое переплетение стрелочек на жидкокристаллических экранах. Мне ли их осуждать? У них счета за квартиру неоплаченные и дети просят то покушать, то новый мобильник, а тут я – семнадцатилетняя, на яблочном воздухе загородных полей вскормленная, часу не проработавшая – пытаюсь учить их жизни.

На самом деле – не пытаюсь. Мы, росшие по берегам Днестра, как молодой ивняк, сами на него похожи: лениво крошим солнечные лучи в лимонные дольки бликов, течём в своем обманчиво-неторопливом движении, блаженно уставившись в небо мечтательными глазами. Когда мы малы и неопытны, то не думаем о времени – только знаем, когда пора. Утро – пора вставать, после обеда пора садиться за подготовку домашнего задания, летом пора ехать к морю и бродить вдоль песчаной полоски пляжа, собирая ракушки, осенью – возвращаться в опустевшие дома и наполнять их теплом, зимой – греть руки в меланжевых варежках, сушить промокшие сапоги под батареей, швыряться снегом и смехом. Взрослея, учимся считать минуты: встаем по будильнику, назначаем встречи, договариваемся о времени.

Я могла бы рассказать вам так много о прелести мимолетных мгновений! Об этих случайных моментах, затесавшихся между двумя делениями, которые коротко отщелкивает стрелка: улыбка, прикосновение теплой ладони, размятое руками тесто на посыпанном мукой деревянном столе… Вся риторика, направленная против ускоряющегося мира, могла бы свестись к осуждению тех, кто пропускает эти маленькие радости в погоне за неясными целями; но разве такое можно пропустить? Скажите мне, разве такое можно пропустить? Все очарование их – в быстротечности, и тем, кто живет только охотой за этими мгновениями, они не даются в руки с таким же упорством, с каким легкокрылые бабочки избегают энтомологов.

Поэтому я говорю вам – будьте, стремитесь, звучите, зажигайте маяки и танцуйте; ставьте перед собой цели и добивайтесь их, с головой окунаясь в радость труда и творчества. Потому что мы молоды и полны сил, потому что мы можем все на свете, потому что еще столько непрочитанных и ненаписанных книг, не посещенных выставок, не просмотренных спектаклей, не созданных шедевров искусства, не исследованных диких таежных земель, не открытых научных законов, не придуманных изобретений! Разве вам не хочется волосы рвать от отчаяния, когда вы думаете об этом? Торопитесь жить и спешите чувствовать – я зову вас, наше будущее нас зовет. Мы столько еще можем сделать для своей родной страны, для всего этого мира!

Но нет, не думайте о времени. Не думайте о нем так, как будто вам шесть, и весь день – игра, разбитая на временные отрезки только приемами пищи. Вы все успеете, если будете действовать. Я против того, чтобы люди продавали души хищным усикам часовых стрелок и утягивающим на илистое дно сетям Интернета – это правда. Но полюбите эту скорость, привыкните к ее острому вкусу, свистом стрелы вплетитесь в этот огонь, золотом текущий по жилам-проспектам больших городов. И влюбляйтесь так безоглядно, чтобы каждая секунда отдавалась звоном в ушах, и взлетайте на олимпийские вершины с блеском и гулкими ударами литавр, и проваливайтесь с таким треском, чтобы недоброжелатели смотрели на вас с затаенным восхищением.

Я не призываю отказываться от созерцательности – мир нужно слышать, выплетая позванивающую тишину из многоголосого шума ежедневных дел и бытовой рутины. В умении терпеть и ждать, в искусстве сосредотачиваться на своем внутреннем мире – великая мудрость, а готовность променять крепкие рукопожатия на прикосновения к сенсорному экрану телефона – постыдное неразумие для взрослого человека.

Но пока зрелость не поманила вас детским лепетом и теплом собственноручно созданного очага, пока старость не накинула на усталые плечи шерстяной вязаной шали - никогда не отказывайтесь от стремительности, торопливой взволнованности, восторга сотворения. Потому что, горя на этом острие, звездами расплескивая вокруг себя кипящий белый огонь, вы однажды заметите, что вечно ускользающие легкокрылые бабочки тихонько покачивают крылышками у вас на плечах.

valeria17 | 21 ноября 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.