Номаинация:Русская провинция и будущее России.

Номаинация:Русская провинция и будущее России.

SOS: исчезают последние алтайские аборигены

Алтай – несказанная по красоте и щедрости, благословенная земля. Коренные народы этих мест до сих пор считают его началом мира. Люди издавна искали в этих краях легендарное Беловодье – земной рай.

Алтай населяет множество маленьких и больших по численности народов. Есть среди них и кумандинцы, которых сегодня осталось всего полторы тысячи человек.

Моя родина – исконная земля кумандинского народа. Эти роды проживают на Алтае с III века до нашей эры, что записано в китайских хрониках. Согласно легенде, древнее племя приплыло сюда на плотах во время Всемирного потопа. Вода спала , и плоты причалили к вершинам Алтайских гор. Многие из них до сих пор считаются у кумандинцев родовыми: Бабырган, Салоп, Кызыл-Кай, Синюха.

Впервые я узнала о кумандинцах несколько лет назад: в городском краеведческом музее их культуре и традициям посвящена целая экспозиция - около трехсот единиц хранения. С темных фотографий смотрели на меня невысокие люди в пестрых костюмах. Строгие и торжественные лица женщин в кёспеках( бархатных халатах), спокойный взгляд кама - во всем были отголоски великой тайны. От кожаных шаманских бубнов, обветшалых родовых тотемов веяло дикой древностью, вечностью.

По верованиям этой этнической группы, на небе обитают духи – покровители отдельных родов. Их называют «тёс» или «пайна». Главного из них называли «имеющим три шапки священным Бай-Ульгеном. Именно Бай-Ульген, а не Эрлик (хозяин нижнего мира) награждал людей даром шаманства. Ульген же указывал шаману, каким должен быть его бубен, который затем надо было осветить на родовой горе в день летнего солнцестояния. У кумандинцев бытует миф о женитьбе шамана на одной из дочерей Ульгена. В нем рассказывается, как великий шаман Каменек похитил дочь Ульгена и сбежал вместе с ней на землю. Когда она забеременела, Ульген, разгневанный на то, что она вышла замуж за человека среднего мира, трижды пнул ее. После этого она родила троих сыновей. Один из них оказался заикой – Келей, другой – непомерно большим (Кочо), а третий хромым (Курултай). Последний, по предназначению Ульгена, давал кумандинцам великих кузнецов и шаманов. Что касается брата Ульгена – владыки демонических существ и нижнего мира Эрлика, то и тут у кумандинцев есть своя оригинальная легенда, согласно которой первый в мире шаман , самый могучий и сильный, отбросил Эрлика в нижний мир, но в ходе ожесточенной борьбы так и не смог его уничтожить. Поэтому люди вынуждены приносить жертвы не только Ульгену, но и Эрлику.

Посредником между этими двумя полюсами бытия выступал кам или шаман. Период его становления всегда отмечен тяжелым психическим помешательством, так называемой «шаманской болезнью», когда происходит тотальная трансформация всего существа будущего шамана. По свидетельству самих шаманов, духи-тёси раздирают их тело, ища что-то вроде «лишней кости» – места сосредоточения духа проходящего инициацию страдальца. После ее нахождения шаман пожизненно приобретает духов – помощников и вместе с ними свои способности: он принужден ими время от времени производить камлание – это его дар и одновременно проклятие. Основными магическим орудиями шамана являлись колотушка «орбу» и бубен. Кумандинские шаманы пользовались тремя типами бубнов. Один из них, «каным», Давал Ульген через родовую гору Солог, находящуюся близ селенья Турочак. Другой тип кумандинских бубнов назывался «марс». Он имел резную неатропоморфную рукоятку. Бубен «марс» получали от горы Мустаг только те шаманы, которые имели предков из шорских родов. Третий тип кумандинских бубнов назывался «тезим». Его давали родовые горы Солог и Кабак, расположенные вблизи Телецкого озера. Этим бубном нельзя было камлать к Ульгену. Он предназначался для обращения к духам среднего и нижнего миров Антропологический тип кумандинцев, наряду с другими северными этносами алтайцев, выделяется в самостоятельную расовую единицу.

