Отчет о заседании 24 сентября 2013 года

Отчет о заседании 24 сентября 2013 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), К. И. Щербатых (секретарь комиссии).

Приняли участие в обсуждении Положения об учебной газете: Е. А. Королев (редактор учебной газеты, автор новой редакции Положения об учебной газете), М. А. Бережная (ТРЖ), В. Д. Бертельс (МИТ), А. В. Ершова (ПП), Б. Я. Мисонжников (ПП), К. Р. Нигматуллина (ПП), О. Л. Тульсанова (отдел профессиональной практики), А. Б. Федорова (МИТ).

Повестка дня

1.    Положение об учебной газете.

2.    Анализ тем магистерских диссертаций.

3.    О плане ОЛ и ПЛ на 1 семестр 2013-2014 уч.г.

4.    Положение о премиях за педагогическое мастерство факультета журналистики ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета (о подготовке новой редакции) и о процедуре выдвижения кандидатур на конкурс педагогического мастерства ФЖ ВШЖиМК.

5.    О выдвижении кандидатур на конкурс педагогического мастерства СПбГУ.

6.    О подготовке программ по спецдисциплинам, правилах и процедуре рецензирования.

7.    Разное:

- О смене научного руководителя магистрантов А. В. Кропанева и Н. В. Гарниной.

- О рецензировании РПУД по практикам.

- О программе педагогической практики в аспирантуре.

ОБСУЖДЕНИЕ

1.    Положение об учебной газете

Автор новой редакции Положения об учебной газете Е. А. Королёв.

Рецензенты: А. Ю. Быков, А. Н. Тепляшина, А. В. Якунин.

В обсуждении Положения об учебной газете приняли участие все члены учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК и гости, пришедшие на открытое заседание учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК: Е. А. Королев (ТЖиМК), М. А. Бережная (ТРЖ), В. Д. Бертельс (МИТ), А. В. Ершова (ПП), Б. Я. Мисонжников (ПП), К. Р. Нигматуллина (ПП), О. Л. Тульсанова (отдел профессиональной практики), А. Б. Федорова (МИТ).

Заочно высказали свое мнение о документе В. И. Коньков (РК) и С. С. Бодрунова (МИТ).

Всем проявившим внимание к такому важному для всех нас локальному нормативному акту огромное спасибо!

Е. А. Королёв: Положение об учебной газете скорее дополнено, так как за основу взято действующее Положение.

Два важных момента. В учебной газете перестали писать на свободные темы. Задания даются на конкретную тематику редактором. В результате в газете стали выходить серьезные материалы.

Второе изменение – предлагается ввести дисциплину «Учебная газета» еще и на втором курсе. Будем издавать газету больше, чем два раза в семестр. Надеюсь, удастся работать в двух семестрах.

Проект положения разработан главным редактором учебной газеты Е. А. Королевым на основе действующего положения, подготовленного кафедрой периодической печати ФЖ СПбГУ

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОЙ ГАЗЕТЕ
факультета журналистики Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета

1. Общие положения

1.1. Редакция газеты организуется на базе факультета и располагается в одной из аудиторий.

1.2. Издание выходит регулярно с 17 ноября 1960 года.

1.3. Газета является составной частью учебного процесса, публикации в газете приравниваются к сдаче зачета по дисциплине «Выпуск учебной газеты» на 1 курсе очной и очно-заочной форм обучения направления «Журналистика» (2 семестр), на 2 курсе очной и очно-заочной форм обучения направления «Журналистика» (3 семестр).

1.4. Учебная газета адресована студентам, абитуриентам и сотрудникам факультета журналистики СПбГУ, предоставляет достоверную и актуальную информацию об актуальных и важных городских событиях.

1.5. На 1 курсе каждая студенческая группа выпускает один номер в семестр в соответствии с тематическим заданием, полученным от главного редактора (городская газета).

Номер готовится в течение семестра в соответствии с графиком.

1.6. На 2 курсе каждая студенческая группа выпускает два номера в семестр. Номер готовится в течение недели под руководством главного редактора (верстка под руководством преподавателя кафедры медиадизайна и информационных технологий). В четверг, пятницу и понедельник группа распределяет обязанности, планирует номер, готовит макет издания, собирает информацию. В понедельник и вторник группа студентов по направлению «Визуальная журналистика» верстает номер. Номер появляется на факультете утром в среду.

