ЕГЭ - равные возможности или тест на посредственность?..
Сегодня многих выпускников, родителей, учителей школ, педагогов вузов волнует проблема ЕГЭ - Единого государственного экзамена. Данный экзамен централизованно проводится в Российской Федерации в средних учебных заведениях. Он является как выпускным из школы, так и вступительным в вузы и ссузы экзаменом. В чем же заключается проблема ЕГЭ? Этот экзамен, несомненно, имеет как положительные аспекты, так и недостатки. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы.
Наиболее важные положительные аспекты экзамена - предоставление равных условий при поступлении в вузы и борьба с коррупцией. Однако не стоит делать поспешных выводов. Начнем с борьбы с коррупцией. Изучая эту проблему, я столкнулась с такой статистикой: в
1994-1995 годах объем средств, которые тратились родителями на взятки для поступления в вузы и во время обучения в них составлял порядка $ 150 млн в год, сегодня с учетом коррупции, специфических услуг и товаров, он уже доходит до $ 4 млрд, из них на ЕГЭ приходится около 85 %. Таким образом, проблема с коррупцией не решена.
Второй важный аспект - предоставление равных условий при поступлении в вузы. Действительно, благодаря ЕГЭ жители отдаленных регионов могут поступить на равных возможностях с выпускниками, например, столицы . Но, при дальнейшим углублении в этот очевидный плюс экзамена, появляется слишком много недостатков системы.
Самое очевидное - ЕГЭ не дает представление о творческом мышлении выпускника. Система тестов не может выявить наиболее одаренных, талантливых и нестандартно мыслящих учеников. Экзамен исключает возможность развития способности к доказательству и формированию правильного ответа. То есть, в результате равных условий для каждого теряются потенциал и индивидуальность, которые невозможно определить по тестам и сочинениями с фразами-клише. Теряется то, самое главное, с помощью чего человек становится личностью, теряется нестандартное и логическое мышление и творческое начало. Творческий потенциал, способности и желание к саморазвитию можно выявить только в процессе устного экзамена, никак не по результатам ЕГЭ.
Оценив ситуацию в целом, я прихожу к выводу: ЕГЭ - тест на посредственность. Умение ставить крестики в бланках, писать сочинение по образцу, заучивая шаблонные фразы, не развивает в выпускнике индивидуальных способностей и творчества. Я не думаю, что нашей стране нужны безликие люди, не способные к творческому самовыражению и самореализации. Но именно такими делает нас ЕГЭ. Почему же эта система до сих пор существует? Вопрос по-прежнему остается открытым...