Язык кумандинцев является северным диалектом алтайского языка, входящего в уйгурскую группу тюркских языков. В языке выделяются три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Письменность создана в начале XX века на основе кириллицы, но в настоящее время язык кумандинцев существует только в разговорном виде. Принято выделять верхних (орё куманды) и нижних (алтына куманды) кумандинцев, проживающих соответственно в верхнем и нижнем течении реки Бии. У кумандинцев существуют различные родовые объединения (сеоки): куманды, со/солу, тастар, тоон, чабат/шабат, челей, чедыбер, калар, кузен, керсагал, тонгул, оре-куманды и алтна-куманды.

Кумандинцы сформировались на основе длительных контактов древнего населения и более поздних тюркских групп. До официального вхождения в состав России кумандинцы являлись т. н. «двоеданцами», платившими дань русскому царю и джунгарским правителям.

Самым распространенным у кумандинцев был обряд жертвоприношения лошади («таилга»). Лошадь белой масти приносилась в жертву Ульгену, черной – Эрлику. Первоначально шаман узнавал, угодна ли лошадь Ульгену или нет. Для этого он ставил чашку на спину лошади и ждал, когда она упадет. Если чашка падала вверх дном, то это означало, что жертва не угодна богам. В случае, если чашка падала на дно, обряд продолжали далее. Шаман обходил лошадь несколько раз по кругу, стуча в бубен. Таким образом он ловил «душу» лошади. Затем лошадь уводили в уединенное место к жертвеннику – «таскак», который состоит из четырех березовых столбов и зверски замучивали. Лошадь ставят головой к востоку, чтобы в ее больших глазах отражалось солнце, завязывают рыло. Затем привязывают веревки к каждой ноге, и, положив на спину лошади толстую жердь, растягивают ноги в разные стороны, придавливая жердь к земле. Таким образом ей ломают спину. Все отверстия животного затыкают травой, чтобы кровь не вышла раньше времени. Лошадь продолжает биться в мучительной агонии. Тогда кам берет булку («куруй») и поднося к лошади говорит: «куруй-ляп-ят, куруй-ляп-ят, оп куруй, оп куруй, оп куруй!» это значит: «буду ловить счастье, силу, выходящую с жизнью, на приплод». Затем булку съедает хозяин аила. Уже с замученной лошадит снимают кожу, выдергивают язык. Кожа с головой и копытами называется «байдара». Ее надевают на березовую жердь – «тюкеле». Вблизи жертвенника на западной стороне ставят березовый столб с развилкой на верху, на которую и кладется верхний конец «тюкеле» с байдарою, головой на восток, если жертва предназначена Ульгену, или на запад, если жертва предназначена Эрлику. В заключение всей мистерии мясо несчастной лошади поедалось всем семейством вместе с шаманом.

Осенью, когда собирался урожай, кумандинцы устраивали праздник «Коча-кана», носивший явно эротический характер: по селению ходил ряженый человек в маске из бересты и с длинным фаллосом в руках, изображавший духа Коча-кана. Он останавливался перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева дома обязаны были по обычаю одарить подарками Коча-кана и его спутников. За это им обещалось пополнение семейства и приплод скота. Во время праздника производился ритуальный магический обряд плодородия – молодые девушки селения садились верхом на длинный фаллос Коча-кана: часто обрядовая сторона праздника переходила в свое естественное продолжение : «a posse ad esse».

Со времени вхождения в состав России (XVIII век) и до переписи 1926 года кумандинцы во всех официальных документах значились как самостоятельный народ: их численность составляла более 6,5 тысяч человек. В последующие годы они были лишены этого статуса: часть кумандинцев была отнесена к алтайцам, а некоторые и вовсе были записаны в состав русского, татарского или шорского населения. И лишь в 1993 году кумандинцы официально были отнесены к малочисленным народам Севера. С каждым годом на планете остается все меньше и меньше потомственных представителей кумандинского народа. И еще меньше тех, кто знает и хранит традиции этой древней национальности.