В течение семестра каждая группа выпускает по два номера учебной газеты. Газету готовят 8 групп, выпуская всего в семестр 16 газет. Процесс верстки в течение семестра осуществляют студенты 3-го курса по направлению «Визуальная журналистика». Для последних в расписании занятий предусматривается практические часы в понедельник и вторник.

2. Цели и задачи газеты

2.1. Основные цели выпуска газеты:

- учебная практика студентов в качестве корреспондентов, редакторов, дизайнеров, фотографов и корректоров в редакции;

- обучение навыкам сбора информации, работы с источниками информации;

- подготовка студентов к условиям работы в редакции средства массовой информации.

2.2. Основные задачи редакции газеты:

- разработка содержательно-тематической и композиционно-графической модели газеты;

- регулярное и профессиональное освещение городских событий;

- развитие и стимулирование студенческой активности, осуществление обратной связи между студентами и сотрудниками факультета;

- приобретение студентами практических навыков в написании текстов различных жанров, их редактировании, корректуре, в создании, выборе и обработке иллюстраций.

3. Организационная структура газеты

3.1. Общее руководство, координация и контроль над деятельностью газеты осуществляется главным редактором, назначенным на эту должность деканом факультета журналистики ВШЖиМК из числа сотрудников факультета.

Главный редактор газеты обеспечивает координацию всего цикла работ по комплектованию каждого номера газеты, рецензированию материалов, их редактированию, печатанию и распространению, а также контролирует соответствие номеров общей концепции газеты, Положению об учебной газете факультета журналистики и его приложениям, творческий уровень подготовленных студентами материалов; визирует каждый номер газеты; определяет тематическую направленность газеты, распределяя задания по студенческим группам.

В функции главного редактора также входит: тематическое планирование номеров в течение семестра, контроль над следованием тематическому плану и сроками сдачи материалов, координационная работа с выпускающими редакторами, общее руководство штатом редакции (верстальщик, ответственный секретарь/корректор), проведение регулярных планерок в рамках занятий.

3.2. Руководство текущим номером газеты на 1 курсе осуществляется выпускающим редактором из числа преподавателей факультета, в рамках дисциплины «Выпуск учебной газеты» в течение семестра.

Ответственный за выпуск номера контролирует поступление и обработку материалов, определяет оптимальные сроки допечатной подготовки статей и выпуска газеты.

Выпускающий редактор выполняет рекомендации главного редактора и следует общей концепции, зафиксированной в настоящем Положении.

3.3. Информационное наполнение газеты осуществляется студентами и преподавателями под руководством выпускающего редактора текущего номера и главного редактора учебной газеты.

3.4. Набор текстов, корректура, подготовка и отбор иллюстраций осуществляется силами студентов, преподавателей и абитуриентов, участвующих в подготовке номера газеты, а также штатным корректором газеты, назначенным на должность из числа преподавателей факультета. Верстка, обработка фотографий и подготовка номера к печати осуществляется штатным сотрудником факультета, назначенным на должность верстальщика учебной газеты.

3.5. Учебная газета дублируется в электронном виде на отдельной странице на сайте факультета журналистики ВШЖиМК (http://jf.spbu.ru/2x2/). Наполнение страницы, ее поддержание и техническое сопровождение осуществляется главным редактором газеты.

3.6. Не реже 1 раза в месяц проводятся редакционные собрания с обзором опубликованных материалов в открытом режиме. Для этого на первом курсе раз в неделю проводятся общие занятия всех групп, на которых студенты вместе с преподавателями обсуждают выпущенные в свет номера.

4. Периодичность, тираж, формат и распространение газеты

4.1. Периодичность выхода газеты зависит от количества групп, занимающихся выпуском в течение семестра. Газета выпускается с сентября по июнь еженедельно.

4.2. Тираж газеты – 100 экземпляров.

4.3. Формат газеты – 8 полос А3, печать офсетная, черно-белая.

4. 4. Газета распространяется бесплатно среди студентов и сотрудников Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций. Номера газеты выкладываются на специальной стойке на первом этаже Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

5. Материальное обеспечение газеты

5.1. Деятельность газеты осуществляется на оборудовании и имуществе, находящемся на балансе факультета журналистики СПбГУ.

