Мой голос против - Хочу учиться!
ХОЧУ УЧИТЬСЯ!
В 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, доработанный 15 февраля 2011 года и вызвавший большой переполох в нашей стране. Хотелось бы разобраться, что он из себя представляет и зачем он нужен.
Чтобы не быть голословном, я не поленился и изучил указанный выше документ. В одном из первых абзацев вы найдёте такую фразу : “ Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе требования к соотнесению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования, позволяющего обучающимся получить подготовку, необходимую и достаточную для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации”.
Из этого нагромождения фраз и терминов видно, что ничего радикально нового стандарт не вносит. Но если читать дальше, то можно увидеть, что это не так. Вернее не совсем так. Многие, казалось бы “положительные” моменты уже есть в классической программе образования, зато большинство нововведений не то что бы использовать, понять трудно. Так, например, удивляет то, что в список предметов включены предметы для изучения на базовом уровне! Но ведь базу проходят в младшей и 5-6 классах средней школах. Зачем старшеклассникам заново проходить то, что они и так знают!
Не менее странно выглядит список естественных наук: “естествознание” (интегрированный уровень), “физика” (базовый или профильный уровень), “химия” (базовый или профильный уровень), “биология” (базовый или профильный уровень), “экология” (базовый уровень). Как из всего этого выбрать две дисциплины для изучения?! Но, пожалуй, одним из самых странных казусов стандарта является такой предмет как “Россия в мире”. Дело в том, что это “нечто” представляет из себя “сборную солянку” из географии, истории, обществознания и т.д. Составители пишут, что этот предмет призван сформировать представления о целостном, многоаспектном образе России в разные исторические периоды на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологи и пр. Но проблема в том, что изучать такой предмет невыгодно. Ведь те, кто не хочет им заниматься, будут попросту тратить учебное время (раз уж стандарт подразумевает выбор предметов), а тем, кто хочет заниматься общественными дисциплинами, этого будет мало, для успешной сдачи ЕГЭ и последующего поступления.
Вторым нежелательным обобщением является такой обязательный предмет как “Индивидуальный проект”. Приведу выдержку из текста: “Индивидуальный проект, представляющий собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов, должен обеспечить приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретённых знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности(познавательной, конструктивной, социальной, художественно-творческой, иной)”. Но ведь всё описанное выше и так уже существовало в образовательном процессе, с той лишь разницей, что им занимались действительно заинтересованные в нём учащиеся, а не все подряд. Значит в учебной программе появится ещё один невостребованный предмет.
Что касается физкультуры и ОБЖ, то в этом случае я даже частично согласен с разработчиками. Они являются необходимыми предметами, но вот заменять ими другие, сокращая их учебные планы, не следовало бы.
Итак, подведу промежуточный итог. Стандарт—это мне, как обучающемуся, ненужная, для участников образовательного процесса—недоработанная, а в целом для общества—непонятно зачем придуманная программа. Так могло показаться людям, не дочитавшим до конца мою статью. А потому, не спешите бежать с ней в правительство. Хотя стандарт сильно недоработан, в нём всё же есть здравые мысли. Например, достаточно хорошо продумана материально-техническая его часть, где описываются требования к оснащению образовательных учреждений.
Что же, я хочу подвести окончательный итог. Так зачем же нужен стандарт, какие у него “плюсы” и “минусы”, и зачем вообще его ввели, если ещё с другими реформами не определились? Судя по тому, о чём я рассуждал выше, стандарт направлен не на улучшение образовательного уровня граждан страны, а скорее наоборот, на упрощение и усреднение. Если заглянуть в историю мы можем найти много примеров, когда необдуманные реформы приводили к волнениям и даже революциям. И уж если мы обратились к истории, то можно сравнить наших “реформаторов”, стремящихся европеизировать страну и ввести капитализм, с Петром I. Только он “убирал” ненужное и устаревшее, а они выдирают с корнем устоявшиеся традиции, не лишённые смысла. Не думаю, что выращивая из молодых людей сильные, недостаточно образованные и, в связи с этим, легкоуправляемые личности, кто-то пытается принизить будущую роль нашей страны в мире, ведь это на руку нашим внешним недоброжелателям. Тогда остаётся другой ответ—это нужно нашим промышленникам, так как большинство выпускников школ будут отрезаны от возможности продолжить своё образование в высших учебных заведениях результатами ЕГЭ по предметам, не входящим в список основных образовательных программ, а это значит, что единственным путём их профессионального образования станут профессиональные училища и лицеи, в лучшем случае средние специальные технические учебные заведения.
Ярослав Семёнов