Отчет о заседании учебно-методической секции по направлению «Реклама и связи с общественностью». 28 октября 2014 года
На заседании присутствовали: В. А. Ачкасова (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», бакалавриат), С. Н. Большаков (руководитель образовательной программы «Реклама и связи с общественностью», магистратура), Д. П. Гавра (зав. каф. СОвБ), Г. К. Панкова (Центр информационного обеспечения), А. С. Пую (директор Института), Л. Г. Фещенко (председатель комиссии), Д. П. Шишкин (СОвБ).
Отсутствовали: А. Ю. Дорский (СОвПиГУ), И. И. Скрипюк (Р).
Повестка дня
1. О формировании заявок на спецдисциплины.
2. О проведении анкетирования для разработки стратегии развития образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».
ОБСУЖДЕНИЕ
1. О формировании заявок на спецдисциплины.
Предлагаемая для обсуждения позиция:
1) выбор спецдисциплины не связан с профилем обучения по образовательной программе;
2) выбор ВКР бакалавра и специалиста не связан с профилем (во-первых, выпускающих кафедр больше, чем кафедр профилизации, – в Институте два профиля на 4 кафедры по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью», три профиля на очной форме и 4 профиля на очно-заочной форме на 7 кафедр по образовательной программе «Журналистика»);
3) подготовка по профилю ведется в рамках профессиональных дисциплин;
4) выбор спецдисциплины может быть использован обучающимся для углубленной подготовки по профилю, может быть использован для подготовки к ВКР, может просто отвечать иным научным или профессиональным интересам студента (необходимо помнить, что распределение на профили происходит в 4 семестре, когда мотивация бывает недостаточно продуманной, но даже если студент осознал ошибочность сделанного выбора, сменить профиль подготовки уже нельзя).
То есть выбор спецдисциплины, профиля и ВКР бакалавра не связаны друг с другом.
Этот принцип давно соблюдается на факультете журналистики, где студенты выбирают СК или СС, а потом и кафедру, на которой будут готовить ВКР, без ограничения по профилю.
На факультете прикладных коммуникаций сложилась иная практика.
Еще один блок важных вопросов связан с тем, кто может предлагать курсы по выбору студентам. Есть безусловная логика в том, что специальные дисциплины – это прерогатива штатных преподавателей, обеспечивающих реализацию подготовки по образовательной программе, потому что именно спецдисциплины являются связующим звеном между учебной и научной работой НПР, показывая индивидуальные и в совокупности заявок коллективные научные интересы.
На сайте размещены аннотации спецдисциплин с 2011-2012 уч.года, в отличие от УММ они не убираются в архив и всегда находятся в активном пользовании. Количество просмотров очень велико. Аннотации спецкурсов и спецсеминаров давно воспринимается и студентами, и коллегами (преподавателями нашего Института и других вузов) как один из важнейших методический ресурс нашего сайта. Все вместе (и аннотации, и организация записи, и свобода выбора) – одно из важных достижений методической работы в Институте.
Вопрос формирования заявок на спецдисциплины обсуждается на Ученом совете дважды – сначала по результатам поданных заявок, а потом уже на основании аннотаций.
Д. П. Гавра сказал, что не видит катастрофы в отказе от «крепостного права», по меньшей мере применительно к формированию заявок на спецдисциплины. А вот о квотировании на распределение ВКР предложил подумать, хотя бы на переходный период. Иначе отрыв от профиля может стать очень существенным.
В. А. Ачкасова отметила, что спецкурсы и спецсеминары позволяют сделать профильную подготовку более углубленной, основательной (да и вопрос нагрузки нельзя не учитывать). Хотя, с другой стороны, правильный и системный выбор спецдисицплин может обеспечить студенту дополнительное, уже индивидуальное «профилирование».
В обсуждении элективных дисциплин С. Н. Большаков предложил радикальный подход, поставив под сомнение саму их целесообразность и указав на необходимость сосредоточить внимание на преподавании не того, что знаем, а того, что понадобится выпускнику в реальной профессиональной практике.
Г. К. Панкова напомнила, что студенты не только привыкли к доступности и объему информации при организации записи на спецдисциплины, но и активно обсуждают качество самих аннотаций и возможные расхождения обещаний, сформированных в аннотировании курса, и реальной реализации дисциплины.
Подводя итоги, А. С. Пую отметил полезность и содержательность проведенного обсуждения. Поддержав базовые принципы и повторив, что в решении этого вопроса эти принципы должны быть едины для обеих программ Института, А. С. Пую тоже обратил внимание на то, какую ответственность берут на себя преподаватели, объявляющие авторские курсы – и в подготовке аннотаций, и в реализации объявленных спецкурсов и спецсеминаров.
Постановили:
Предложить студентам, обучающимся по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью», выбор спецкурсов и спецсеминаров без ограничения по профилю обучения.