5.2. Финансирование издания газеты осуществляется из внебюджетных средств факультета.

5.3. Ликвидация и реорганизация газеты осуществляется распоряжением декана факультета журналистики СПбГУ.

Приложение 1.

Специальные выпуски номеров могут быть приурочены к следующим мероприятиям:

- День российской печати (январь)

- День открытых дверей (март, октябрь)

- Конференция «Молодые исследователи» (март)

- Международная конференция «СМИ в современном мире» (апрель)

- День победы (май)

- День PR (ноябрь)

- Спецвыпуски тематические (по просьбам подразделений факультета).

РЕЦЕНЗИЯ
на проект Положения об учебной газете
факультета журналистики
Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета

Предложенный Проект составлен на основе Положения, принятого кафедрой периодической печати. Идея о необходимости обновления действующего документа заслуживает поддержки в силу изменившихся требований к выпускникам факультета журналистики, корректировки учебных программ, трансформации представлений о модели современного издания.

Следует отметить, что Проект вобрал в себя немало тезисов из ранее принятого Положения: в нем прописаны схожие цели и задачи редакции, ее организационная структура, заимствован ряд тезисов о материальном обеспечении газеты. Новаторскими являются разделы, касающиеся графика выхода, периодичности издания, студентах, задействованных в его подготовке (Раздел 1 «Общие положения»), тематики газеты (Приложение 1).

Новый Проект преследует цель более активного привлечения студентов 1 и 2 курсов к журналистской практике на уровне учебных занятий (увеличивается интенсивность работы студентов и преподавателей, увеличивается предполагаемое количество номеров издания). Этот посыл вполне отвечает современным потребностям журналистского образования.

Вместе с тем необходимо указать на некоторые дискуссионные аспекты представленного Проекта.

1. Одно из основных замечаний – отсутствие внятной модели обновленной учебной газеты. В существующем Положении данный вопрос был проработан более основательно. Здесь прописана содержательная направленность постоянных и нерегулярных полос, перечислены основные рубрики, представлена иная информация. В предложенном Проекте данная информация изъята.

Возможно, недостаточно проработанная концепция издания является причиной противоречивости отдельных тезисов документа. Например, в пунктах 1.4 и 1.5 Проекта неоднократно указывается на городской формат издания (газета «предоставляет достоверную и актуальную информацию об актуальных и важных городских событиях», отмечается, что это именно «городская газета»). Вместе с тем, аудитория издания ограничивается студентами, абитуриентами и сотрудниками факультета журналистики СПбГУ (п. 1.4,), соответственно оговариваются особенности ее распространения – бесплатно среди студентов и сотрудников Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (п. 4.4).

Несмотря на то что отсутствие жестких требований к структуре издания, к оформлению и содержанию дает широкий простор для реализации творческих возможностей, думается, некоторые концептуальные позиции все же должны быть прописаны (структура издания, требования к материалам и т.д.).

2. В новом Проекте, возможно, имеет смысл учесть специфику подготовки студентов по профилю «Международная журналистика». При изучении ряда дисциплин на 1 и 2 курсах студенты этого профиля уже получают знания об особенностях профессии журналиста-международника, о работе с международной информацией. Будет неплохо, если эти знания окажется возможным закрепить при работе над номером учебной газеты.

3. Требуют уточнения либо более широкого толкования некоторые частные формулировки Проекта:

- в пункте 3.2. слово «статей» лучше заменить на «материалы»;

- в пункте 4.3 не регламентировать строго, что печать газеты – черно-белая.

Представляется также разумным согласиться с предложением коллег, которое возникло в ходе заочного обсуждения Проекта на кафедре международной журналистики: дополнить документ пунктом о конкурсе учебных газет (предложение А. С. Смоляровой).

В целом предложенный Проект рекомендуется принять за основу и доработать с учетом высказанных замечаний и предложений.

Доцент кафедры международной журналистики А. Ю. Быков

23 сентября 2013 г.

РЕЦЕНЗИЯ
на проект локального документа
«Положение об учебной газете» факультета журналистики
Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета

Актуальность разработки нового «Положения об учебной газете» не вызывает сомнения.

Проект подготовлен тщательно, охватывает практически все направления деятельности учебного СМИ.

