Отчет о заседании 19 февраля 2013 года

Отчет о заседании 19 февраля 2013 года

На заседании присутствовали: Ю. Б. Балашова (ИЖ), И. Н. Блохин (ТЖиМК), А. Ю. Быков (МЖ), Ю. В. Клюев (ТРЖ), А. Н. Тепляшина (ПП), Л. Г. Фещенко (РК), А. В. Якунин (МИТ), А. Н. Марченко (магистрант), К. И. Щербатых (секретарь комиссии).

Повестка дня

1.    О текущей работе учебно-методической комиссии (запись на спецдисциплины, встреча со студентами по ВКР, о подготовке к семинару по профессиональному досье, о порядке распределения на профили, о рабочих встречах по магистратуре, о заседании Северо-Западного УМО по журналистике, о библиотечном совете).

2.    О готовности УММ на 2 семестр 2012-2013 уч.г.

3.    О подготовке деловой игры по новой форме итоговой государственной аттестации.

4.    О методическом обеспечении подготовки и защиты ВКР.

5.    О работе методического семинара «Базовый курс по журналистике: содержание, образовательные методики и технологии, аттестация студентов» (МГУ им. М. В. Ломоносова).

6.    Разное

О текущей работе учебно-методической комиссии факультета журналистики с 29 января по 19 февраля 2013 г.

1.    Запись на спецдисциплины

Сотрудники информационного отдела – Г. К. Панкова, А. М. Еремин, Е. А. Попко – провели огромную работу по технической подготовке возможности записи на спецдисциплины непосредственно на сайте.

Запись началась в 12 часов 18 февраля (http://jf.spbu.ru/index/146-4565.html). В первый же день записи состоялись 8 дисциплин.

Первая сверка сделанных записей выявила незначительное количество ошибок (идентифицировано 106 из 109 записей).

Сотрудники информационного отдела по телефону и через электронную почту консультируют студентов, чьи регистрационные записи признаны недействительными или кто – вопреки категорическому призыву ознакомиться с комментариями по численности групп лекционных и практических дисциплин для разных курсов и форм обучения – записался, например, одиннадцатым на спецсеминар.

2.    Встреча со студентами по ВКР (3 курс очная форма)

Задача проведенной встречи – объяснить студентам последовательность процедур и проинформировать третьекурсников о том, что в 7 семестре у каждого одновременно идет работа над ВКР и курсовой работой в спецсеминаре.

Запись на спецдисциплины уже началась, значит, спецсеминар студент выбирает с 18.02.13 по 25.02.13. А заявление на выпускную квалификационную работу студенты оформляют на кафедрах только в марте 2013. В заявлении на ВКР указываются предварительная формулировка темы и предполагаемый научный руководитель. Предварительные сведения об утвержденных кафедрами темах и руководителях будут только в июне 2013 г. В сентябре 2013 года кафедры рассматривают заявления, по которым не было принято решение в июне. Все утвержденные на кафедрах темы размещаются на сайте факультета журналистики в октябре 2013 г.

То есть во время записи на спецсеминары студент еще не знает тему своей выпускной квалификационной работы, хотя, возможно, уже предполагает, о чем будет писать и на какой кафедре.

Поэтому, выбирая тему спецсеминара, можно делать ставку на то, что подготовка ВКР и написание курсовой работы в спецсеминаре будут идти параллельно – то есть курсовая работа как часть ВКР. Но гарантировать, что тема и руководитель будут утверждены кафедрой, нельзя.

В выборе темы спецсеминара (а значит и направления курсового исследования) студент может руководствоваться иными целями – чтобы тема спецсеминара была интересной, или менее трудозатратной, или она нужна для профессионального роста (приобретения новых профессиональных навыков).

Поэтому в процессе записи на спецдисциплины третьекурсники должны очень многое постараться учесть. Для объяснения всего этого и была проведена встреча со студентами.

3.    О подготовке к семинару по профессиональному досье

Впервые на факультет журналистики началась подготовка по дисциплине «Профессиональное досье».

Положение о «Профессиональном досье», информация о проведенной деловой игре размещены на сайте (http://jf.spbu.ru/stu/617/2825.html).

Для согласования позиций по новому курсу все преподаватели посещают лекции Г. К. Панковой (20.02.13 и 27.02.13, 5-я пара, 403 ауд.). Практических занятий – по 4 пары на каждом профиле. В процессе работы преподаватели договорились делиться наблюдениями и информацией: проанализировать УММ друг друга, фиксировать вопросы для коллективного обсуждения.

Это важно, потому что в перспективе профессиональное досье приобретет статус Итогового государственного экзамена. Если все получится, то уже на следующий год (как и планировали при разработке положения о профессиональном досье).

Пока по итогам первого опыта будет проведен семинар (см. Отчет о заседании учебно-методической комиссии от 22.01.2013, вопрос «О проведении методического семинара по профессиональному досье» - jf.spbu.ru/about/541/2220-4478.html

В подготовке этого семинара принимают участие все преподаватели дисциплины (Г. К. Панкова, М. А. Бережная, И. С. Тимченко, А. Н. Тепляшина, А. Б. Федорова, а также Л. Г. Фещенко). Пока коллеги договорились фиксировать все, что понадобится при анализе первого опыта (конкретные наблюдения, особенно если это касается текста нашего положения о профессиональном досье – может, что-то надо уточнить, исправить, дополнить); регулярно напоминаем студентам, что часть отчетов уже в этом году будет на сайте; думаем, кого мы пригласим на зачет (имеются в виду специалисты из отрасли, не сотрудничающие с кафедрами на регулярной основе).