Рекомендовать всем кафедрам проявить максимальную активность в формировании заявок на спецкурсы и спецсеминары. Но надо учитывать, что один преподаватель может объявить только один спецкурс и один спецсеминар.
Просить коллег подумать об обновлении тематики спецдисциплин.
Заявки должны быть готовы к 5 ноября 2014 года.
Рассмотреть на заседании учебно-методической комиссии 11 ноября вопрос о подготовке заявок на спецдисциплины.
Проинформировать Ученый совет о проведенной работе.
2. О проведении анкетирования для разработки стратегии развития образовательной программы «Реклама и связи с общественностью».
О необходимости перехода к письменной форме итогового государственного экзамена по рекламе и связям с общественностью речь шла неоднократно. Уже год заморожен проект профессионального досье по рекламе и связям с общественностью (отчасти этому вопросу был посвящен семинар - http://jf.spbu.ru/actions/4846.html).
При этом очевидно, что обучающиеся по этой образовательной программе должны иметь если не профессиональное досье, то хотя бы портфолио (творческое досье).
Но в любом случае вопрос требует коллективного обсуждения.
Поэтому предлагается провести анкетирование членов нашего трудового коллектива по вопросам, имеющим важное значение для развития образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» и Института в целом.
Хорошо, если, заполняя анкету, коллеги смогут прокомментировать свою позицию по тому или иному вопросу.
Анкетирование анонимное (если для кого-то это важно).
Заполненные анкеты можно прислать на электронный адрес учебно-методической комиссии, можно передать в комиссию в распечатанном виде.
Основные вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Считаете ли Вы целесообразным проведение Итогового государственного экзамена по образовательной программе «Реклама и связи с общественностью» в письменной форме?
Важно иметь в виду, что при положительном решении этого вопроса письменная форма экзамена будет введена с 2019 года (учебный план бакалавриата 2015 года набора). Но даже при такой удаленной перспективе изменения в учебный план должны быть внесены в этом календарном году, то есть до 31 декабря 2014 года.
2. Считаете ли Вы целесообразным включение в учебный план образовательной программы «Реклама и связи с общественностью» (бакалавриат) дисциплины «Профессиональное досье»?
Профессиональное досье – формируемый и контролируемый на протяжении всего периода обучения комплексный документ, демонстрирующий практическое освоение компетенций в рамках отчетности по промежуточной аттестации (учебные дисциплины 1-8 / 1-10 семестров обучения, включая практики). В отдельный раздел профессионального досье входят внеаудиторные авторские работы по направлению подготовки.
Творческое досье (или портфолио) формируется бессистемно и включает все, чем располагает и может похвастаться автор из профессиональных наработок и творческих достижений.
За образец может быть взят опыт факультета журналистики и разработанное на факультете Положение о профессиональном досье (http://jf.spbu.ru/profdosie/).
Если коллектив примет положительное решение, первая аттестация по дисциплине «Профессиональное досье» будет также проводиться только в 2019 году. Но программа дисциплины и включение ее в учебный план должны быть сделаны до конца 2014 года.
При этом в программах всех дисциплин учебного плана должны быть зафиксированы виды учебных работ, выполнение которых обязательно для заполнения профессионального досье и входит в промежуточную аттестацию по дисциплине. Список и характеристика этих работ (заданий) определяет основную часть профессионального досье.
Вторая часть профессионального досье – отчеты о практиках. Третья часть – внеучебные работы. Четвертая часть – награды.
Таким образом, формирование профессионального досье наших студентов начнется уже в 1 семестре 2015-2016 учебного года.
При заполнении этой части анкеты целесообразно уточнить, какие проблемы и трудности кажутся создающими препятствия для перехода к профессиональному досье и есть ли какие-то конкретные предложения по их преодолению.
3. При любом ответе на вопрос о введении профессионального досье в учебный план подготовки по рекламе и связям с общественностью можно начать работу по формированию портфолио в инициативном порядке.
В таком случае работа коллектива и заведующих кафедрами должна заключаться в том, чтобы регулярно напоминать студентам о необходимости комплектования творческого досье (портфолио). Контроль за подготовкой творческого досье может быть включен в промежуточную аттестацию по одной или нескольким из профессиональных дисциплин.
Таким образом, подготовка профессионального досье и портфолио (творческого досье) могут идти параллельно. То есть на оба вопроса можно ответить положительно.
Сам вопрос звучит так: «Считаете ли Вы необходимым проведение работы в форме консультаций по свободному формированию студентами их портфолио (творческого досье)»?
Постановили:
Утвердить содержание анкеты.
Провести анкетирование НПР факультета прикладных коммуникаций в указанные сроки.
Л. Г. Фещенко, предс. учебно-методической комиссии