Однако имеется ряд недочетов.

1.    Следует указать, что газета организуется на базе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, поскольку ряд номеров традиционно готовится студентами направления «Реклама и связи с общественностью».

2.    В п.1.3. некорректно указано название дисциплины. Следует писать: Выпуск учебной газеты (теле-/радиопередачи).

3.    п.1.4. нужно дополнить: учебная газета в первую очередь должна быть вузовским, а затем уже городским изданием.

4.    п.1.6. Не ясно, сколько часов и в каком семестре требуется на выпуск двух номеров газеты.

5.    Нивелирована роль преподавателя, ведущего практические занятия по дисциплине «Выпуск учебной газеты (теле- радиопередачи).

В целом, проект документа основательно проработан и, с учетом исправления недостатков, может быть рекомендован к утверждению.

Профессор кафедры периодической печати А.Н. Тепляшина

РЕЦЕНЗИЯ
на локальный нормативный акт
«Положение об учебной газете факультета журналистики
Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций
Санкт-Петербургского государственного университета»
Якунина А.В., доцента кафедры медиадизайна
и информационных технологий

Представленная к рецензированию текущая версия «Положения об учебной газете факультета журналистики» в целом создает адекватное и полное представление о концептуальных и организационных аспектах данного издания: о периодичности и статусе публикаций (раздел «Общие положения», п. 1.3), целевой аудитории (там же, п. 1.4), о целях и задачах, решаемых с помощью издания (раздел «Цели и задачи»). Раздел «Организационная структура» содержит достаточно полное описание функционального распределения ролей в редакционном процессе учебного СМИ (п.3.4), представляя технологический цикл производства номера в последовательности этапов «набор – корректура – бильд-редактирование – печать».

В то же время необходимо отметить уязвимость данной версии документа с точки зрения регламента визуального оформления, играющего немалую роль в идентификации издания массовой аудиторией. Дополнение «Положения» данным регламентом позволит более точно зафиксировать наиболее узнаваемые и уязвимые для несанкционированного заимствования черты визуального облика газеты (т.н. элементы корпоративной айдентики).

В связи с этим рекомендуется расширить «Положение» в пункте 4 («Периодичность, тираж, формат и распространение»). В текущей редакции «Положения» пункт 4.3, посвященный описанию визуальных характеристик учебного издания, ограничен указанием формата и особенностей печати. Однако комплекс средств визуальной идентификации, ответственных за уникальность оформления издания и, следовательно, имеющих брендообразующее значение, значительно шире. В соответствии со стандартами, принятыми в дизайне периодических изданий, рекомендуется более точно прописать в положении следующие элементы айдентики учебной газеты:

    логотип (включая его текстовое сопровождение);

    ведущая цветовая гамма издания;

    шрифтовое расписание основного текста и заголовков (кегль, интерлиньяж, гарнитура);

    экспозиция страницы (типовая разметка полей и отступов).

Для наглядности образцы указанных элементов оформления могут быть включены в самостоятельный раздел («Приложение»).

Дополнение Бодруновой С.С., зав. кафедрой медиадизайна и информационных технологий: Александр Васильевич Якунин огласил позицию кафедры по Положению об учебной газете. Я его позицию полностью разделяю, она с кафедрой согласована и соотносится с профилем кафедры.

От себя лично как от участника семинаров по учебной газете я бы хотела добавить, что в Положении нет того, что мне кажется важным, едва ли не главным: принцип формирования групп и скорость выпуска. Если бы группы были межкафедральными (межпрофильными), а газета выпускалась бы быстро, а не в течение семестра, то это в корне изменило бы ее вид и процесс ее создания.

Если суммировать сказанное участниками обсуждения, то в центре внимания оказалось следующее:

1.    Более детально обозначить в Положении место учебной газеты в структуре медиахолдинга ВШЖиМК и подчеркнуть роль учебной газеты в формировании профессионального досье.

В медиахолдинг ВШЖиМК входят: учебная газета «Дважды два» (http://jf.spbu.ru/2x2/), Информационно-образовательный портал Санкт-Петербургского государственного университета «Первая линия» (http://1-line.spbu.ru/), Международный образовательный студенческий телерадиоканал МОСТ (http://jf.spbu.ru/television/), сайт ВШЖиМК (http://jf.spbu.ru/).