По результатам проведения семинара на сайте будет оформлена страница, куда поместим все наши комментарии и предложения.

Незадолго до завершения практических занятий мы встретимся все вместе и подведем предварительные итоги, согласуем сроки зачета по группам, уточним детали по семинару.

4.    О порядке распределения на профили

Совместно с кафедрами профилизации учебно-методической комиссией подготовлен документ «О порядке распределения на профили».

Проект

ПОРЯДОК
распределения студентов факультета журналистики на профили обучения 2012-2013 уч.г.

Студенты факультета журналистики ВШЖиМК распределяются на 4 профиля: визуальная журналистика и дизайн; международная журналистика; периодическая печать; телерадиожурналистика.

Распределение студентов на профили производится в соответствии с пп. 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9 и 2.1.10 «Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете».

Порядок конкурсного отбора студентов по профилям утверждается Ученым советом факультета журналистики и размещается на сайте в разделе «Студентам».

Число мест для распределения студентов по профилям и сроки проведения записи на профили утверждаются приказом директора ВШЖиМК.

ПРОФИЛЬ «ВИЗУАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ДИЗАЙН»

Отбор на профиль «Визуальная журналистика и дизайн» проходит на конкурсной основе.

Кастинг проводится в один этап.

Процедура записи на кафедру медиадизайна и информационных технологий:

1)    Заполнение бланка заявления о зачислении на профиль обучения с указанием субпрофиля (дизайн, фото, IT);

2)    Предоставление портфолио из двух частей (работы, выполненные в рамках учебных дисциплин 1-2 курса и вне учебного процесса) в распечатанном виде на кафедру в сроки записи (4-12 марта).

Критерии оценки конкурсанта:

Учебные:

1)    успеваемость по общегуманитарным дисциплинам;

2)    успеваемость по дисциплинам кафедры («Техника и технология печатных СМИ», «Основы визуальной журналистики»);

3)    «история» из деканата (академические задолженности, нарушение трудовой дисциплины и пр.).

Профессиональные:

1)    оценка портфолио;

2)    мотивация к обучению на кафедре и созданию профильной карьеры.

По каждому из Критериев оценки конкурсанта претенденты получают от 1 до 5 баллов.

Рейтинг для зачисления на кафедру выстраивается путем вычисления простой суммы баллов и ранжирования студентов исходя из их итогового балла. В случаях спорного проходного балла или совпадения баллов на проходной границе претенденты получают дополнительное задание, которое оценивает комиссия непосредственно в рамках процедуры кастинга.

Портфолио и мотивация студента оцениваются минимум двумя преподавателями из участников комиссии кафедры по кастингу.

ПРОФИЛЬ «МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА»

Отбор на профиль «Международная журналистика» проходит на конкурсной основе.

В день презентации профиля объявляется дата и время конкурсного испытания. Студенты, выбравшие в качестве специализации профиль «Международная журналистика», пишут заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой зачислить на данный профиль. Заявление регистрируется у лаборанта кафедры международной журналистики. Подача заявлений завершается за день до даты конкурсного отбора.

Конкурсная процедура включает:

1)    собеседование с кандидатом;

2)    конкурс успеваемости за время обучения на факультете журналистики.

Собеседование проходит на иностранном языке (английский / немецкий / французский) и посвящено теме научных и профессиональных интересов соискателя. В состав комиссии, которая проводит собеседование, входит не менее 3 преподавателей кафедры. Состав комиссии определяется заведующим кафедрой.

Основные требования, которые предъявляются к студенту на собеседовании:

1)    знание иностранного языка, умение вести диалог на иностранном языке (английский / немецкий / французский);

2)    способность определить тему научных интересов, связанную с международной журналистикой и обосновать свой интерес к данной сфере;

3)    возможность рассказать о собственном профессиональном опыте (практика, сотрудничество с редакциями СМИ и т.д.);

4)    представление о современных международных событиях и умение анализировать международную проблематику.

Продолжительность собеседования 5-10 минут для каждого студента. При подведении итогов каждая из перечисленных позиций оценивается по 5-балльной шкале. Максимальная оценка, которую может получить претендент за собеседование – 20 баллов.

Конкурс успеваемости является дополнительным этапом конкурсного отбора и проходит в заочной форме. Он организуется в спорных случаях, когда претенденты по результатам собеседования набрали равное количество баллов. Комиссия кафедры по отбору на профиль оценивает средний балл успеваемости студента.

Высший балл – 5 (при отличной успеваемости по всем дисциплинам).

Окончательные итоги конкурса объявляются не позднее последнего дня конкурсного отбора, определенного приказом директора ВШЖиМК. Списки студентов, рекомендованных к обучению по профилю «Международная журналистика», с полученными в ходе конкурсного отбора баллами размещаются на информационном стенде кафедры международной журналистики и на официальном сайте ВШЖиМК.