Сегодня в Бийске, Солтонском и Красногорском районах Алтайского края, а также в Республике Алтай проживают немногим более 1500 кумандинцев, при этом только 30% знают свой национальный язык и говорят на нем. В основном это люди старшего поколения. Как исчезающий этнос, кумандинцы по языку занесены в Красную книгу. «Сохранение родной речи – одна из главных проблем, которой мы занимаемся», - рассказала руководитель Совета уполномоченных представителей кумандинцев Алтайского края Валентина Кастаракова. Работа Совета дает результаты: в Бийске, в школах № 15 и 31, ведется факультативное преподавание кумандинского языка. Для этого разработаны программы обучения и специальные пособия, издана «Азбука кумандан». Но в основной массе, если так можно сказать о маленьком народе, немногие из молодых владеют родной речью. Кумандинцы ассимилировали и растворились в более сильной среде и по большей части стали носителями русской культуры и языка.

У современных кумандинцев есть свой большой праздник - традиционный ежегодный фестиваль. Он посвящается Международному дню коренных малочисленных народов. Для разрозненных кумандинцев это возможность пообщаться на родном языке, передать культурные традиции младшему поколению. Фестиваль напоминает семейный праздник, на котором давно не встречавшиеся родственники обмениваются новостями. Мне довелось прошлым летом видеть это яркое действо. К сожалению, традиционный обряд освящения праздника стал уже театрализованным: несколько лет назад ушел из жизни последний кумандинский шаман. Его роль решился примерить на себя бийчанин Владимир Сарачаков. Ударяя колотушко- орбуй, отполированной многими руками предков, в старый бубен, он признался присутствующим: «Простому человеку камлать запрещено, можно разгневать духов – они нашлют болезни и неудачи. Поэтому мы даже бубен разрисовывать не стали». А после обряда была настоящая радость: на красивом гортанном языке звучали старые песни народа, уходящего корнями в саму вечность. Женщины пели об истории кумандинских родов, о красоте Хан – Алтая, о батырах и красавицах, о любви к родной земле. Потом не было отбоя от желающих показать в состязаниях молодецкую удаль. Национальные игры – борьба куреш, состязание кудерге таш, в котором участникам нужно поднять на определенную высоту трехпудовый камень, шель таш – метание глыбы дальше противника – всегда собирают немало зрителей. Поистине волшебное зрелище открылось каждому, когда во время конских состязаний над зеленой травой горного распадка словно парили прекрасные кони с всадниками на спинах. Вечером гости собрались за большим столом. Любимое кушанье у кумандинцев - казан - тертег. Рецепт его приготовления бережно передается из поколения в поколение: кусочки нежного теста варят в медном котле с молодой кониной и подают с жиром, бульоном и деликатесным мясом. На празднике казан - тертег готовили под присмотром одной из старейших жительниц Красногорского района Лидии Кукоевой. Помешивая варево, кумандинка что-то быстро приговаривала на родном языке. Но это было понятно только посвященным. Интересно, что свежее мясо для свадеб и праздников кумандинцы стараются разделывать без ножей, чтобы молодые и их гости жили в мире и согласии и в семьях царили любовь и согласие.

Кумандинцы бережно хранят духовное и культурное наследие своих предков. В наши дни в Алтайском крае созданы шесть общественных организаций. В их планах – разработка программ социально-экономического развития коренного малочисленного народа кумандинцев вплоть до 2015 года. Выход из культурного забвения сами кумандинцы видят в открытии собственного культурного центра на Алтае, в развитии этнотуризма. Маленький народ гордится своей многовековой историей и богатейшей культурой, своим опытом добрососедского отношения с другими народами, населяющими современный Алтай, и хочет открыть большому миру свою величайшую душу, хочет показать красоту земли своих предков. Мне очень хочется верить, что кумандинские аборигены не исчезнут окончательно, что не оборвется нить жизни, соединяющая предков и потомков, нить вечности. Всякий народ, большой или мылый, достоин памяти и любви.

bakulina_anna | 2 февраля 2012

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль

На данном информационном ресурсе могут быть опубликованы архивные материалы с упоминанием физических и юридических лиц, включенных Министерством юстиции Российской Федерации в реестр иностранных агентов, а также организаций, признанных экстремистскими и запрещенных на территории Российской Федерации.