2.    Многие говорили о необходимости точной типологической атрибуции этого издания (учебной газеты «Дважды два»): не корпоративная и не учебная, а универсальная газета, ориентирующаяся и на факультетский, и на университетский, и на городской информационный уровень.

3.    Еще один спорный вопрос – тираж и распространение (в бумажном или электронном виде). В итоге оставили формулировку, предложенную в Положении, неизменной.

4.    Коллеги рекомендовали включить в Положение раздел о требованиях, предъявляемых к материалам. В том числе и по направлению «Международная журналистика».

5.    Специалисты по медиадизайну отметили необходимость четко прописать в Положении визуальное оформление, логотип, систему полей и отступов. Если все будет четко прописано, в дальнейшем мы избежим конфликтов, связанных с заимствованием идей.

В настоящее время кафедра медиадизайна и информационных технологий очень помогает газете. Например, Алена Викторовна Малиновская, являющаяся преподавателем этой кафедры, участвует в разработке композиционно-графической модели (КГМ) издания. КГМ подразумевает неизменность заложенных текстовых стилей. Необходимо продумать и проработать два-три стиля заголовка, которые обязательно закрепить в Положении. Должна быть минимальная вольность со стилями

6.    Также предложили расширить раздел о конкурсе, проводимом учебной газетой, и включить в этот раздел информацию о партнерских связях учебной газеты и городских СМИ, что дает студентам шанс увидеть свои лучшие работы на страницах городских изданий.

7.    Было сформулировано пожелание более подробно, точно обозначить роль преподавателя, ведущего занятия по дисциплине.

8.    При обсуждении Положения об учебной газете развернулась дискуссия о названии этого издания, но данный вопрос требует самостоятельной разработки и в Положении специально не оговаривается.

2.    Анализ тем магистерских диссертаций.

И. Н. Блохин: на сегодняшний день данные представили три кафедры.

Первый профиль - «Документальны фильм: творчество и технологии». Темы соответствуют профилю. Количество магистрантов на одного преподавателя соответствуют регламенту.

Второй профиль - «Международная журналистика». Есть темы, где необходимы стилистические правки. Кроме того, есть два магистранта, у которых пока тема и научный руководитель не определены.

Третий профиль – «Связи с общественностью». Есть одна накладка с руководством (3 магистранта). И есть некоторое количество магистрантов пока без тем. Есть руководство у преподавателя без степени, что также является нарушением стандарта.

Для справки:

Правила обучения в СПбГУ, п. 9.2.10: Для подготовки ВКР студенту назначается научный руководитель и, при необходимости, консультанты. Списки возможных научных руководителей по каждой кафедре утверждаются начальником Учебного отдела или иным уполномоченным рек¬тором лицом по представлению заведующего кафедрой не позднее утверждения учебной нагрузки на следующий учебный год. Требования к квалификации научного руководи¬теля устанавливаются в самостоятельно устанавливаемом Университетом образователь¬ном стандарте.

Образовательный стандарт реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета по направлению подготовки «Журналистика», квалификационная степень «Магистр», п. 7.3: Непосредственное руководство магистрантами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрантами.

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы выполняемой по завершении освоения основных образовательных программ подготовки бакалавра, специалиста и магистра по направлениям «Журналистика», специальности «Журналистика», п. 1.5: ВКР подлежат обязательному рецензированию. Список возможных рецензентов по каждой кафедре утверждается заведующим кафедрой не позднее, чем за один месяц до даты защиты ВКР. Для ВКР бакалавров и специалистов рецензенты могут быть как внутренними (работающими на факультете или в СПбГУ), так и внешними (работающими в других вузах или организациях). Для магистерских диссертаций рецензентами могут быть лица, имеющие ученую степень и не работающие на кафедре, где была выполнена магистерская диссертация.

3.    О плане ОЛ и ПЛ на 1 семестр 2013-2014 уч.г.

К. И. Щербатых собрала необходимые сведения и подготовила план открытых и публичных лекций в 1 семестре 2013-2014 уч.г. (http://jf.spbu.ru/about/541/3696.html).

Напоминаем, что публичные лекции транслируются на сайте СПбГУ.