ПРОФИЛЬ «ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ»

Цель отбора – выбрать из совокупности претендентов наиболее подходящих с учетом соответствия личных качеств и способностей характеру будущей профессиональной деятельности.

Первый этап – проведение предварительной записи студентов на кафедре периодической печати. В период с 04.03.2013 по 12.03.2013 студентам необходимо лично написать заявление.

Квоты на 2013-2014 уч. г. – 1 группа (14 человек на очном отделении) и 1 группа (15 человек на очно-заочном отделении).

Второй этап – с 15.04.2013 г. по 20.04.2013 г. сотрудниками кафедры проводится собеседование для выявления следующих личностных характеристик:

- интеллект (сообразительность, быстрота мышления, способность к абстрактному мышлению);

- социальные способности (коммуникабельность, способность к управлению конфликтами);

- мотивация (материальные стимулы, карьера, реализация творческих потребностей);

- свойства личности (эмоциональная стабильность, конфликтность).

В качестве дополнительных материалов на кафедру может быть представлено портфолио. Опыт работы в печатных СМИ и рекомендации профессиональных журналистов приветствуются.

ПРОФИЛЬ «ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТИКА»

Отбор производится на конкурсной основе. В конкурсе принимают участие студенты 2 курса очной и очно-заочной форм обучения, обучающиеся по направлению «Журналистика».

Кафедра принимает на профиль «Телерадиожурналистика» 30 студентов (3 учебных группы).

Заявление пишется на кафедре телерадиожурналистики.

1.    Студент должен сдать творческое досье, где представлены журналистские работы, подготовленные им в ходе практических занятий по курсам ОТДЖ и Техника и технология СМИ, материалы летней практики, а также любые другие авторские материалы, опубликованные в СМИ. Кроме текстовых материалов должны быть представлены видео/аудиозаписи на DVD/CD диске.

2.    Видеозапись устного выступления. Запись на видеокамеру осуществляется в павильоне ТРК в присутствии преподавателей кафедры и сотрудников студии. Хронометраж выступления – 1 минута. Оценивается естественность поведения перед камерой, грамотность речи и содержание монолога, отсутствие/наличие дефектов речи, тембр голоса, телегеничность.

3.    Устная рекомендация преподавателя. Преподаватель группы, ведущий практические занятия по курсу ОТДЖ на 2 курсе, может рекомендовать или не рекомендовать принять студента на профиль, учитывая посещаемость занятий, качество выполненных студентом практических заданий, творческий потенциал и личностные качества студента, проявленные им в процессе работы.

4.    Письменная рекомендация ТРК. Список студентов, активно сотрудничающих с редакциями ТРК в качестве авторов или соавторов журналистских материалов, должен быть заверен подписью главного редактора или директора ТРК.

Решение о приеме студентов на профиль принимается коллегиально на заседании рабочей группы кафедры, в состав которой входят заведующий кафедрой, преподаватели, ведущие практические занятия по курсу ОТДЖ на 2 курсе, преподаватели групп специализации и сотрудники студии. Кандидатура каждого студента обсуждается в индивидуальном порядке: демонстрируется видеозапись устного выступления, рассматриваются материалы творческого досье, устную характеристику студенту дает преподаватель. Если фамилия студента фигурирует в списке, представленном ТРК, это является одним из аргументов для его приема на профиль.

5.    О рабочих встречах по магистратуре

В апреле 2013 года на ученом совете рабочая группа должна обосновать стратегию развития магистратуры на факультете журналистики.

Для подготовки этого вопроса предложена программа рабочих совещаний, на которых будут проанализированы следующие вопросы: 1) связь магистерской программы с работодателями; 2) экспертиза стандартов и магистерских программ работодателями; 3) система взаимодействия отдела практики со всеми магистерскими программами (кафедрами) по всем видам практик; 4) связь производственной практики и профиля магистратуры. Запланирован семинар с приглашением ведущих работодателей (март).

Первое совещание прошло 15.02.13.

По данным отдела методического обеспечения, в 1998-2012 году проводился прием на следующие профили магистратуры: История русской журналистики (Жирков Г. В.); Международная журналистика (Михайлов С. А.); Психология журналистики (Волковский Н. Л.); Связи с общественностью (Гавра Д. П.); Деловая журналистика и бизнес-коммуникации (Мисонжников Б. Ю.); Спортивная журналистика (Познин В. Ф.); Дизайн в СМИ (Никитин В. А.); Медиаменеджмент (Михайлов С. А., Бодрунова С. С.); Реклама (Чечулин А. В.); Социология журналистики (Корконосенко С. Г.); Политическая журналистика (Сидоров В. А.); Пресса: технологии эффективного функционирования (Мисонжников Б. Я.); Социальная журналистика (Бережная М. А.); Журналистика сферы досуга (Дускаева Л.Р.); Историческая журналистика (Кашеваров А. Н.) – всего 15 профилей.

