Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения
Учебное пособие. — СПб: Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, 2015
Пособие раскрывает специфику аудиовизуального произведения, выявляет ресурсы изобразительных и звуковых средств, помогает постичь законы восприятия изображения и звука и, соответственно, правила и приемы создания профессионального экранного продукта.
Пособие адресовано студентам, специализирующимся по телевизионной журналистике, режиссуре кино и телевидения и другим видам экранного творчества.
Оглавление
Введение ................................................................................................ 8
Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА
1.1. От кинопленки к цифровой записи .............................................. 11
1.2. Взаимодействие технологического и эстетического аспектов ......... 18
Экранное изображение: технологический и эстетический
аспекты .................................................................................. 18
Звук: технологический и эстетический аспекты ....................... 24
1.3. Новые технологии и новая экранная эстетика ............................ 26
Вопросы для самоконтроля ................................................................. 33
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
ЭКРАННОГО ИЗОБРаЖЕНИЯ
2.1. Взаимодействие информации семантического и эстетиче-
ского характера .............................................................................. 35
2.2. Роль контекста в восприятии экранного изображения ............... 39
Специфика экранного изображения ......................................... 39
Распознание объекта на экране ................................................. 41
Вопросы для самоконтроля ........................................................ 44
Глава 3. СВЕТОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ
ЭКРАННОГО ПРоИЗВЕДЕНИЯ
3.1. Свет как формообразующий компонент экранного изобра-
жения .............................................................................................. 45
Свет и тень .................................................................................. 45
Некоторые способы выразительного освещения ...................... 48
Световое решение ................................................................. 52
Динамический свет ............................................................... 54
Освещение объекта и фона ................................................... 55
Свет реалистический и эмоционально-психологический .... 55
3.2. Информация, которую несет цвет ................................................. 58
Восприятие цвета в жизни и на экране ................................. 63
Эстетика и символика цвета ................................................. 70
Вопросы для самоконтроля ................................................................. 74
Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКРАННОГО ПРОСТРАНСТВА
4.1. Пространство кадра ................................................................. 75
Масштаб изображения ............................................................... 75
Рамки кадра и композиция ........................................................ 82
Расширение экранного пространства ....................................... 89
Съемка с движения .................................................................... 90
Создание иллюзии глубины экранного пространства .............. 96
Линейная перспектива .............................................................. 97
Ракурс ......................................................................................... 99
Использование оптики для трансформации линейной пер-
спективы .................................................................................. 100
Использование вариообъективов ........................................... 103
Творческое использование оптических сред ........................... 106
Другие виды перспективы, создающие иллюзию глубины
пространства ........................................................................ 108
Тональная перспектива ....................................................... 108
Оптическая перспектива ..................................................... 111
Динамическая перспектива ................................................ 112
4.2. Монтаж как способ организации экранного пространства ........113
Экранное время ........................................................................ 119
Смещение пространственных и временных характеристик ... 124
Вопросы для самоконтроля ............................................................... 128
Глава 5. ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ ЭКРАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
5.1. Информация, которую несет звук .............................................. 130
5.2. Характеристики звука ................................................................ 131
5.3. Общие закономерности восприятия звука ................................ 136
Процесс распознавания звука .................................................. 141
Слуховая избирательность ...................................................... 142
Переключение слухового внимания ........................................ 142
Различение речи ....................................................................... 143
Адаптация к уровню громкости ............................................... 143
5.4. Особенности восприятия экранного звука ................................ 145
5.5. Техника звукозаписи .................................................................. 150
Работа с микрофоном ............................................................... 152
Крупность звукового плана ...................................................... 156
Запись речи .............................................................................. 157
Работа с микрофоном на натуре .............................................. 158
Запись в интерьерах ................................................................. 159
5.6. Звук как часть художественно-образной структуры экран-
ного произведения ........................................................................ 160
Речь ........................................................................................... 164
Синхроны в кино- и теледокументалистике ............................ 166
Запись синхронов при съемке скрытой камерой .................... 168
Запись звука при съемке привычной камерой ....................... 171
Шумы ........................................................................................ 172
Музыка ..................................................................................... 180
Запись хора ............................................................................... 182
Съемка под фонограмму .......................................................... 183
Музыкальный лейтмотив ......................................................... 184
Тишина ..................................................................................... 184
Вопросы для самоконтроля ............................................................... 187
Глава 6. ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО РЯДА
6.1. Изображение и звук ................................................................ 188
6.2. Монтажно-тонировочный период ......................................... 192
6.3. Технология создания звуковой партитуры ............................ 198
Музыкальное оформление ....................................................... 199
Работа с внутрикадровым и закадровым текстами ................... 202
Синхронность и асинхронность .............................................. 204
Понятие звукозрительного контрапункта ............................... 205
Совмещенная фонограмма ...................................................... 206
Перезапись ............................................................................... 207
Влияние фоновых звуков на восприятие речи ......................... 208
Вопросы для самоконтроля ............................................................... 210
Приложение. Практические советы по технологии съемки и мон-
тажа ................................................................................................. 212
Словарь терминов ............................................................................. 224
Рекомендуемая литература ............................................................... 233
Использованная литература ............................................................. 235
Виталий Федорович Познин — по профессии режиссер и оператор. Участвовал в создании более 20 документальных и научно-познавательных фильмов. Пластическому решению экранного произведения посвящены его монографии «Аудиовизуальный продукт: технология и творчество», «Экранное пространство и время: психология восприятия», а также написанные в соавторстве книги «Создание фильма на компьютере. Технология и творчество», «Основы режиссуры мультимедиа-программ» «Искусство мультимедиа» и серия статей в журналах «Вестник ВГИК», «Техника и технология кино», «Искусство в школе».