Прилагается регламент информационного сопровождения публичных лекций с короткими комментариями-рекомендациями.

Проект

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ

1. Служебная записка от факультета журналистики ВШЖиМК, подготовленная ответственным за мероприятие (проведение публичной лекции) и подписанная деканом ФЖ и директором ВШЖиМК, в Управление по связям с общественностью СПбГУ с просьбой разместить на сайте СПбГУ в разделе веб-прансляции (http://spbu.ru/17210) анонс мероприятия, а также собственно информация для размещения на сайте СПбГУ (в форме приложения – см. п. 2) – все это по программе Дело пересылается в PR-службу СПбГУ.

Жесткие сроки не установлены, но лучше заранее – не позднее чем за 2 недели.

2. Образец текста информации для размещения на сайте СПбГУ (что, когда, где, в рамках чего и под.) - см. spbu.ru

Рекомендуем подготовить хороший пресс-релиз (анонс), а не просто краткую, как на сайте, информацию (сведения размещаются задолго до события – и это для нас важно).

3. Служебная записка на имя Ильи Геннадьевича Горбунова, начальника Управления – Службы информационных технологий СПбГУ, об интернет-трансляции мероприятия (когда, в какое время, информация в PR-отдел отправлена) – отправить по программе Дело одновременно с первым письмом.

4. Служебную записку на имя И. Г. Горбунова продублировать на адрес vc@spb.edu.

5. На сайте ФЖ ВШЖиМК размещается объявление об интернет-трансляции публичной лекции со ссылкой на подробную информацию о мероприятии (например, программа Дней истории) - то есть информация об интернет-трансляции дублируется на нашем и университетском сайте, а сама трансляция идет только на сайте СПбГУ.

На сайт ВШЖиМК объявление о трансляции дается за неделю до события и размещается в новостях.

6. Накануне события дать информацию Е.Чувикову – время начала лекции и продолжительность (пока все интернет-трансляции на факультете идут только в 302 ауд.).

7. За информационное сопровождение публичных лекций отвечает представитель кафедры в учебно-методической комиссии или уполномоченное им другое лицо.

4.    О подготовке новой редакции Положения о премиях за педагогическое мастерство факультета журналистики ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета и о процедуре выдвижения кандидатур на конкурс педагогического мастерства ФЖ ВШЖиМК

Проект
ПОЛОЖЕНИЕ
о премиях за педагогическое мастерство
факультета журналистики
Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций»
(далее ВШЖиМК)
Санкт-Петербургского государственного университета

1.    Факультет журналистики ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета ежегодно присуждает 3 премии за педагогическое мастерство (далее – Премия) на конкурсной основе.

Премии присуждаются за высокие достижения в педагогической работе, включающей следующие критерии: лекторское мастерство, мастерство в ведении практических занятий, методическое обеспечение учебного процесса.

Методическое обеспечение учебного процесса – это учебные пособия, включая учебно-методические комплексы по базовым, профессиональным и специальным дисциплинам, комплексы РПУД по магистерским программам и под., подготовленные на кафедрах и прошедшие рецензирование в учебно-методической комиссии факультета журналистики ВШЖиМК в течение календарного года, за который присуждается премия.

2.    Право на соискание и получение Премии имеют научно-педагогические работники факультета журналистики ВШЖиМК Санкт-Петербургского государственного университета.

3.    Размер Премии устанавливается ежегодно приказом Директора института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций».

4.    Кандидатуры соискателей выдвигаются на заседаниях кафедр простым большинством голосов.

Обсуждение и предварительное выдвижение кандидатур на конкурс проходит на заседании кафедры.

Одна кафедра может выдвинуть не более одной кандидатуры в номинации (категории).

Протокол заседания кафедры с развернутой мотивировочной частью представляется в учебно-методическую комиссию факультета не позднее 15 декабря.

5.    В течение календарного года конкурсант должен провести не менее одного открытого занятия (по номинации – лекция или практическое занятие).

Видеозапись открытой лекции (практического занятия) претендента на участие в конкурсе размещается на сайте факультета журналистики. Учебно-методическая комиссия готовит отзыв об открытом занятии конкурсанта.

Выдвинутые на конкурс учебные пособия проходят дополнительное конкурсное рецензирование. Рецензентов назначает ученый совет факультета журналистики ВШЖиМК.