В разные годы ученым советом были утверждены 16 профилей магистратуры:

1998 год – 4 профиля (Историческая журналистика; Международная журналистика; Социология журналистики; Политическая журналистика);

2003 год – 6 профилей (Психология журналистики; Связи с общественностью; Дизайн в СМИ; Медиаменеджмент; Реклама; Пресса: технологии эффективного функционирования);

2008 год – 2 профиля (Экстремальная журналистика; Функционирование сетевых СМИ);

2010 год – 1 профиль (Социальная журналистика);

2011 год – 1 профиль (Журналистика сферы досуга);

2012 год – 2 профиля (Global Communication and International Journalism – на английском языке, Историческая журналистика).

Есть 4 утвержденных профиля, по которым прием еще не проводился, – Экстремальная журналистика; Функционирование сетевых СМИ; Global Communication and International Journalism.

Профили, объявленные к приему в 2013 году: Международная журналистика; Связи с общественностью; Медиадизайн; Политическая журналистика; Документальный телефильм: творчество и технологии; Russian Media Studies (на английском языке).

Профили, находящиеся в разработке: Научная журналистика; Журналистика в сфере культуры.

Перечень дополнительных образовательных программ, на которые планируется прием в 2013 г.: Правовая журналистика; Бизнес-журналистика; Научная журналистика; Конфессиональная журналистика; Журналистика в сфере культуры.

6.    О заседании Северо-Западного УМО по журналистике

Учебно-методической комиссией подготовлена и отправлена вузам-партнерам информация о работе Северо-Западного УМО по журналистике, проводимого в рамках Международной научно-практической конференции «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения».

Тема заседания Северо-Западного УМО в 2013 году – «Модель выпускника факультета журналистики» (18 апреля 2013 года, 13.00-14.30, 303 ауд.).

В рамках конференции будет также проведен методический семинар УМО «Преподавание русского языка обучающимся по программам “Журналистика”, “Реклама и связи с общественностью”» (17 апреля 2013 года, 12.30-14.30, 303 ауд.).

Статьи по теме заседания УМО и по теме методического семинара для публикации в Бюллетене Северо-Западного УМО по журналистике можно присылать до 20 марта 2013 года (объем одной публикации – не более 10 тыс. знаков) - jf.spbu.ru/about/1950/1952.html

Выступающие с докладом подготовят презентацию (или текстовую версию сообщения), чтобы в дальнейшем можно было оперативно оформить страницу с отчетами о заседании и семинаре на сайте ВШЖиМК (см., например, jf.spbu.ru/about/2137/2913.html и jf.spbu.ru/about/1950/2361.html

Подробная информация о конференции и технические требования к оформлению тезисов и статей размещены на сайте Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций (http://jf.spbu.ru/conference/).

7.    О библиотечном совете

Задачи создаваемого библиотечного совета – мониторинг поступающей и устаревающей литературы (в соответствии с новыми требованиями к списанию литературы).

Председатель библиотечного совета – директор ВШЖиМК А. С. Пую, зам. председателя – заведующая библиотекой И. П. Андреева. Члены комиссии – книжники, заинтересованные в развитии библиотеки и работе совета (такие, как проф. Г. В. Жирков), от учебно-методической комиссии проф. А. Н. Тепляшина, в совете будут также представители РИСО и, возможно, других подразделений факультета.

Такой была жизнь учебно-методической комиссии от 29 января до 19 февраля 2013 года

ВОПРОСЫ ОСНОВНОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ

1.    О готовности УММ на 2 семестр 2012-2013 уч.г.

Сведения для подготовки платформы (как и в 1 семестре) готовили сотрудники отдела методического обеспечения – большое им спасибо. Только на будущее договорились о необходимости обязательно уже в платформе указывать – помимо названия дисциплины – преподавателя, отвечающего за УММ. Тогда сведения будут прозрачны и наглядны.

По данным на 21 февраля 2013 года (по регламенту УММ по дисциплинам 2 семестра должны быть готовы к 20 февраля), кафедра ИЖ разместила на сайте 21 из 24 документов (в доработке и не подготовлено – 3); кафедра МЖ подготовила 36 из 36; кафедрой МИТ подготовлен 21 из 34 документов (8 – в доработке, 5 – не подготовлено); ПП подготовила 15 из 18 УММ (нет 3 УММ для заочной формы); кафедрой РК подготовлено 25 из 26; кафедра ТЖиМК обеспечила материалами очную и очно-заочную формы обучения, разместив на сайте 14 документов (остались только 3 УММ заочной формы); кафедра ТРЖ подготовила 32 из 35 УММ.

То есть из планируемых 188 УММ на сайте размещены 161, 14 – в доработке, не подготовлены – 13. Но эти цифры нельзя признать абсолютно точными – учебно-методическая комиссия проанализировала несколько дисциплин (см. комментарий по УММ в магистратуре, профессиональному досье и преддипломной практике).

Более всего требует внимания отсутствие УММ по практикам в магистратуре.

По научно-исследовательской практике на 21.02.13 не было УММ по 5 профилям магистратуры: Медиаменеджмент; Связи с общественностью; Спортивная журналистика; Пресса: технологии эффективного функционирования (на доработке); Реклама. Всего подготовлено 5 УММ.

По научно-педагогической практике подготовлено 6 УММ, нет 2: Связи с общественностью; Спортивная журналистика.

