Немного об искусстве

Немного об искусстве

l'art pour l'art.

В чем предназначение искусства? Какой сокровенный смысл вложил в картину гениальный художник? Какую мудрость хотел донести до нас через века великий писатель в своей книге? Что вдохновило знаменитого композитора на создание очередного шедевра? Невозможно дать однозначный ответ на эти вопросы. Сколько людей, столько и мнений, и каждая точка зрения имеет право на существование. Но прежде чем пытаться постичь непостижимое, стоит спросить себя: «А что вообще такое искусство?»

Немецкий мыслитель, поэт и драматург Иоганн Вольфганг Гете говорил: «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать». Трудно не согласиться, ведь на самом деле чувства, живущие в душе любого человека, какие бы они ни были, материализовать невозможно. На этом зиждется вся суть устройства мира, основываются любые человеческие отношения; в поисках способов выражения чувств человека, на мой взгляд, заключен один из главных смыслов человеческой жизни. Как часто бывает: захлебываясь любовью, твердишь изо дня в день: «Люблю…» с исступлением отчаянья; и пульсирует в больном мозгу и не дает покоя мысль: «Если бы ты только могла себе представить, что я испытываю, на что я готов, как сильно я…» Бездарному человеку такой переизбыток эмоций сулит муки бессонницы. Талантливого же ждут не менее мучительные ночи творчества. Таким образом, искусство позволяет тем, кто умеет им пользоваться, передавать свои чувства опосредованно. Переживания не описываются словами поэта, они лежат между строк, они проходят красной нитью через все стихотворение, пронизывая его насквозь настроением автора, пропитывая горькими слезами или аккомпанируя тексту мелодией эйфории. Однако эту «заражающую» способность искусства мастера используют не только в целях передачи чувств.

Деятели эпохи классицизма, например, облекали в строгие, симметричные, правильные формы этические нормы и моральные принципы. Произведения литературы того времени часто носили воспитательный характер и имели единственную цель – воздействуя на сознание людей посредством чего-то прекрасного, преобразовать общество. Законы, догмы, правила, определенные традиции и устои, изжившие себя, но подчинившие себе разные сферы жизни того времени – все это рамки, препятствующие развитию культуры. Причем, и мне это представляется забавным, люди сами же создали эти условные границы, заточив искусство в тюрьму канонов.

Попытка подчинить столь величественное явление простой нравоучительной цели не привела, да и не могла привести к успеху. Нарастал кризис общественного сознания, резкие социальные контрасты пугали людей, назревал коренной перелом во многих сферах жизни, революция в искусстве. Это отразилось в появлении на стыке 19-20 веков такого направления как декадентство. Оно корнями уходит в ранее появившийся романтизм, но, в отличие от него, характеризуется пессимистическими настроениями, темами безнадежности, уныния, упадка, неприятия жизни, отрицанием прежних ценностей и идеалов. Декаденты требовали независимости искусства от политики, свободы творчества, новых, современных, гибких форм выражения усложняющегося мироощущения. Безусловно, декадентство как заметное явление мировой культуры заслуживает отдельного рассмотрения, но сейчас я бы хотел обратить внимание лишь на одно из его ответвлений – эстетизм.

Знаменитый английский литератор и философ Оскар Уайльд писал в предисловии к своему роману «Портрет Дориана Грея»: «Всякое искусство совершенно бесполезно». Думаю, эту фразу, как и вообще весь роман, можно считать своеобразным манифестом эстетизму. Согласно учению эстетов, красота является основным фактором истинного искусства, а всякая дидактическая цель у него должна отсутствовать. Единственный принцип и требование к искусству – оно должно быть прекрасным и доставлять изысканное удовольствие. Здесь уже не может быть никаких законов и запретов, потому что красота безгранична, она не требует доказательств или объяснений. Красота – это то, что понимается человеком как-то само собой, на подсознательном уровне. Лозунг «Искусство ради искусства!», использовавшийся эстетами, как будто отвечает на наш самый первый вопрос.

Однако эстетическое движение таит в себе определенную опасность. Отрицание связи между искусством и моралью, а тем более признание верховенства эстетических ценностей над этическими может привести к извращению идеалов красоты, к распространению теории эгоистического гедонизма и подобных ей. Несомненно, эстетизм – это разумное противопоставление тяжеловесным направлениям академизма и классицизма, но слишком радикальное, на мой взгляд. Модернизм, который появится чуть позднее, попытается трансформировать и усовершенствовать традиционные принципы, обновить художественные формы, открыть что-то новое в классическом искусстве. Не стоит путать это направление с авангардом.

Авангард, что в переводе означает «впереди идущий», олицетворял собой отход от привычного мироощущения, переосмысление общих морально-культурных ценностей, а главное – совершенно новые, экспериментальные средства выражения, художественные приемы, иной, свежий взгляд на окружающую действительность. Это направление в искусстве стало реакцией на ряд сложных, глобальных изменений в мире, связанных в большей степени с научно-техническим прогрессом, Первой Мировой войной и Великой Октябрьской Социалистической Революцией в России. Всегда любое значимое для истории событие отражается в искусстве, и это неудивительно – каждый писатель, художник, композитор, режиссер стремится отобразить свое восприятие от того, что происходит вокруг него. Авангард – очень живое и яркое явление в истории культуры и искусства, но быстротечное. Проходят годы, прежние волнения остаются позади, растворяется авангард, оставляя лишь след в истории. А что же вечно?

Классика! И ее тоже не стоит путать с классицизмом. Классика – это самое лучшее, эталон, пример, образец. Классика – это то, что переживает годы и столетия, оставаясь актуальным; то к чему стремится любое искусство, вне зависимости от жанра, направления или течения. Классика – это своеобразный фундамент для построения чего-то нового. А новое будет. Через полвека появится какой-нибудь другой «авангард», который проживет пару десятков лет и исчезнет. Классика мертва без подобных авангардистских течений, а авангард без классики – вообще безнравственное явление. Всегда будет то, что вечно, и преходящее, одно не может без другого. А какие будут появляться жанры, движения, может быть даже виды искусства – увидим. И пусть не все будет понятно, пусть что-то будет непривычно и покажется странным на первый взгляд, тем не менее, искусство, если это действительно Искусство, найдет своих поклонников.

skywriter27 | 4 февраля 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.