6.    Конкурс проводится Ученым советом факультета журналистики ВШЖиМК.

Ученый совет рассматривает представление учебно-методической комиссии факультета журналистики. Голосование по выдвинутым кандидатурам проводится не позднее 1 февраля.

Если на конкурс в номинации выдвинута только одна кандидатура, конкурс по данной номинации не проводится.

Голосование тайное. Каждый член ученого совета вправе проголосовать только за одну из выдвинутых в номинации кандидатур.

7.    Научно-педагогический работник, получивший Премию, может претендовать на нее повторно не ранее чем через три года.

8.    Дипломы лауреатам и грамоты участникам конкурса вручаются в феврале на торжественном собрании членов трудового коллектива Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

9.    Изменения и дополнения в настоящее «Положение» вносятся Ученым советом факультета.

5.    О программе педагогической практики в аспирантуре

С. И. Сметанина подготовила программу новой дисциплины – педагогическая практика в аспирантуре (в текущем семестре лекции – 10 часов, практические занятия – 40 часов).

Приводим проект программы, разработанной С. И. Сметаниной:

Проект
Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ АСПИРАНТОВ

2 курс 3 семестр 2013 – 2014 учебный год

    Программа педагогической практики составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365.

В соответствии с основными целями и задачами обучения в аспирантуре программа сосредоточена на следующих моментах:

- приобретение аспирантами навыков преподавания дисциплин, входящих в программы подготовки специалистов по журналистике и связям с общественностью;

- овладение методическими приемами, необходимыми для составления конспектов лекций и практических (семинарских) занятий, оформление презентаций к ним;

- рецензирования научных работ студентов;

- подготовка вопросов для коллоквиума по выбранной монографии (научной статье);

- разработка учебного задания (теста, тренинга, кейса и т.п.) по определенной проблематике для студенческой аудитории.

План лекционных занятий

Первая лекция. Педагогическая практика аспирантов: цели и задачи. Формы реализации практики. Формы отчета по каждому этапу практики.

Вторая лекция. Методика подготовки к лекции и к практическому (семинарскому) занятию. Методические рекомендации по рецензированию научных работ студентов.

Третья лекция. Посещение аспирантами открытых лекций преподавателей Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций по графику, утвержденному методической комиссией (график прилагается).

Четвертая лекция. Посещение аспирантами открытых лекций преподавателей Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций по графику, утвержденному методической комиссией.

Пятая лекция. Обсуждение открытых лекций преподавателей Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций.

Примечание: предполагается, что каждый аспирант посещает не менее двух лекций; на обсуждении аспирантами прослушанных лекций приглашаются члены методической комиссии.

План практических занятий

Первое занятие. Разработка конспекта практического (семинарского) занятия по согласованной с преподавателем теме.

Второе занятие. Разработка учебного задания для проведения практического (семинарского) занятия.

Третье занятие. Разработка презентации для практического (семинарского) занятия.

Четвертое занятие. Проведение практического (семинарского) занятия.

Пятое занятие. Посещение практического (семинарского) занятия, подготовленного другими аспирантами.

Шестое занятие. Рецензирование преподавателем и другими аспирантами проведенных практических (семинарских) занятий.

Седьмое занятие. Подготовка вопросов для коллоквиума по выбранной монографии (научной статье).

Восьмое занятие. Обсуждение вопросов для коллоквиума, подготовленных аспирантами.

Девятое занятие. Разработка конспекта лекции по согласованной с преподавателем теме.

Десятое занятие. Разработка презентации для лекции.

Одиннадцатое занятие. Обсуждение с преподавателем предстоящей лекции.

Двенадцатое занятие. Чтение лекции.

Тринадцатое занятие. Посещение лекции, подготовленной другими аспирантами.

Четырнадцатое занятие. Рецензирование преподавателем и другими аспирантами прочитанных лекций.

Пятнадцатое занятие. Рецензирование курсовых работ студентов: знакомство с работами (не менее пяти работ).

Шестнадцатое занятие. Рецензирование курсовых работ студентов: подготовка письменного варианта рецензии (не менее пяти рецензий).

Семнадцатое занятие. Обсуждение прорецензированных курсовых работ со студентами (индивидуальные консультации).