По научно-исследовательской работе в магистратуре подготовлена только половина УММ (Дизайн в СМИ, Международная журналистика, Политическая журналистика, Деловая журналистика и бизнес-коммуникации).

По преддипломной практике есть только 4из 7 УММ: ИЖ, МЖ, РК, ТЖиМК.

По профессиональному досье – только УММ кафедры МЖ.

Члены учебно-методической комиссии постановили провести к следующему заседанию качественный анализ УММ по практикам в магистратуре (И. Н. Блохин) и на очно-заочной форме (Ю. В. Клюев).

2.    Подготовка и проведение деловой игры по новой форме ИГА

На предварительном этапе подготовки к деловой игре на сайте ВШЖиМК размещено 2 объявления с информацией – 11 февраля (http://jf.spbu.ru/index/146-4745.html) и 23 января 2013 года (http://jf.spbu.ru/index/146-4417.html), написан сценарий игры, подготовлены шаблоны документов. По обоим объявлениям около 300 и более 600 просмотров соответственно. Очень востребованной по-прежнему является информация с базовыми документами по ИГА (http://jf.spbu.ru/tema/211-3960.html) – почти полторы тысячи просмотров.

Игра проводится в 4 этапа – экзамен, проверка, анализ письменных работ и процедурных вопросов, подведение итогов.

График проведения деловой игры:

11-25 февраля 2013 года – информационное сопровождение;

18-22 февраля 2013 года – подготовительный этап (документы, презентация);

25 февраля 2013 года – первая часть деловой игры (экзамен);

26 февраля 2013 года – проверка письменных работ;

27 февраля 2013 года – обработка данных, подготовка презентации, анализ и комментирование работ на встрече со студентами;

5 марта – расширенное заседание учебно-методической комиссии по анализу результатов деловой игры.

    Подробный сценарий и анализ будут даны в отчете о расширенном заседании учебно-методической комиссии.

3.    Методическое обеспечение подготовки и защиты ВКР.

Разработан локальный нормативный акт (члены рабочей группы – Ю. Б. Балашова, К. И. Григорьева, М. А. Бережная).

В своей работе члены комиссии опирались на большой объем документов – рекомендации коллег; старые, утратившие силу локальные нормативные акты; заключение рабочей группы ученого совета и др.

Документ «Критерии оценивания ВКР» подготовлен в новой технической редакции, отражающей современную организационную структуру ВШЖиМК, но не затрагивающей содержательную сторону.

Проект
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВКР

1. Общие положения

    1.1. Документ основан на «Правилах обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ» и локальных нормативных актах, разработанных на факультете журналистики ВШЖиМК.

1.2. Защита выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) является частью итоговых аттестационных испытаний.

ВКР выполняются в формах, соответствующих определенным уровням (ступеням) высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» – в форме бакалаврской работы; для квалификации (степени) «специалист» – в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) «магистр» – в форме магистерской диссертации.

1.3. ВКР бакалавра носит, как правило, профессионально-практический (творческий) характер. ВКР специалиста и магистра – профессионально-практический (творческий) и научно-исследовательский характер. Магистерская диссертация – научно-исследовательская или профессионально-практическая (творческая) работа повышенного профессионального уровня сложности.

В научно-исследовательской работе анализируются актуальные проблемы истории, теории и практики журналистики (печати, телевидения, радиовещания, сетевых СМИ). Автор работы должен продемонстрировать умение выделить проблему, актуальную в определенной области журналистики, определить объект и предмет исследования, сформулировать его цели и задачи. Студент выполняет самостоятельное исследование по теме, систематизируя и анализируя имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делая обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.

Профессионально-практическая (творческая) работа может иметь две формы. Первая представляет собой комплекс (серию) публикаций в СМИ, эфирных аудиовизуальных материалов, объединенных общей темой и подготовленных выпускником за последний год обучения, и их теоретико-практическое осмысление. Выпускник должен продемонстрировать профессиональные навыки подготовки и анализа журналистских материалов, а также умение оценить проблемы и практику СМИ (включая свои публикации), используя в качестве исходной базы литературу вопроса и полученные общепрофессиональные и специально-профессиональные знания. Вторая форма – научно-практический проект (например, концепция и модель издания, программа его развития, исследование аудитории или текстов конкретного СМИ) представляет собой самостоятельное эмпирическое исследование, имеющее прикладное значение. Критерии его оценки – научно-методическая обоснованность и реализация в редакционной практике.

ВКР не может представлять собой перевод на русский язык материалов зарубежных авторов.

Объем основной части бакалаврской работы в форме научно-исследовательской работы составляет 50-60 страниц, в форме творческой работы – 40-50 страниц. Объем основной части дипломной работы для студентов специальности «Журналистика» в форме научно-исследовательской работы составляет 70-80 страниц, в форме творческой работы – 50-60 страниц. Объем основной части магистерской диссертации составляет 100-120 страниц, профессионально-практической – 70-80 страниц. Список литературы и приложения в указанный объем не входят. Уровень профессиональной сложности профессионально-практической ВКР определяется также количеством и качеством творческих приложений.

1.4. Для подготовки ВКР студенту назначается научный руководитель и, при необходимости, консультант.

Один научный руководитель может руководить не более чем четырьмя выпускными квалификационными работами бакалавров или специалистов и двумя магистерскими диссертациями.

1.5. ВКР подлежат обязательному рецензированию.

Список возможных рецензентов по каждой кафедре утверждается заведующим кафедрой не позднее, чем за один месяц до даты защиты ВКР.

Для ВКР бакалавров и специалистов рецензенты могут быть как внутренними (работающими на факультете или в СПбГУ), так и внешними (работающими в других вузах или организациях). Примечание: мнение комиссии разделилось.

Для магистерских диссертаций рецензенты могут быть:

Вариант 1: имеющие ученую степень, работающие на факультете журналистики СПбГУ, но не на кафедре, где была выполнена магистерская диссертация.

Вариант 2: имеющие ученую степень.

1.6. Сроки представления студентами ВКР и критерии их оценивания доводятся до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала итоговой аттестации.

2. Порядок определения темы ВКР

    2.1. Тема ВКР выбирается студентом из предложенного кафедрой списка либо формулируется самостоятельно с обоснованием целесообразности ее разработки, согласовывается с научным руководителем и утверждается на заседании выпускающей кафедры.

    Тема, предложенная студентом, должна соответствовать профилю кафедры.

    2.2. Студенты, осваивающие программы магистратуры, должны выбрать тему ВКР в начале обучения по программе магистратуры.

    Темы ВКР магистрантов рассматриваются на кафедре и утверждаются на Ученом совете. Информация об утвержденных темах ВКР магистрантов размещается на сайте в начале первого семестра обучения (октябрь).

    Формулировки тем ВКР магистрантов могут быть скорректированы не позднее конца третьего семестра обучения в магистратуре (декабрь). Измененные формулировки тем утверждаются на Ученом совете в начале 4 семестра (январь).

    2.3. Студенты, осваивающие программы бакалавриата и подготовки специалиста, пишут заявление на кафедру, где хотят выполнять выпускную квалификационную работу.

В заявлении указываются предполагаемые тема (направление исследования), характер ВКР (творческий проект или исследовательская работа) и научный руководитель.

Студенты очной и очно-заочной форм обучения пишут заявление в середине 6 семестра (март), студенты заочной формы обучения пишут заявление в начале 6 семестра (январь). Точные сроки записи на ВКР определяются приказом директора ВШЖиМК.

В конце 6 семестра (июнь) заявления студентов рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры. Дополнительное заседание кафедры по утверждению тем ВКР проводится при необходимости в начале завершающего года обучения.

В октябре на сайте ВШЖиМК размещаются списки утвержденных на кафедрах тем ВКР выпускников.

До конца предпоследнего семестра обучения (декабрь) возможно уточнение формулировки утвержденной темы.

В начале завершающего семестра обучения (январь) темы ВКР бакалавров и специалистов, а также уточненные формулировки тем ВКР магистров утверждаются Ученым советом.

    2.4. Смена темы ВКР после ее утверждения на заседании соответствующей кафедры не допускается.    

    2.5. Студенты, не распределенные на кафедру в связи с превышением допустимых нормативов, а также студенты, которые не подали заявление о распределении на кафедру для написания ВКР в установленный срок, распределяются на кафедру начальником учебного отдела в пределах установленных нормативов.

    В этом случае тема ВКР и научный руководитель определяются решением заведующего соответствующей кафедры с учетом мнения студента

3. Порядок подготовки и защиты выпускной квалификационной работы

3.1. Студент должен сдать текст ВКР вместе с аннотацией (кратким содержанием работы) секретарю ГАК по защите ВКР не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты заседания комиссии.

Секретари ГАК регистрируют ВКР в журнале регистрации, указывая дату ее сдачи. На титульном листе ВКР отмечается ее регистрационный номер и дата регистрации, а также ставится подпись секретаря ГАК.

График работы секретаря ГАК утверждается приказом директора ВШЖиМК.

3.2. В случае нарушения студентом срока предоставления ВКР в ГАК студент не допускается к защите выпускной квалификационной работы.

3.3. Зарегистрированные ВКР передаются секретарями ГАК заведующим кафедрами.

Процедура передачи (форма и сроки) зарегистрированных ВКР заведующим кафедрами определяется приказом директора ВШЖиМК.

Заведующий кафедрой передает ВКР научному руководителю для подготовки отзыва и рецензенту для подготовки рецензии.

Процедура передачи зарегистрированных ВКР руководителю для подготовки отзыва и рецензенту для подготовки рецензии определяется приказом директора ВШЖиМК.

3.4. В письменном отзыве научного руководителя содержится информация о ходе подготовки студентом ВКР, степени ее самостоятельности, дается общая оценка профессиональных и личностных качеств студента. Характеристика ВКР в отзыв научного руководителя не входит.

В отзыве рецензента содержится оценка самой работы (ее актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость, культура оформления и т.д.).

Отзывы научного руководителя и рецензента могут быть как положительными, так и отрицательными, с обоснованием рекомендуемой оценки. Отзыв рецензента должен быть заверен печатью организации по месту работы Примечание: по месту работы – если сохраняется представленная редакция п. 1.5.

Одновременно с подготовкой отзыва научный руководитель ВКР отправляет оформленную в соответствии с регламентом аннотацию ВКР представителю кафедры в учебно-методической комиссии для размещения аннотации на сайте.

3.5. Заведующие кафедрами обязаны обеспечить представление в ГАК ВКР студентов с оформленными отзывами научных руководителей и рецензентов не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты заседания ГАК по защите ВКР.

Процедура передачи ВКР с оформленными отзывами научных руководителей и рецензентов в ГАК утверждается приказом директора ВШЖиМК.

После передачи ВКР в ГАК члены государственной аттестационной комиссии знакомятся с содержанием ВКР, а студенты – с отзывами на нее. Регламент работы с документами (а именно текстом ВКР, отзывом научного руководителя, рецензией на ВКР) утверждается приказом директора ВШЖиМК.

3.6. В ходе защиты каждому студенту предоставляется слово для изложения основного содержания работы и выводов. Регламент выступления – не более 10 минут.

Наличие электронной презентации ВКР является желательным. Примечание: мнение членов комиссии разделилось.

После выступления студент отвечает на вопросы членов экзаменационной комиссии и иных лиц, присутствующих на защите ВКР.

    3.7. Научный руководитель зачитывает свой письменный отзыв на ВКР, а рецензент – письменную рецензию.

    Студенту предоставляется время для ответа на замечания и вопросы рецензента.

    В случае отсутствия на защите ВКР научного руководителя и (или) рецензента, отзыв научного руководителя и (или) рецензия зачитываются одним из членов экзаменационной комиссии.

3.8. Наличие в ВКР студента элементов плагиата (в том числе прямое заимствование текста из печатных источников и электронных ресурсов без соответствующих ссылок, оформленных по требованиям государственного стандарта, объемом более 1 страницы печатного текста ВКР) является основанием выставления оценки «неудовлетворительно».

Объем одной цитаты должен быть оправдан целью цитирования, но не может превышать одной страницы текста ВКР.

    3.9. Время защиты ВКР определяется председателем экзаменационной комиссии, но не более 30 минут – для защиты ВКР бакалавра – и не более 45 минут для защиты ВКР специалиста или магистер¬ской диссертации.

    3.10. После заслушивания выступлений авторов ВКР и на основе их ответов, а также отзывов научных руководителей и рецензий государственная аттестационная комиссия по защите ВКР на закрытом заседании принимает решение об оценивании ВКР студентов.

Присутствие на закрытом заседании кого-либо из научных руководителей или рецензентов не допускается (за исключением научных руководителей и/или рецензентов, являющихся членами ГАК).

Решения об оценивании ВКР студентов принимается экзаменационной комиссией на закрытом заседании путем тайного голосования простым большинством голосов членов ГАК, участвующих в заседании.

Тайное голосование осуществляется заполнением членами ГАК экзаменационной ведомости заседания ГАК, где рядом с ФИО автора ВКР и названием ВКР член ГАК ставит рекомендуемую оценку. Ведомость членом ГАК не подписывается. Рекомендуемые оценки членами ГАК не обсуждаются и не согласовываются.

После заполнения ведомостей членами ГАК секретарь ГАК и председатель ГАК или председательствующий на заседании ГАК делают анализ полученных результатов и доводят их до сведения членов ГАК.

Система оценивания ВКР: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Член ГАК, не присутствовавший на защите ВКР, не может голосовать по этой работе (в ведомости ставится прочерк). По уважительной причине член ГАК может пропустить на одном заседании ГАК не более 3 защит ВКР.

При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель) обладает правом решающего голоса.

Решение экзаменационной комиссии оформляется в виде протокола заседания ГАК.

    3.11. Результаты защиты ВКР объявляются председателем экзаменационной комиссии или председательствующим на заседании в день защиты ВКР.

Решением ГАК могут быть отмечены ВКР, представляющие особую теоретическую или практическую значимость. Решением ГАК ВКР может быть рекомендована к опубликованию, в том числе – на сайте ВШЖиМК.

    3.12. Решение ГАК является окончательным.

3.13. После защиты ВКР хранится на выпускающей кафедре в течение 5 лет.

За ведение архива ВКР отвечают методисты кафедр.

3.14. ВКР является публикацией на правах рукописи.

Авторское право на текст ВКР принадлежит автору ВКР. При цитировании текста ВКР указание на источник обязательно.

ВКР может использоваться в методических и научных целях обучающимися и преподавателями. ВКР на дом не выдается.

4. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

4.1. ВКР пишется на русском языке. Текст набирается на компьютере и распечатывается с одной стороны листа формата А4 в программе «Word» или «PageMaker» кеглем 14 пунктов через 1,5 интервала (сноски – кеглем 12 пунктов, интервал – 1).

Поля: верхнее и нижнее – 2 см., левое – 3 см., правое – 1,5 см. Шрифт – Times New Roman. Цветовое оформление — черно-белое; графики, диаграммы и т.п. материалы могут быть цветными.

Нумерация страниц сквозная, включает текст работы, список литературы и приложения. Цифра ставится по центру листа вверху.

Оформление сносок и библиографическое описание источников должны быть унифицированы во всей работе и подчинены требованиям государственного стандарта.

Напечатанное сочинение представляется в ГАК в твердой непрозрачной папке в сброшюрованном виде.

4.2. Структура ВКР: титульный лист, содержание, введение, главы (главы делятся на параграфы), заключение, список литературы. Также работа может включать приложения (материалы СМИ, включая собственные публикации, расшифровки интервью, таблицы и графики, наглядные материалы для демонстрации во время защиты, работы, выполненные в рамках научно-исследовательской или научно-педагогической практики в магистратуре, и т.п.).

На титульном листе ВКР указывается название университета, факультета, кафедры, за которыми закреплено выполнение ВКР, название ВКР, форма ВКР (научно-исследовательская работа, профессионально-практическая работа), фамилия, имя и отчество студента, форма обучения, курс, ФИО научного руководителя, должность и ученая степень научного руководителя, город и год защиты.

Содержание располагается на второй странице ВКР. В содержании указываются введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, приложения, а также начальные страницы каждого раздела.

Во введении ВКР бакалавра и специалиста обосновывается выбор темы ВКР и ее актуальность, новизна, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, используемые методы анализа и источники, научно-методическая база исследования, структура. Во введении магистерской диссертации объясняются и доказываются актуальность исследования, степень научной разработанности темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, эмпирическая база, хронологические рамки исследования, методологическая база, научная новизна исследования, научная и практическая значимость исследования, апробация исследования (если есть), структура работы.

Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими. Каждый раздел (глава, параграф) представляет собой самостоятельный завершенный фрагмент текста, тесно связанный с общим содержанием.

Заключение должно передавать общий смысл выводов, к которым пришел автор ВКР, ответы на вопросы, поставленные в задачах, может содержать практические рекомендации, указания полезности и эффективности, наиболее положительные результаты, возможен прогноз развития событий.

Список литературы дается в алфавитном порядке по фамилиям авторов; если указано несколько работ одного и того же автора, то алфавитный порядок учитывает название его работ; если в публикации имя конкретного автора не указано, то в общем алфавитном порядке учитывается начальная буква названия публикации. Иностранные источники указываются в алфавитном порядке после публикаций на русском языке. В каждом наименовании, включенном в список, указываются: фамилия и инициалы автора, полное название публикации, год издания, место выхода издания. Для статей обязательно указание источника (журнала, газеты, сборника и т.п.), года, номера, страниц (для публикаций в газетах указание страницы необязательно). Интернет-издания приводятся в конце списка.

4.3. Содержание, введение, каждая глава, заключение, список литературы и каждое приложение начинаются с новой страницы. Заглавия частей выделяются жирным шрифтом. Новый параграф начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий, отделяясь от него дополнительными 2 интервалами. Заголовки параграфов выделяются жирным шрифтом.

Заголовки выравниваются по центру листа, текст – по ширине. Абзацы начинаются с отступа 1,27 см.

4.4. Сноски располагаются на той же странице, что и текст, к которому они относятся, после отбивочной линии.

Можно давать постраничную или сквозную нумерацию сносок.

4.    О работе методического семинара «Базовый курс по журналистике: содержание, образовательные методики и технологии, аттестация студентов» (МГУ им. М. В. Ломоносова).

На семинаре выступили 8 представителей вузов.

В. Д. Мансурова (Алтайский государственный университет) говорила о методическом обеспечении базового курса по журналистике. Чтобы разделить гуманитарную и технологическую подготовку, нужен комплекс – учебник, показывающий 17-летним высоты профессии, уровень журналистики (журналистика как часть социосферы, медиасферы, коммуникационного пространства), учебное пособие и учебно-методическое пособие. Учебник – про «знать», его отличает индустриальный подход, учебное пособие – инструкция по технике освоения навыков профессии. Учебно-методические пособия надо создавать усилиями профессионального сообщества. Еще В. Д. Мансурова говорила о распределении компетенций по дисциплинам: какая образовательная технология формирует тот или иной навык, формирует на занятиях, на практике, что проверять на выходе.

Е. Л. Вартанова (МГУ им. М. В. Ломоносова) рассказала коллегам о реализации программы «Интегрированный магистр»: 2 года – базовые курсы (фундаментальные дисциплины), 2 года – профили, 2 года – углубленная профилизация.

Яркое, отлично структурированное выступление на семинаре предложил Р. П. Лисеев, познакомивший коллег с концепцией преподавания ОТДЖ на нашем факультете.

Активное участие в работе семинара и конференции приняли члены учебно-методической комиссии А. Н. Марченко и К. И. Щербатых (заметим, что коллеги ездили в Москву на семинар и конференцию за свой счет). М. А. Бережная готовила выступление на семинаре от профиля «Телерадиожурналистика», но присутствовать не смогла.

А. Н. Марченко подготовил тезисы, в которых систематизировал информацию из разных источников (услышанное в Москве, прочитанное в уставе Берлинского университета им. Гумбольта) и свои наблюдения, касающиеся Болонской системы. В дальнейшем эти материалы будут преобразованы в статью.

Председатель учебно-методической комиссии ФЖ ВШЖиМК Л. Г. Фещенко | 26 февраля 2013

АВТОРИЗАЦИЯ

Логин
Пароль
запомнить
Регистрация
забыл пароль