ЕГЭ – равные возможности или тест на посредственность?..

ЕГЭ – равные возможности или тест на посредственность?..

Проект Единого Государственного Экзамена в массовой печати не обсуждался, в то время как проект реформирования грамматики русского языка был у каждого на слуху.

Первое, что поражает в данной системе экзаменов- это то,что не учитывается разница между гуманитарными и точными науками. Конечно, школьник, не знающий литературу ни в коем случае не возьмет этот предмет для сдачи, но как быть ученику, который слаб в математике, когда она считается обязательным предметом для сдачи?

В свое время на одном из популярных телеканалов была распространена игра «Угадай мелодию». Вел ее постоянный ведущий Валдис Пельш. Игра заключалась в том, что сперва звучала популярная мелодия, а затем участнику предлагалось ее угадать. Что значит угадать? Как можно угадать, если ты, например, никогда ранее не слышал этой песни? Игру можно было бы назвать «Узнай мелодию», «Какая звучит мелодия» или, наконец, «Вспомни мелодию». Вы спросите, причем тут какая-то игра,когда встает серьезный вопрос о государственном экзамене. А ведь если задуматься, то ЕГЭ - это точно такая же «угадайка»: вот вам дается четыре варианта ответа и предлагается угадать, какой же из них верен. Конечно, логическим путем можно догадаться, какой ответ будет уместен, но разве это то, что требуется на экзамене? Разве то, что ученик указал верный ответ является показателем его знаний?

Вот еще один пример: в холодильнике отвалилась задняя стенка.Вопрос: какой винт должен подойти? Вот я возьму несколько,а один в любом отношении подойдет по всем параметрам.

Если рассматривать государственный экзамен по литературе (мне целесообразно комментировать экзамен именно по этому предмету), то самое удивительное в нем то,что сочинение называется "эссе". Нужно ли говорить,что сам жанр «эссе» очень сложен в теоритическом и дискуссионном плане? На высшем уровне это некий синтез портретного очерка с теоретической статьей. Зачем же навязывать этот жанр школьнику, который в большинстве случаев не может даже написать сочинение расширенной информации? Фактически,этот текст уподобляется словесной скороговорке на устном экзамене по литературе и выглядит менее обстоятельным, нежели обыкновенное, рядовое школьное сочинение ученика старших классов.

Вот передо мной тридцатая страница сборника по подготовке к ЕГЭ по литературе. Вопрос: «В чем заключается комизм экзамена, устроенного для Митрофана»? На этот вопрос нельзя ответить однозначно! Для написания удовлетворительного ответа нужен очень широкий конспект: знание истории русской сатиры, понимание особенностей дворянского быта, при этом обязательно возникнут дополнительные вопросы, которые может разрешить только высоко квалифицированный школьный учитель или яркий педагог ВУЗа. Нужно обязательно сравнить степень эрудиции русского дворянина времен Фонвизина с ровесниками этого дворянина во времена Пушкина, Некрасова и даже Блока! Кроме того необходимо знать творчество самого Фонвизина, его работу в других жанрах, его творчество в сравнении с другими авторами.Видите, сколько нюансов, какой широкий горизонт раскрывается за этим, казалось бы, дежурным вопросом. А самая большая сложность заключается в том,что выполнить задание предложено всего в десяти предложениях!

В ЕГЭ есть отрывок из Гоголя, «Мертвые души». Учебное задание предлагает определить жанр произведения, а ведь авторское наименование выходит за пределы классификации жанра. До сих пор в литературоведении нет точного ответа на этот вопрос. Авторское наименование- поэма. И снова это задание можно представить себе большой литературоведческой работой как по истории русской литературы 19 века, так и по теории литературы на тему:«Споры о жанровом определении «Мертвых душ» Гоголя». Здесь же рядовому ученику предлагается как бы походя, между прочим, крайне упрощенно ответить на сложнейший вопрос. Помимо всего прочего это еще и антипедагогично, так как прививает посредственному ученику представление по легкости и неопределенности сложнейших вопросов теории истории литературы.

Здесь приведено всего два примера, но даже они, на мой взгляд, беспощадно разоблачают всю композицию ЕГЭ.

arinaismailova | 26 января 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.