ЕГЭ – равные возможности или тест на посредственность?

ЕГЭ – равные возможности или тест на посредственность?

Почему противников Госэкзамена больше, чем сторонников?

«Уж сколько раз твердили миру…», что ЕГЭ требует больших изменений и доработок, но… как об стенку горох. Чиновники из министерства образования налево и направо расхваливают сложившуюся систему проверки знаний выпускников, а учителя, школьники и их родители уже устали возмущаться. Так что на самом деле представляет собой ЕГЭ? Пресловутое умение ставить галочку или возможность добиться результатов на равных правах? Попытаемся разобраться.

Напомню, что официально Единый государственный экзамен был введён в России в 2009 году, и неудивительно, что первый блин оказался комом, хотя таковым был и второй, и третий, и последующий год сдачи. Изначально, цель, которую преследовали «дядечки и тётечки» из Минобразования – сделать процедуру сдачи экзамена одинаковой для всех. То есть, чтобы ребята и из Москвы, и из «глубинки» имели равные возможности для поступления в выбранный ими институт. Иногородним теперь не нужно специально приезжать в ВУЗ и сдавать там экзамены, можно эту процедуру проделать и у себя дома, а результаты (баллы) отправить по почте и ждать ответа. Казалось бы, благородная цель!

Однако корабль образования, управляемый чиновниками сразу же наткнулся на такие «подводные камни», как волшебное появление вариантов КИМов на просторах интернета за день до сдачи экзаменов, необыкновенно высокие баллы у выпускников сельских школ, которые москвичам и петербуржцам и не снились. Много вопросов вызвали у общественности технические стороны экзамена. Ведь проверяет работу выпускника не человек, а компьютер, но каждая техника может сдать сбой - и дальнейшая судьба ребёнка уже поменяется коренным образом.

Также возникают сомнения о равенстве условий при сдаче экзамена. Как признавались сами составители КИМов, создать одинаковые по сложности варианты невозможно - вот и получается, что кому-то повезло, а кому-то нет. Самих выпускников удивляет тот факт, что при обычных базовых знаниях, которые они получают в школе за 11 лет, получить высший балл на ЕГЭ нереально. В итоге, каждый 10- и 11-классник оплачивает услуги репетитора, чтобы иметь возможность успешно сдать экзамен. К примеру, в обязательном экзамене по математике задания С5-С6 решить без специальной подготовки нельзя, так как знания, требуемые в них, не входят в школьную программу.

Анализируя все эти недостатки, так и хочется спросить: «ПОЧЕМУ РОССИЯ УПОРНО ПРОДОЛЖАЕТ ПРОВОДИТЬ ЕГЭ?» Вариантов ответов тут много, но большинство из них, как аргументы в защиту экзамена, приводят всё те же «дядечки и тётечки». Они говорят о том, что данный вид экзамена позволит снизить коррупцию в сфере образования, и тем более проведения выпускных экзаменов. (Кстати, только в России выпускные экзамены приравниваются к вступительным, что противоречит логике. Первые экзамены – подводят итог твоему обучению в школе, а вторые – дают тебе возможность поступить в ВУЗ. И заметьте, требуемые знания там и там различны). Но чиновники считают, что тестовый вариант проверки знаний более эффективен, нежели устная форма. Выпускник, якобы, ставя крестик в нужном квадратике, может не поднимать все свои звания, а лишь выбрать из того, что ему предложено, а расписывая свой ответ на бланке, ребёнок чувствует себя более уверенным, нежели отвечая необходимый билет перед экзаменационной комиссией.

Однако тут стоит иметь в виду, что ставить крестики можно и наугад, а обладая хорошей интуицией набрать баллов больше, чем выпускник, который, обладая бОльшим количеством знаний на деле, просто допустил в данном задании ошибку. А уж насчёт письменной части экзамена и говорить стыдно. Весь 11 год обучения русскому языку сводится к тому, что ученики заучивают некие шаблоны-клише, «позиция автора, свой комментарий, проблематика и т.д», а потом воссоздают их на экзамене. Какой уж тут творческий подход! А сдача экзамена по литературе – одном из видов искусства - в письменном виде – КОЩУНСТВО!

По данным статистики, уровень знаний у школьников с каждым годом всё ниже и ниже. Это происходит из-за того, что в основном в старших классах учителя «натаскивают» своих детей на сдачу экзамена: решение тестов, написание шаблонов-сочинений. А на базовую программу времени не остаётся, хотя многие ВУЗы уже который год трубят о том, что первокурсники должны знать «базу», иначе дальнейшее их обучение – коту под хвост!

Оглядываясь на советскую систему образования, лишь немногие хотят её вернуть, всё же сдавать по два экзамена в день для каждого вуза – существенный минус. Вывод – необходимо усовершенствовать нынешнюю. Да, видимо придётся смириться с тем, что ЕГЭ никуда не денется, но надо устранять его недостатки. Первые шажки навстречу уже сделаны: во многих предметах вводится устная часть, в тестовых заданиях сокращается тип заданий с выбранным вариантом ответа. Поговаривают и о том, чтобы признать баллы, полученные на ЕГЭ, на всемирной арене образования. Это значит, выпускник получит возможность подавать документы и в зарубежные ВУЗы. Но это лишь незначительная часть того, что можно было бы сделать.

Поживём – увидим. Главное, чтобы через 10 лет мы не услышали «Печально я гляжу на наше поколенье, его грядущее - иль пусто, иль темно..» (М.Ю.Лермонтов)

svetlana_korneva | 25 декабря 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов.