Балашова Ю. Б. «Очерки истории научно-популярной журналистики XX века»
Учебник. — Москва : ФЛИНТА, 2023. — 80 с.
ISBN 978-5-9765-5220-3
Рецензенты: д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой истории литературы и журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Е. И. Орлова; д-р филол. наук, проф., зав. кафедрой истории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Л П. Громова
В учебнике воссоздаётся краткая обзорная история научно-популярной журналистики XX века. «Научпоп» понимается широко: не только как типология научно-познавательных СМИ или научно-публицистическое творчество отдельных учёных, либо журналистов, но в аспекте взаимодействия с важнейшими институтами общества— наукой, образованием, культурой — как общая система медиатизации знаний. В богатой истории отечественного научного просветительства XX века выделяются следующие основные исторические отрезки: рубеж XIX—XX веков, 1920—1930-е и 1960—1970-е годы. Каждый из обозначенных этапов связан с определёнными особенностями развития научно-популярной журналистики.
Для магистрантов, аспирантов, специалистов, обучающихся по образовательной программе «Журналистика», а также всех интересующихся популярной наукой и культурой XX века.
Предисловие
Подобно тому как на всём протяжении существования российской культуры литературное моделирование мира замещало социальное, сегодня популярная наука, в принципе, стремится обрести качество подобного конституирующего элемента. Однако необходимо иметь в виду, что российская история циклична и возрождение субстратных элементов национальной идентичности, к которым относится наука в её общественном выражении, с неизбежностью актуализирует прошедшие проверку временем модели.
Исторический опыт свидетельствует о значительном интересе российской аудитории, потенциальных «русских Кулибиных» к научному познанию и творчеству. В этой связи достаточно вспомнить биографии М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, К. Э. Циолковского и других крупнейших русских учёных, для которых благодаря научному творчеству оказались открыты в том числе социальные лифты. Одновременно развитие науки всегда было неотделимо от научного просвещения.
На протяжении XX в. в Российской империи, а затем в СССР сложилась уникальная система популярной науки, не дублирующая западную практику. В условиях современных вызовов очевидна необходимость возрождения и имплементации этой прошедшей испытание временем практики взаимосвязи науки и общества, принимая во внимание Десятилетие науки и технологий. Современный процесс популяризации знаний развивается непросто, учитывая основные проблемные моменты: 1) отсутствие у значительной части СМИ универсального типа интереса к повседневной научной повестке, не создающей, с редакторской точки зрения, инфоповодов, 2) приоритетное внимание СМИ к околонаучной проблематике (в диапазоне: «скандалы — интриги»), 3) нехватку квалифицированных научных журналистов, 4) невысокий уровень вовлечённости учёных в научные коммуникации с внешней аудиторией. По контрасту, в советское время ситуация выглядела противоположной: популяризация науки вменялась учёным в качестве общественного долга; затруднительно найти какой-либо пример общесоюзной печатной прессы 1960—1970-х годов, где не было бы полноценного отдела науки или отдельных материалов; сложился своеобразный пул советских научных журналистов высочайшей квалификации (пришедших в профессию и из науки, и из журналистики).
Если представления Джона Хоргана о «конце науки» временами угрожающе напоминают реальность, то в такой тяготеющей к синкретизму стране, как Россия, научная популяризация неизменно оказывается разновидностью широкого просветительства и выполняет миссию развития мировоззрения аудитории.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...... 3
Глава 1. Варианты подхода к истории научной популяризации ...... 5
Глава 2. Научно-популярная пресса начала XX века в социокультурном контексте ...... 12
Глава 3. Авангардная наука и научные коммуникации 1920-х годов ...... 40
Глава 4. Многообразие каналов медиатизации знаний в СССР ...... 58
Литература ...... 74
Вопросы для самоконтроля по теме «Популяризация науки в СССР» ...... 76