Восемнадцатое занятие. Обсуждение прорецензированных курсовых работ со студентами (индивидуальные консультации).

Девятнадцатое занятие. Подготовка отчета о педагогической практике по предлагаемой ниже форме.

Двадцатое занятие. Обсуждение итогов практики и утверждение преподавателем отчетов аспирантов.

Практические занятия ведут: Балахонская Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Бережная Марина Александровна, доктор филологических наук, профессор, Большаков Сергей Николаевич, доктор политических наук, профессор, Ильченко Сергей Николаевич, Каверина Елена Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, Кашеваров Анатолий Николаевич, доктор исторических наук, профессор, Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор, Пую Анатолий Степанович, доктор социологических наук, профессор, Сметанина Светлана Ивановна, доктор филологических наук, профессор, Филатова Ольга Георгиевна, кандидат философских наук, доцент.

Основная литература

1.    Алиев Т. А. , Заболотская Т. А. Академические работы в вузах: практическое руководство для студентов, магистрантов и аспирантов: учебно-методическое пособие. СПб., 2003.

2.    Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику: профессиональное и массовое медиаобразование: Учебное пособие. СПб., 2004.

3.    Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М., 2007.

4.    Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения. Деятельностный подход. М., 2007.

Дополнительная литература

1.    Гиляревский Р. С. Введение в интеллектуальную коммуникацию. М., 1992.

2.    Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 2006.

3.    Островский Э. В., Чернышева Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие. М., 2006.

Форма отчета

ОТЧЕТ о педагогической практике аспиранта 2 курса

(ф.и.о)__________________________________

За время педагогической практики в третьем семестре 2013 – 2014 учебного года мною выполнена следующая работа:

1.    Посещение открытых лекций (указать дату, тему, преподавателя):

1.1._____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обсуждение открытых лекций (указать дату)______________________

3. Проведение практического (семинарского) занятия (указать дату, тему, курс, группу, факультет)____________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Чтение лекции (указать дату, тему, курс, факультет):_____________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Посещение практического занятия других аспирантов (указать дату, тему, курс, группу, факультет)____________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

6. Участие в обсуждении практических (семинарских) занятий других аспирантов (указать дату)________________________________________

7. Посещение лекции других аспирантов (указать дату, тему, курс, факультет):_____________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8. Участие в обсуждении лекции других аспирантов (указать дату)______

9. Разработано учебное задание для студентов (прилагается).

10. Разработаны вопросы для коллоквиума (прилагаются).

11. Рецензирование курсовых работ студентов (указать фамилии студентов и темы курсовых):

11. 1. __________________________________________________________

_______________________________________________________________

11.2. ___________________________________________________________

________________________________________________________________

11. 3.___________________________________________________________

________________________________________________________________

11.4.____________________________________________________________

________________________________________________________________

11. 5____________________________________________________________

________________________________________________________________

(дата) __________ ______________(подпись)

Заключение преподавателя, ведущего лекции______________________

________________________________________________________________

(дата) __________ ______________(подпись)

Заключение преподавателя, ведущего практические занятия________

_____________________________________________________________

(дата) __________ ______________(подпись)

Отчет прилагается к очередной аттестации аспирантов.

Комментарий:

1) отметим достоинства программы: и структура, и логика, и отличный список литературы (особенное спасибо!) – и оперативность (что тоже важно);

2) для аспирантов надо делать на сайте страницу с УММ;

3) у нас уже сложилась практика – и мы хотим ее сохранить – обсуждать ОЛ на последнем в семестре заседании; на него мы приглашаем и тех, кто вел ОЛ, и тех, кто просто хотел бы поучаствовать в обсуждении. Теперь учебно-методическая комиссия будет приглашать на обсуждение открытых и публичных лекций наших аспирантов;

4) в программе нет текущей аттестации и промежуточной. В текущей можно было бы прописать график работы аспиранта (графики). А по промежуточной – требования к зачету. И важно зафиксировать формальные требования: когда сдается отчет, кому, в какой форме, кем и какие документы должны быть заверены;

5) полная рецензия на программу будет размещена после подготовки ее второй части (2 курс, 4 семестра).

Л. Г. Фещенко, председатель учебно-методической комиссии

Отчет размещен на сайте 28.10.13 | 28 октября 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль